Типы синтаксических ошибок
1) ошибки в согласовании (нарушения синтаксической координации между подлежащим и сказуемым, а также между определением и определяемым словом): Галина Уланова – одна из крупнейших представителей русской балетной школы (следует: …один их крупнейших представителей… или одна из крупнейших представительниц); 2) ошибки в управлении (состоят в выборе формы управляемого слова (существительного, местоимения), не соответствующего синтаксической норме): Он вернулся с командировки (следует: вернулся из командировки); 3) ошибки в выборе порядка слов в предложении (дистантное расположение зависимых и главных слов, однородных членов предложения): «Проверяйте деньги не отходя от кассы и правильность оформления билетов» (следует: «Проверяйте деньги и правильность оформления билетов не отходя от кассы»); 4) ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения (заключаются в объединении логически неоднозначных, лексически и стилистически несопоставимых компонентов в перечислительном ряду, в объединении в качестве однородных элементов причастных или деепричастных оборотов с придаточными предложениями и др.): Он любил живопись и квашеную капусту; В зоопарке мы видели птиц, страусов, слонов; Девушка, сидящая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем; 5) ошибки в использовании причастных оборотов: Приехавшие ученики на олимпиаду проходили в актовый зал.
6) ошибки в использовании деепричастных оборотов: Подъезжая к дому, у меня закружилась голова. 7) неоправданный эллипсис (заключается в пропуске одного или нескольких членов предложения, в результате чего возникают сложности в понимании смысла предложения): Делаем только срочные переломы (из объявления на двери рентгеновского кабинета) (следует: …снимки срочных переломов).
Задание 22. Определите, какие синтаксические ошибки допущены в предложениях:
- Учитель говорил о концерте и что мы скоро будем выступать.
- Я участвовал при снятии памятника.
- Во время подготовки экзаменов студенты получают консультации.
- Спрыгнув с танка, ему тут же сорвало башню.
- Я считаю, что главная задача преподавателя не только нести знания студентам, а заслужить их уважение.
- Не доезжая до города, автомобиль был обнаружен работниками ГИБДД.
- Иванов отказался со всеми студентами сдавать зимнюю сессию.
- За ударную работу меня наградили Доской почета.
- В совещании участвовали 21 представитель разных стран мира.
- Стоя на платформе, быстро подошел поезд.
- То мы посещали концерты, а также ходили на выставку.
- Только такой человек может видеть и понимать природу, как Левитан.
- Все 10 книг куплено недавно.
- Вопрос обсуждается назначенной дирекцией комиссией.
- Построенный дом на окраине города развалился.
- Под звуки музыки, закрыв глаза, возникают картины прошлого.
- Анна Ивановна, одна из призёров последней олимпиады, недавно приезжала в город.
- Он организовал и руководил творческим коллективом.
- Кто из учеников читали эту книгу?
- В редакции студенческой газеты объявлен конкурс о лучшем репортаже, посвящённом Дню города.
- Соня жалела и переживала за Раскольникова.
- Я не могу ни полностью согласиться с ведущим ток-шоу, ни с выступающим артистом.
- Пять картин висели на стенах, написанные известными художниками-импрессионистами.
- Услышав его голос, сердце у меня забилось чаще.
- Я согласился с ней о том, что фильм заслуживает наивысшей похвалы.
- Карманный переводчик поможет вам заговорить по-английски, не зная его.
- Статья о фильме «Тайны Нью-Йорка» была напечатана в Америке в 1912 году, в феврале, в номере киножурнала «Пикчер мэгэзин».
- Перед нами новая интересная игрушка для детей из пластмассы.
- Хозяин дачи поймал соседских мальчишек в своём саду, кравших у него яблоки.
- Электрички до Зеленогорска отправляются каждых полчаса.
- Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере.
- Можно без преувеличения сказать, что в столице садовников и огородников миллионы.
- Сцена последнего акта оперы Бизе «Кармен» представляет встречу главного тореадора Испании Эскамильо с толпой с криками радости и восторга.