Значение коэффициентов эластичности спроса от цены и дохода при покупке жилья

Категория покупателей жилья Коэффициент эластичности спроса от цены Коэффициент эластичности спроса от дохода  
Одиночки — 0,139 0,186 Женатые, главе семьи меньше 30 лет, — 0,221 0,069  
Одиночки Женатые, главе семьи меньше 30 лет, 1 ребенок Женатые, главе семьи 30 — 39 лет, 2 или более детей Женатые, главе семьи 50 лет или более, 1 ребенок — 0,13У — 0,221 О — 0,084 0,069 0,133 0,180
           

Эластичность спроса от цены и дохода при покупке жилья может также различаться в зависимости от места жительства. Спрос в центральных городах гораздо более эластичен от цены, чем на окраинах. Эластичность спроса от дохода, однако, растет по мере удаления от центра. Сле­довательно, бедные (или со средними доходами) жители центрального города (которые проживают там, где цена земли относительно высока) более чувствительны к цене при выборе жилья, чем их более состоятельные «конкуренты» на окраинах. Нет ничего удивительного, что у жителей ок­раин более высокая эластичность спроса от дохода, обус­ловленная их благосостоянием, а также тем, что в их райо­нах может быть построено большее количество более разнообразного жилья.

Потребительский излишек

Потребители покупают товары, потому что покупки де­лают их жизнь лучше. Потребительский излишек (допол­нительная выгода) показывает, насколько лучше в среднем живут отдельные лкэди. Так как различные потребители оценивают потребление различных товаров по-разному, максимальный уровень цены, которую они готовы заплатить за эти товары, также различается. Потребительский изли­шек представляет собой максимальную цену, которую по­требитель товара готов заплатить за покупку, за вычетом действительной цены товара. Точнее потребительский изли­шек является разницей между ценой, которую потреби­тель готов заплатить за товар, и той, которую он дейст­вительно платит при покупке. Предположим, например, что человек был бы готов заплатить 3 долл. за фунт говядины, хотя ему надо заплатить только 2 долл. за фунт. Сэко­номленный 1 долл. за фунт является его потребительским излишком. Когда мы сложим излишки всех потребителей, которые приобретают товар, мы получим размер совокуп­ного потребительского излишка.

Потребительский излишек может быть легко подсчитан с помощью кривой спроса. Мы можем показать соотно­шение между спросом и потребительским излишком, изу­чая отдельную кривую спроса на продукты питания на рис.

Потребительский излишек

Значение коэффициентов эластичности спроса от цены и дохода при покупке жилья - student2.ru

ПродуктЬ! питания, единиц Рис. 4.10. График потребительского излишка 121

4.10. Построив кривую спроса так, чтобы она была похожа на лесенку, а не на гладкую прямую линию, мы можем из­мерить излишек, который данный потребитель получает, когда покупает продукты питания, упакованные в пакеты по одному фунту.

Решая, сколько продуктов питания закупать, потре­битель может произвести следующие подсчеты. Так как цена продовольствия 4 долл. за фунт, стоимость первого фунта продовольствия равна 4 долл., но его «ценность» для потребителя — 10 долл. Эта 10-долларовая оценка получена при использовании кривой спроса, которая помо­гает определить максимальную цену, которую потребитель заплатит, чтобы приобрести дополнительную единицу продовольствия (10 долл. — максимум, который данный потребитель готов заплатить для приобретения первого фунта продовольствия). В этом случае продукты питания стоит купить, потому что их цена на 6 долл. меньше макси­мально возможной цены и, таким образом, они дают избы­точную стоимость.

Второй фунт продовольствия также стоит приобретать, так как это дает избыточную стоимость в 5 долл. (9 долл. — 4 долл.). Третий фунт продуктов питания дает излишек в 4 долл. Однако четвертый фунт дает излишек лишь в 3 долл., пятый — в 2 долл., а шестой — в 1 долл. Соответствующим образом потребитель безразличен к при­обретению седьмого фунта продовольствия (он дает нуле­вой излишек) и предпочитает не покупать больше продо­вольствия, так как ценность каждого последующего фун­та меньше его цены.

На рис. 4.10 потребительский излишек получается сло­жением избыточной стоимости по всем закупаемым еди­ницам. В данном случае потребительский излишек = = 6 долл. -f- 5 долл. + 4 долл. + 3 долл. + 2 долл. + -f- I долл. = 21 долл.

В более общем случае кривая спроса в виде лесенки может быть легко превращена в прямую линию за счет придания единицам товаров более мелких размеров. На рис. 4.11 лесенка построена для единиц продовольствия в /2 фунта, а не 1 фунт, и она начинает приближаться к кривой спроса в виде прямой линии. С помощью таких кри­вых спроса мы получаем возможность использовать тре­угольник на рис. 4.11, чтобы измерить потребительский из­лишек. Когда кривая спроса не является прямой, потреби­тельский излишек измеряется площадью ниже кривой спроса и выше линии цены. Когда мы хотим подсчитать

Значение коэффициентов эластичности спроса от цены и дохода при покупке жилья - student2.ru

7 Z J 4 5 6 7

Продукты питанияг единиц

Рис. 4.11. Графическое определение обобщенного потребительского излишка

совокупный потребительский излишек на рынке мы просто рассчитываем площадь ниже кривой рыночного спроса и выше линии цены.

Потребительский излишек имеет важное значение в эко­номике. При сложении многих отдельных излишков сово­купный потребительский излишек измеряет совокупную выгоду, которую получают потребители, приобретая това­ры на рынке. Когда мы соединяем потребительский излишек с совокупными прибылями, получаемыми производителями, мы можем оценить издержки и прибыль альтернативных рыночных структур и общественной политики, которые изменяют поведение потребителей и фирм на таких рынках.

Выводы

1. Индивидуальные кривые потребительского спроса для отдельных товаров могут быть построены на основании ин­формации о вкусах потребителей на товары и услуги, а также бюджетных ограничений.

2. Воздействие изменения цены на требуемое при спро­се количество товаров и услуг может быть разделено на две части: эффект замещения, при котором степень удов­летворения остается неизменной, но изменяется цена, и эффект дохода, при котором цена остается постоянной, но меняется полезность. Так как эффект дохода может

быть положительным или отрицательным, изменение цены может в небольшой степени или в крупных масштабах воздействовать на требуемое при спросе количество. В од­ном необычном, но интересном случае (товар Гиффина) запрашиваемое количество может изменяться в том же направлении, что и изменение цены (приводя к наклону вверх отдельной кривой спроса).

3. Кривая рыночного спроса представляет собой «гори­зонтальную» сумму индивидуальных кривых спроса всех потребителей на этом рынке. Кривая рыночного спроса может оказаться полезной, когда мы хотим подсчитать, насколько ценят люди потребление отдельных товаров и

услуг.

4. Спрос от цены неэластичен, когда однопроцентное уве­личение цены ведет к снижению количества спроса менее 1 %, и поэтому потребительские расходы растут. Спрос от цены эластичен, когда однопроцентное увеличение цены ве­дет к более чем однопроцентному снижению требуемого ко­личества при спросе так, что потребительские расходы снижаются. Спрос эластичен, когда однопроцентное увели­чение цены ведет к однопроцентному снижению требу­емого количества.

5. Концепция потребительского излишка может быть полезной при определении выгоды, получаемой людьми от потребления продукции. Потребительский излишек представляет собой разницу между тем, что потребитель готов заплатить за товар, и тем, что он действительно пла­тит при покупке.

Наши рекомендации