Модель жестких цен

Она предполагает жесткость цен на рынке товаров и услуг: фирмы не меняют цены на свои товары сразу же после того, как изменяются внешние обстоятельства, так как они связаны долгосрочными контрактами.

Предполагается, что фирма обладает известной долей моно­польной власти. Тогда желательная цена ее продукции р определяется:

1. общим уровнем цен Р (чем выше Р, тем выше издержки фирмы);

2. уровнем совокупного дохода Y: чем выше Y, тем больше спрос на продукцию фирмы, тем больше выпуск фирмы. Более высокий уровень производства ведет к увеличению издержек, следовательно, к повышению назначаемой цены.

Таким образом,

Модель жестких цен - student2.ru (4.5)

Рассматривается экономика, в которой функционируют два типа фирм:

1.одни имеют гибкие цены, то есть устанавливают их в соответствии с (4.5);

2.другие - с жесткими ценами, устанавливаемыми на основании своих оценок будущей экономической ситуации

Модель жестких цен - student2.ru (4.6)

Где Модель жестких цен - student2.ru ожидаемый уровень дохода.

Предположим, что ожидаемый уровень дохода совпадает с потенциальным, тогда фирмы с жесткими ценами устанавливают их на ожидаемом общем уровне цен Модель жестких цен - student2.ru

Пусть s - доля фирм с жестким ценообразованием, (1 - s) -с гибким, тогда фактический уровень цен в экономике будет средневзвешенным цен этих двух типов фирм:

Модель жестких цен - student2.ru (4.7)

После преобразований получаем:

Модель жестких цен - student2.ru (4.8)

Положим:

Модель жестких цен - student2.ru (4.9)

тогда придем к тому, что Модель жестких цен - student2.ru (т.е. к формуле (4.1))

Условие (4.8) утверждает, что если спрос велик и Модель жестких цен - student2.ru , тогда фактический уровень цен будет превышать ожидаемый. Если все фирмы будут устанавливать гибкие цены (s=0), то выпуск не сможет отклониться от потенциального уровня. Следовательно, общий уровень цен будет зависеть от доли каждого из типов фирм в экономике. Таким образом, в данной модели объясняется, что если выпуск велик, то и уровень цен будет выше ожидаемого.

Как следует из (4.8) и (4.9), кривая совокупного предложения более полога (то есть выпуск изменяется сильнее в ответ на изменение цен), когда s - велико, а а - мало. Иначе говоря, если количество фирм с жестким ценообразованием велико, цены будут колебаться около ожидаемого уровня, даже когда выпуск далек от потенциального, Следовательно, кривая совокупного предложения полога.

Рассмотренные четыре модели различаются между собой по рынкам, которые они представляют, и по характерным чертам, которые они выделяют. Первые две модели описывают рынок труда, вторые две - рынок товаров. Две модели основываются на жесткости заработной платы и цен, другие две - на несовершенстве информации работников или фирм.

Все вместе рассмотренные модели объясняют, что объем выпуска превысит потенциальный, если уровень цен превысит ожидаемый (или наоборот). Таким образом, в краткосрочном периоде неожиданное увеличение совокупного спроса приведет к возрастанию как выпуска, так и цен. В долгосрочном периоде ожидаемый уровень цен возрастет, кривая краткосрочного совокупного предложения сдвинется влево-вверх, выпуск вернется к потенциальному уровню, но при более высоком уровне цен.

Наши рекомендации