Оценка уровня научно технологической и инавационной безопасности украины

Научно-технологическая безопасность - это такое состояние научно-технологического и производственного потенциала государства, позволяет обеспечить надлежащее функционирование национальной экономики, достаточное для достижения и поддержания конкурентоспособности отечественной продукции, а также обеспечения государственной независимости за счет собственных интеллектуальных и технологических ресурсов . Существуют официальные показатели уровня научно-технологической безопасности Украины - индикаторы и пороговые значения индикаторов, которые предусматривает Методика расчета уровня экономической безопасности Украины, утвержденная Приказом Министерства экономики Украины № 60 от 02.03.2007 г.: удельный вес расходов государственного бюджета на науку в ВВП, количество специалистов, которые выполняют научно-технические работы, человек на 1000 чел., доля предприятий, внедряющих инновации, в общем количестве промышленных предприятий, коэффициент изобретательской активности, отношение количества внедренных объектов промышленной собственности в зарегистрированных доля реализованной инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, индекс изменения активности создание образцов новой техники, индекс изменения активности освоения новых видов продукции, соотношение доли фундаментальных исследований, прикладных исследований, научно-технических разработок и научно-технических услуг, выполненных собственными силами в общем объеме . Удельный вес расходов из государственного бюджета Украины на финансирование научных и научно-технических робе течение последних `пяти лет не превышает 0,4% в ВВП при определенном предельном значении - 1,7%. Недостаточная государственная поддержка привела к снижению численности специалистов, как выполняли научные и научно-технические работы, и составляет 2 человека на 1000 чел. населения (пороговое значение - не менее 9). В Украине постепенно уменьшается доля предприятий, внедряющих инновации. Так, по данным Государственного комитета статистики Украины в 2012 г. их удельный вес в общем количестве предприятий составляла 10,7% (пороговое значение - не менее 50). Также наблюдается негативная тенденция уменьшения доли реализованной инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции: в 2007 г. этот показатель составлял - 6,7%, в 2008 г. - 5,9%, 2012 г - 4,8%. . Предельное значение показателя не менее 5%. Индекс изменения активности создание образцов новой техники и индекс изменения активности освоения новых видов продукции в 2012 г. составил соответственно 94% и 22%. (Предельное значение не менее 100). Соотношение доли фундаментальных исследований, прикладных исследований, научно-технических разработок и научно-технических услуг, выполненных собственными силами в общем объеме составляют 21:16:63 (предельное значение 15:25:60). Стоит отметить, что в Украине отсутствует четкая программа инвестиционно-инновационной деятельности, что приводит: - Уменьшение количества ученых и предприятий, которые проводят научную деятельность; - Уменьшение удельного веса расходов из государственного бюджета на научные цели и увеличение доли собственных капиталовложений предприятий в инновационные проекты; - Отсутствие внедрения серьезных программ в сфере рационального использования ресурсного потенциала, энергосбережения и производства новой техники; - Концентрацию большей части государственных инвестиций в нескольких регионах.З целью усовершенствования функционирования научно-технологической сферы, обеспечения эффективного использования инновационного потенциала и укрепление уровня научно-технологической безопасности Украины целесообразно: - Увеличить удельный вес расходов государства на финансирование науки в ВВП до 2%. Поскольку согласно данным Международной организации труда, если на науку выделяют менее 2% ВВП, то начинается разрушение не только науки, но и экономики и общества в целом ; - Создать информационно-аналитическую систему мониторинга научно-технической деятельности в Украине; - Осуществлять финансирование инновационных программ из разных бюджетов развития на кредитных началах с нулевой ставкой, залогом на общих основаниях с отсрочкой срока внесения первого платежа на 3 - 5 лет после внедрения инновационных мероприятий. Воплощение данных мероприятий будет способствовать функционированию научных и научно-исследовательских учреждений и предприятий.Политика стимулирования научной и инновационной деятельности обеспечит динамичное развитие всей экономики и будет основой для улучшения жизни населения.

В условиях ускоряющейся динамики инновационного развития, кардинального сокращения периода времени между научным открытием и пониманием его потенциальных технологических возможностей (или возможностей военно-прикладного использования новой техники), активным распространением и ростом доступности информации, повышается и угроза появления технологических сюрпризов .

Необходимым условием возможности ответа на технологические сюрпризыпрорывы оппонентов является поддержание технологического лидерства. Надо иметь в виду, что технологическое лидерство – это выбор и приложение огромных усилий. Соответственно, ориентация на технологическое лидерство – залог высокого качества национальной инновационной системы и эффективного механизма инновационных процессов в экономике.

Понимая УМИП как способность достижения целей инновационного развития, сохранение возможности воспроизводства инновационной деятельности в среднесрочной и долгосрочной перспективе в широком спектре внешних и внутренних изменений, ее можно определить как один из факторов поддержания инновационной способности, причем не только в настоящем, но и в будущем. Она предполагает не только надежность функционирования НИС и прочность связей между ее элементами, но и высокий уровень адаптивности к изменениям. Важнейшим показателем устойчивости механизма инновационных процессов является непрерывность и регулярность реализации инновационной деятельности. Конкретно для военного сектора показателем УМИП является поддержание военно-технологического превосходства.

Литература .

1. Методика расчета уровня экономической безопасности Украины. Официальный сайт Министерства экономики Украины [Электронный ресурс]. Режим доступа: www . me . gov . ua 2. Государственный комитет статистики Украины / / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ck.ukrstat.gov.ua/ . 3. Амоша А.И. Выступление на заседании НАН Украины / / Вестник НАН Украины. - 2005. - № 7. - С. 77 - 83.
Aldrin A.J. Technology Control Regimes and the globalization of space industry // Space Policy. 1998. – Vol.14. – P.120.

2. Defense R&D Issues: Their Importance in Long-Range Strategic Planning / Strategic Studies Center, SRI Project 2358, Technical Note SSC-TN-2358-2, July 1975. Уиллард Перри, с. 45-46

3. Панкова Л.В. Инновационная составляющая военной экономики США. - М.: ИМЭМО РАН, 2006. - С. 30-37.

4. Саморегулирование «предусматривает установление правил, регулирующих хозяйственную деятельность экономических субъектов» и обеспечение контроля за выполнением этих правил. (Обыденов А. Институциональные особенности саморегулирования бизнеса // Вопросы экономики. – М., 2003. - № 11. - С.88-89).

5. Sustaining the Nation’s Innovation ecosystem / President’s Council of Advisors On science and Technology. Workforce / Education Subcommittee. 2004. – June.

6. Солонин В. – зам. директора ЦИАМ (Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И.Баранова) // НВО. – М., 1999. - № 10. - С.6.

7. Панкова Л.В. Инновационная составляющая военной экономики США. - М.: ИМЭМО РАН, 2006. - С.35

8. Business Week. 2003. - April 14. – P. 34 (international technology-sharing).

9. Сухарев О. Эволюционная макроэкономика в шумпетерианском прочтении // Вопросы экономики. – М., 2003. - № 11. - С.45

Наши рекомендации