Роль крупного бизнеса в экономике. Процесс концентрации производства
Большая часть всей продукции страны (примерно 50%) приходится на долю крупного бизнеса, хотя количество таких предприятий в общей численности компаний очень невелика ( Франция – 0,1%, США – 2%). Высокий уровень концентрации производства объясняется:
положительным эффектом масштаба,
сокращением безусловно постоянных издержек,
снижением внешних трансакционных издержек.
Концентрация представляет собой процесс сосредоточения производства во всех более крупных предприятиях.
Процесс концентрации производства осуществляется в двух направлениях:
1) укрупнение предприятий (абсолютная концентрация);
2) распределение общего объема производства между предприятиями разного размера (относительная концентрация).
Абсолютная концентрация характеризует размеры производственных единиц, относительная — долю крупных предприятий в общем объеме производства отрасли.
Концентрация производства происходит в следующих четырех формах:
1) укрупнение предприятий — сосредоточение производства в крупных предприятиях. Укрупнение определяется ростом производительности единичных мощностей машин и оборудования, ростом объемов производства;
2) специализация — сосредоточение однородного производства, являющегося массовым или крупносерийным;
3) кооперирование — установление прямых производственных связей между предприятиями, участвующими в совместном изготовлении определенной продукции;
4) комбинирование — объединение разных форм производства по: обработке сырья, его переработке и (если возможно) использованию отходов производства в одном предприятии — комбинате.
Все эти формы взаимосвязаны и часто дополняют друг друга.
87. Вертикальная и горизонтальная интеграция: понятие, экономический смысл
Вертикальная интеграция — в микроэкономике, это степень владения одним холдингом инфраструктурой, бизнес-процессами, технологиями, компетенциями и т. д. в цепочке процессов производства товара или услуги (направление к поставщикам сырья — назад; направление к потребителям — вперёд). Вертикально интегрированные холдинги контролируются общим владельцем. Обычно каждая компания холдинга производит различный продукт или услугу для удовлетворения общих потребностей.
К примеру, в современном сельском хозяйстве, в большинстве случаев, существует такая цепочка: сбор продукта, его переработка, сортировка, упаковка, хранение, транспортировка и, наконец, продажа продукта конечному потребителю. Фирма, контролирующая все или несколько звеньев подобной цепи, будет вертикально интегрирована. Вертикальная интеграция это противоположность горизонтальной интеграции. Монополия созданная посредством вертикальной интеграции называется вертикальной монополией.
Горизонтальная интеграция — в микроэкономике и стратегическом менеджменте термин описывает тип собственности и контроля. Горизонтальная интеграция происходит тогда когда одна фирма берет под контроль или поглощает другую фирму, находящеюся в той же отрасли промышленности и на той же ступени производства как и поглощающая фирма.
К примеру, один автопроизводитель берет под контроль другого автопроизводителя, в данном случае они находятся на одной ступени производства и в одной и той же отрасли промышленности. Монополия созданная посредством горизонтальной интеграции называется горизонтальной монополией
88. Что такое трансакционные издержки? Какова их структура и величина?
В ходе производственной деятельности фирма несет производственные и непроизводственные затраты. Последние включают в себя затраты на подготовку, заключение и реализацию сделок. Эти затраты получили название трансакционных издержек.
Иными словами, ПОД ТРАНСАКЦИОННЫМИ ИЗДЕРЖКАМИ понимаются издержки взаимодействия субъектов экономики. Этот вид затрат включает любые необходимые затраты ресурсов, которые не направлены непосредственно на производство экономических благ, но обеспечивают успешную реализацию данного процесса. Примеры: анализ состояния рынка, консультации, поиск информации; реклама, стимулирование сбыта, ведение переговоров, заключение контрактов; контроль за соблюдением контрактов, принуждение к их исполнению.; контроль за персоналом и т.д.
Для того, чтобы осуществить сделку, фирме необходимо:
выбрать потенциальных партнеров, собрать о них сведения;
убедить их в выгодности совершения сделки (это целый комплекс маркетинговых и рекламных услуг);
провести переговоры, составить договор;
4) обеспечить гарантии выполнения соглашения.
Структура: Часть трансакционных издержек, которую можно считать предварительной, относится к моменту до совершения сделки (сбор информации), другая приходится на момент ее оформления (переговоры и заключение контракта), третья носит постконтрактный характер (меры безопасности против оппортунистического поведения, меры по восстановлению нарушенных прав собственности).
Трансакционные издержки составляют значительные суммы. В наше время эти издержки занимают большую часть затрат предприятия – доходя до 60 и даже 80%.
Подсчетов по России, к сожалению, не ведется. Но в условиях плохо организованного рынка, низкой договорной дисциплины, дефицита коммерческой информации, слабого правового обеспечения они должны быть очень велики. Дорого обходится поиск необходимых ресурсов. Всегда существует вероятность обмана, искажения информации о потребительских свойствах товаров и их реальной ценности, недобросовестности контрагента.