Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
Государственный финансовый контроль является существенным элементом управления финансами всех уровней и является обязательным условием эффективного функционирования налоговой системы и экономики страны. Целью контроля является содействие реализации финансовой (налоговой) политики государства в процессе формирования и использования фондов в ходе выполнения государством своих задач перед обществом. От степени установления контроля зависит и экономическое благополучие государства. Основными составляющими системы государственных финансов являются две составляющие - доходы и расходы. Поэтому финансовый контроль направлен прежде всего на проверку своевременности и полноты поступлений доходов, правомерности и целесообразности расходования средств.Налоговые поступления являются основным источником доходов, формирующих бюджеты всех уровней. Значимость налогов в формировании бюджетов: свыше 80% общего объема доходов консолидированного бюджета РФ формируется за счет налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц. Это положение и определяет значимость государственного финансового контроля в масштабе государства.
Государственный налоговый контроль представляет собой комплекс мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности системы налоговых органов в формировании денежных фондов всех уровней государственной власти в части налоговых доходов, по выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджеты, по улучшению налоговой дисциплины среди налогоплательщиков, по соблюдению налогового законодательства налогоплательщиками.
Налоговый контроль является элементом управления налогообложением и необходимым условием существования эффективной налоговой системы. Он обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти. Налоговый контроль по своей сути - это завершенная фаза управления налогообложения и один из элементов методики планирования поступлений налоговых доходов в бюджет.
С одной стороны, налоговый контроль выступает в форме контролирующего органа налоговой системы, с другой стороны, при принудительном изъятии части доходов налогоплательщиков налоговый контроль является объективной необходимостью для формирования бюджета за счет налоговых изъятий (поступлений).
Функции государственного налогового контроля:
- обеспечение поступлений в бюджеты разных уровней за счет налоговых платежей;
- воспрепятствование уходу от налогов посредством проверки исполнения налогового законодательства со стороны налогоплательщиков;
- соблюдение налогоплательщиками налоговой дисциплины и налогового законодательства, полноты и своевременности уплаты налоговых платежей;
- выявление резервов увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Субъектами налогового контроля, или органами, осуществляющими контроль, являются Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения, Таможенный комитет РФ и его подразделения, федеральная служба налоговой полиции, органы государственных внебюджетных фондов, другие органы и организации государственной системы власти.
Основными видами государственного налогового контроля являются:
- контроль органов законодательной (представительной) власти;
- контроль органов исполнительной власти;
- контроль органов судебной власти;
- президентский контроль.
По времени существования различают такие виды налогового контроля, как предварительный, текущий и последующий. Такое деление носит условный характер, и в принципе налоговый контроль может быть одновременно всеми этими видами в зависимости от исполнения налоговых обязательств со стороны налогоплательщика и налогового органа, например, камеральная проверка расчета по налогу на прибыль за первый квартал: по отношению к моменту исчисления налога за первый квартал - это последующий контроль, по отношению к моменту уплаты налога - предварительный, по отношению к процессу исполнения обязательств по уплате налога за весь налоговый период (год) - текущий контроль.
Методы (способы или приемы) государственного налогового контроля могут быть разнообразными. Каждому виду налогового контроля присущи свои методы. Выбор тех или иных методов зависит от конкретных задач, поставленных субъектом контроля, его функций и полномочий.
К наиболее распространенным методам типового вида налогового контроля можно отнести следующие:
- метод убеждения;
- метод принуждения;
- административный метод;
- экономический метод;
- метод процедурного характера (совершение отдельных контрольных действий);
- метод организации контрольной работы.
В зависимости от субъекта налогового контроля можно выделить следующие виды:
- государственный налоговый контроль;
- муниципальный налоговый контроль;
- независимый (аудиторский) налоговый контроль;
- общественный налоговый контроль.
Независимый (аудиторский) контроль проводится специализированными фирмами, внутренний - осуществляется службами самого учреждения (комиссиями).
Муниципальный контроль занимает промежуточное положение между государственным налоговым контролем законодательных (представительных) органов власти и общественным налоговым контролем.
Общественный налоговый контроль осуществляется гражданами, трудовыми коллективами, политическими партиями, общественными организациями в соответствии с Положением об общественном контроле.