XVIII — первая половина XIX в
ТОРГОВОЕ ДЕЛО: ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ
Учебник
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов, обучающихся по специальности «Экономика и управление предприятиями торговли»
Москва
ИНФРА-М
УДК (075.8) 339.16
ББК 65.9(2Р) 421я7
Т 60
Учебник подготовлен авторским коллективом кафедры торгового дела и логистики Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова:
введение, главы 1, 2, 3, 10, 12 — проф.Л.А. Брагин;
главы 19, 20 — проф.Т.П. Данько;
главы 6, 7, 8, 9 — доц.Г.Г. Иванов;
главы 4, 5 — доц.В.В. Коханенко;
глава 3 — доц.В.П. Куренкова;
введение, главы 11, 17, 18 — доц.И.Б. Стукалова;
главы 13, 14, 15, 16 — доц.С.С. Шепилова.
Торговое дело: экономика и организация: Учебник/Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 256 с.
ISBN 5-86225-605-9
В учебнике рассматриваются вопросы, связанные с экономикой и организацией хозяйственной деятельности торговых предприятий в условиях формирования рыночных отношений. Изложены общесистемные особенности торгового дела и практические аспекты государственного регулирования сферы обращения. Большое внимание уделено изучению экономического содержания, методов анализа и оценки состояния основных показателей работы предприятий розничной торговли: товарооборота, товарных запасов, издержек обращения, валового дохода и др.
Для студентов и аспирантов высших учебных заведении торгового профиля, руководителей торговых предприятий и всех, кто желает получить систематизированное представление об основах торгового дела.
ISBN 5-86225-605-9
ББК 65.9(2Р)421я7
Коллектив авторов, 1997
Оглавление
Введение................................................................................................................................................................................................ 2
Глава 1 ОБЩЕСИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВОГО ДЕЛА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД............................ 6
Глава 2 ПОТРЕБНОСТИ — ИСХОДНАЯ ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА 16
Глава 3 РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ ОБРАЩЕНИЯ............................................................................................................... 23
Глава 4 ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.............................................................. 28
Глава 5 ТОВАРООБОРОТ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.................................................................................................... 36
Глава 6 ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ........................................................................................... 42
Глава 7 ТРУД И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА НА ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ................................................................. 46
Глава 8 ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ............................................................................................. 55
Глава 9 ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.................................................................................... 60
Глава 10 ДОХОДЫ И ПРИБЫЛЬ.................................................................................................................................................. 70
Глава 11 ФИНАНСЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ............................................................................................................. 75
Глава 12 ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.................... 83
Глава 13 РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ................................................................................................................................ 86
Глава 14 ОПЕРАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В МАГАЗИНЕ........................................................................................................ 92
Глава 15 ФОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕГО УСТОЙЧИВОСТИ........ 97
Глава 16 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ТОВАРОСНАБЖЕНИЯ......................................................................................... 99
Глава 17 ТОВАРНЫЕ СКЛАДЫ................................................................................................................................................ 108
Глава 18 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС НА СКЛАДЕ................................................................................................. 111
Глава 19 ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ...................................................................................................................................................... 125
Глава 20 МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК УСЛУГ.................................................................................................................. 136
Введение
КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Ранее полагали, что сущность торговли заключается в обмене, в действительности же она заключается в том, чтобы сделать продукт доступным потребителю.
Ж.-Б.Сэй
IX-XVII вв.
Возникновение торгового предпринимательства на Руси относится к глубокой древности. Уже в IX в. торговля становится важной сферой хозяйственной деятельности. Рынок (торг, торжище, торговище) занимал центральное место в русском городе—в древнем Киеве, например, насчитывалось 8 рынков.
В связи с зарождением мануфактурного предпринимательства в XVII в. началось заметное укрупнение товарного производства, вызвавшее появление крупной оптовой торговли.
К середине XVII в. торговые связи приобретают государственный характер. Формируется единый рынок, который охватывает все слои населения. Однако заметнее всего был рост торговой активности купечества, особенно в сфере межобластных связей. Развитие товарного производства объективно требовало сбыта продукции в больших масштабах, а следовательно, и появления крупных торговцев-оптовиков, чья деятельность видоизменила бы прежние торговые операции. Между тем деятельность оптовиков была ограничена в силу двух основных причин. Во-первых, основная масса торговцев испытывала недостаток капитала; во-вторых, большая часть населения Российского государства жила в условиях натурального или полунатурального хозяйства, поэтому в крупном масштабе можно было оперировать лишь теми товарами, которые отсутствовали на мелких местных рынках. С другой стороны, невысокая покупательная способность населения не допускала узкой специализации в торговле.
Активное развитие отечественной торговли обусловило переход российского правительства к политике меркантилизма. 25 октября 1653 г. был обнародован Торговый устав, главное значение которого состояло в установлении единой торговой пошлины в размере 5% от цены продаваемого товара и повышении размера пошлины с иностранных купцов. Ярко выраженный протекционистский характер имел Новоторговый устав, принятый в 1667 г. и резко ограничивающий торговую деятельность иностранцев в России: пошлины, уплачиваемые ими, достигали 22% от цены товара, не считая расходов по транспортировке; кроме того, иностранным купцам разрешалось вести только оптовую торговлю.
Таким образом, торговые уставы ограждали русских людей от иностранной конкуренции и одновременно увеличивали размер поступлений в казну от сбора пошлин.
XVIII — первая половина XIX в.
Преобразования Петра I вызвали крупные изменения в экономической жизни Российской Империи, в том числе в торговле. Северная война и расширение казенного предпринимательства привели к кризису средневековых купеческих корпораций. Резко изменились условия и структура торговли (в частности, была введена государственная монополия на торговлю особенно прибыльными товарами — солью и табаком, а также на экспортные поставки юфти, икры, хлеба, смолы, пеньки и т.д.). Были пересмотрены традиционные нормы взаимоотношений государства с крупным купечеством, которое потеряло былую экономическую мощь и фактически было ликвидировано как институт.
Одновременно укреплялись позиции нового слоя предпринимателей — гильдийских купцов. Важнейшим фактором, способствующим развитию деловой активности гильдийцев, стало их приобщение к "компанейской" форме предпринимательства, так как индивидуальные капиталы оказались недостаточными для создания крупных частных предприятий.
Компании (товарищества) не были новшеством для отечественного делового мира. В допетровской Руси они существовали издавна, главным образом в форме "складничеств" и торговых домов.
Если в XVII в. крупное купечество старалось вложить полученную прибыль в недвижимое имущество, прежде всего — в землю, то после реформ, проведенных Петром I, купцы утрачивают возможность стать землевладельцами. Первостепенное значение для них приобретает капитал, находящийся в обороте. Имея оборот в размере нескольких тысяч рублей, купцы обладали порой имуществом, стоимость которого не превышала две-три сотни рублей. Неудивительно, что кредитные учреждения проявляли большую осторожность при выдаче ссуд купцам, не имеющим поручительств.
Большую роль в развитии российского купеческого предпринимательства сыграли законодательные акты Екатерины II, направленные на расширение гражданских прав торговцев. Купцы были освобождены от рекрутской повинности и уплаты подушной подати, замененной 1%-ным налогом с оборота. Наконец, в соответствии с "Жалованной грамотой городам ", принятой в 1785 г., купечество окончательно оформляется в самостоятельное сословие. Каждый торговец имел право записаться в одну из трех гильдий при условии объявления определенного размера капитала. Купцы первой и второй гильдии имели право на внутренний оптовый и розничный торг; при этом купцам первой гильдии разрешалось торговать не только в Российской Империи, но и за ее пределами, для чего можно было иметь морские суда. Сфера деятельности купцов третьей гильдии ограничивалась мелочным торгом.
Конец XVIII — начало XIX в. характеризуется обновлением делового мира Российской Империи, начавшимся еще при Петре I: происходит вытеснение крупных купеческих родов, пребывавших в состоянии корпоративной замкнутости, более инициативными предпринимателями из среды провинциального купечества, крестьян и мещан. В первой половине XIX в. набирает силу новое гильдийское купечество, ориентированное не только на торговую, но и активную промышленную деятельность.
Российское законодательство того времени предполагало деятельность двух видов предпринимательских объединений — торгового дома (полного или на вере) и акционерной компании. В связи с этим отечественные историки высказывают мнение о том, что в общем виде принцип ограниченной ответственности акционеров был провозглашен в России за полстолетия до окончательного его утверждения в Западной Европе.