Ранснациональные компании и международная торговля.

Международное производство – это производство товаров и услуг в других странах, контролируемое и управляемое транснациональными компаниями. ТНК – это основная движущая сила, способствующая глобализации экономики. ТНК – это национальные компании, развернувшие свою производственную, финансовую или иную деятельность в других странах. Сегодня в мире насчитывается свыше 60 тыс. крупных транснациональных компаний, которым принадлежит более 500 тыс. зарубежных предприятий, расположенных во всех странах мира. Среди ТНК выделяют 100 крупнейших предприятий. Им принадлежит более 15% зарубежных активов всех ТНК и на их долю приходится около 22% продаж всех транснациональных компаний. В 2001 г. размер международных продаж ТНК приблизился к 18 трлн долл. Это почти в 3 раза превышает стоимость мирового экспорта товаров и составляет около 60% валового национального продукта всех стран мира. Большинство ТНК расположено в развитых странах, в основном принадлежащие им филиалы и дочерние предприятия. В последнее десятилетие национальные ТНК стали формироваться в развивающихся странах. Большинство из них расположено в Гонконге, Республике Корея, КНР, Венесуэле, Мексике и Бразилии. Транснациональные компании – это важные действующие лица в международной торговле. К сожалению, достаточно точная и полная статистика, относящаяся ко всем ТНК всех стран мира, отсутствует. Однако значительная часть информации роли ТНК в международной торговле может быть найдена в регулярно публикующихся исследованиях Секретариата ЮНКТАД «Доклад о международных инвестициях», где собран большой фактический и аналитический материал. ТНК являются, прежде всего, крупными рынками для внутренних торговых операций, т.е. торговых операций, которые производятся между предприятиями, входящими в рамки отдельных ТНК. Как показывает анализ таких операций, существует тесная взаимосвязь между исследовательской деятельностью, которой занята ТНК, и удельным весом такой внутрифирменной торговли. Например, в фармацевтической промышленности, где расходы на НИОКР превышают 12% издержек производства, почти 90% внешней торговли осуществляется с помощью внутрифирменной сети. Вместе с тем в производстве одежды, где всего лишь 1% расходуется на НИОКР, внутрифирменная сеть занимает 5% внешнеторговых операций.

ТНК играют значительную роль в экспорте промышленных товаров, где экспорт всех основных технически сложных товаров, как правило, сконцентрирован в небольшой группе крупных ТНК, а сама реализация этих товаров происходит через систему зарубежных дочерних предприятиц этих фирм. Такая экспортная схема характерна для вывоза автомобилей, бытовой и промышленной электронной техники, фармацевтических и химических товаров и многих других. Поэтому очень часто рынок какой-либо страны, открытый по формальным признакам (низкий уровень торгово-политических барьеров, в частности таможенных пошлин), может оказаться наглухо закрытым для иностранной конкуренции и может быть открыт только путем соглашений с ТНК, закрепившейся на этом рынке.

Роль ТНК во внешней торговле высока не только в технически сложных товарах или товарах высокой технологии. Не менее важна она в производстве и торговле сырьевыми и продовольственными товарами. Причем степень концентрации торговли этими товарами в крупных ТНК не просто высока. Она быстро прогрессирует в последние десятилетия как одно из последствий процесса глобализации экономики. Например, по оценке Секретариата ЮНКТАД, пять ТНК сосредоточили в своих руках больше половины мировой торговли зеленым кофе ходилось больше половины мирового рынка. А о темпах роста концентрации говорит следующая цифра: в 1980 г. в Лондоне действовало 30 фирм, торговавших какао-бобами, во второй половине 90-х годов ХХ в. их осталось только десять. ТНК значительно усилили свой контроль в торговле бананами, растительным маслом, ананасами, шоколадными изделиями и многими другими товарами. Характерно при этом, что благодаря высокой степени контроля ТНК над внешней торговлей продовольственными товарами цены на необработанные и готовые к употреблению продукты, как правило, движутся в разных направлениях. Если принять соотношение цен на необработанные и готовые к употреблению продукты за единицу в 1975 г., то к середине 90-х годов ХХ в. разница составляла 3-для кофе, 2,5-для сахара,2-для мяса. ТНК благодаря доминирующему положению на рынке, выступая как монопольные покупатели необработанных товаров, тормозили их рост и в то же время будучи монопольными продавцами готовых продуктов питания, добивались их роста. Как будет показано ниже, подобная политика цен пронизывает всю деятельность ТНК в международной торговле, как товарами, так и услугами. Ножницы, которые создаются двойной политикой в области закупочных и продажных цен, унесли десятки миллиардов долларов из карманов потребителей конечной продукции, превратившись в активы ТНК. Велика роль ТНК и в международном обмене услугами. Выше уже говорилось, что почти половина крупнейших ТНК связана с производством и обменом услугами.

Развитие глобального производства коренным образом изменило роль международной торговли товарами и услугами в мировой экономике.

Развитие внешнеэкономических связей и более ограниченное включение страны в мировую хозяйственную систему, в свою очередь, выжвигают целый ряд сложных взаимосвязанных экономических, правовых, торгово-политических, хозяйственных задач; требуют учета в хозяйственной политике достигнутого уровня интернационализации мировой экономики и быстро прогрессирующих процессов международной специализации и кооперации. При этом необходимо учитывать и изменившуюся роль внешнеэкономических связей, и в частности внешней торговли, в развитии национальной экономики. Все это требует переоценки сложившихся взглядов на роль международной торговли в деле создания динамичной и передовой экономики, отказа от сохранившихся еще взглядов на внешнеэкономические связи как на второстепенный фактор экономического роста. В этой связи необходим и новый подход в анализу процессов, идущих в международных торговых отношениях, и в частности в международной торговле услугами.

Услугам в развитии мировой экономики принадлежит важная роль. С одной стороны, обмен услугами выполняет функцию своеобразного связывающего механизма, обеспечивающего развитие международного разделения труда, рост специализации и кооперации производства. С другой стороны, услуги давно уже стали самостоятельной сферой международного обмена, значение которой быстро возрастает, открывая дорогу развитию обмена товарами. Оба этих обстоятельства определяют двойственную роль услуг в мировой экономике. С этих двух позиций в работе рассмотрена международная торговля услугами, ее главные особенности и основы многостороннего регулирования обмена услугами в рамках Всемирной торговой организации.

КЛАССИФИКАТОР УСЛУГ

Как уже отмечалось, сложность с созданием термина «услуга» привела к поиску иного решения, необходимого для практических целей: ведения переговоров, создания базы данных о видах услуг и барьерах на пути торговли услугами. Поэтому был задан Классификатор видов деятельности, которые могут рассматриваться как услуги. Классификационная схема различных видов услуг, которая сегодня применяется в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) для переговоров о либерализации барьеров в торговле услугами учеба их производства, была разработана в ходе Уругвайского раунда. Наряду с классификационной схемой ВТО используются классификаторы Международного валютного фонда, в которых торговля услугами оценивается по размерам платежей и поступлений, входящих в платежный баланс страны, классификационная схема Мирового банка и ряд других схем. Однако классификационная схема ВТО сегодня занимает центральное место.

С точки зрения международного обмена услуги делятся на две группы: неторгуемые услуги, т.е. услуги, которые потребляются в той стране, где были произведены, причем они производятся и потребляются резидентами одной страны; и торгуемые услуги, т.е. услуги, производимые резидентами одной страны и потребляемые другой. В последние десятилетия развитие экономики, транспорта, передачи информации, электронных систем связи постепенно способствует тому, что ранее неторгуемые услуги становятся тогруемыми.

Разработанный в ходе Уругвайского раунда многосторонних переговоров и действующий в рамках ВТО Классификатор услуг включает около 160 обобщенных видов услуг, разделенных на 12 крупных разделов:

1. Деловые услуги – 46 групп.

2. Телекоммуникационные услуги – 25 групп.

3. Строительные и инжиниринговые услуги – 5 групп.

4. Дистрибьюторские услуги – 5 групп.

5. Образование – 5 групп.

6. Финансовые услуги, включая страхование – 17 групп.

7. Услуги по охране здоровья и здравоохранений – 4 группы.

8. Услуги по защите окружающей среды – 4 группы.

9. Туризм – 4 группы.

10. Спорт – 5 групп.

11. Транспортные услуги – 33 группы.

12. Прочее.

В классификаторе услуг ВТО в качестве главного классификационного признака используется деловое назначение услуги. В силу этого Классификатор услуг ВТО может быть использован для торговых переговоров и подготовки конкурентных предложений и перечней уступок в сфере услуг.

К профессиональным услугам относятся правовые, бухгалтерские, по налоговому консультированию, аудиторские, архитектурные, инженерные, по градостроительному и ландшафтному планированию, услуги медперсонала, стоматологов и ветеринара, по научно-техническому консультированию.

Услуги по аренде оборудования без обслуживающего персонала в зависимости от предмета аренды подразделяются на четыре группы: связанные с судами, с самолетами, с иным транспортным оборудованием, с иными машинами и оборудованием.

К прочим услугам для бизнеса относятся следующие услуги: по аренде оборудования с обслуживающим персоналом, рекламные, по изучению рынка и общественного мнения, по консультированию в сфере управления, по консультированию в сфера сельского хозяйства, охоты, лесничества, рыболовства, по консультированию в сфере добычи полезных ископаемых, посредничество в трудоустройстве, охранные, по ремонту оборудования, издательские, полиграфические, переводческие, упаковочные, по уборке зданий, фотоуслуги, по организации съездов и конференций, по проектированию интерьеров.

Как можно предполагать, действующий в рамках ВТО Классификатор услуг потребует дальнейшего развития и уточнения. Нельзя не видеть, что в нем не устранено определенное дублирование в размещении конкретных услуг в крупных подразделениях; кроме того, за время, прошедшее с окончания Уругвайского раунда, теория и практика в сфере услуг ушли вперед. Поэтому приведенный выше Классификатор надо рассматривать как первый и начальный шаг в исключительно важной области – классификации услуг для практических и торгово-политических целей.

ОСОБЕННОСТИ УСЛУГ КАК ПРЕДМЕТА ЭКСПОРТА И ИМПОРТА

В ГАТС предусмотрены четыре способа предоставления услуг: трансграничная поставка; потребление за рубежом; коммерческое присутствие; перемещение физических лиц.

Различные виды поставки услуг отличаются друг от друга по двум главным признакам:

Во-первых, место нахождения поставщика и потребителя услуги в момент оказания услуги;

Во-вторых, гражданство или место регистрации лиц, потребляющих или поставляющих услуги(первое касается физического лица, второе-юридического).

Оба эти критерия, взятые вместе, позволяют достаточно точно определить, каким способом предоставляется услуга. С практической точки зрения четкое определение способа поставки услуги важно потому, что большинство барьеров, тормозящих торговлю услугами, а также методы по их устранению носят конкретный характер и обычно четко привязаны к одному из четырех способов ее поставки.

Указанные выше критерии обозначены в «Руководстве по статистике международной торговли услугами», разработанном совместно шестью международными организациями (Статистическая комиссия ООН, ЕЭК, ОЭСР, Международный валютный фонд, ЮНКТАД, Всемирная торговая организация).

В Руководстве изложены согласованные на международном уровне принципы сбора данных и ведения статистического учета международной торговли услугами. Все шесть международных организаций взяли на себя обязательства использовать эти принципы в целях развития на унифицированной и международно согласованной основе статистического учета международной торговли услугами. Руководство появилось в результате напряженной работы международной рабочей группы. Подготовка Руководства была начата в 1994 г. В 2000 г. текст Руководства был рассмотрен группой экспертов и дополнительно откорректирован. В окончательном виде Руководство было одобрено в марте 2001 г. и опубликовано в 2002 г.

БАРЬЕРЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ УСЛУГАМИ И ПРОБЛЕМЫ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ОБМЕНА НА РЫНКЕ УСЛУГ

Рост международной торговли услугами сдерживается множеством ограничений, а универсальные принципы и инструменты, подобные тем, которые признаны и используются в торговле товарами, в торговле услугами зачастую отсутствуют.

Существует много различных национальных методов регулирования внешней торговли услугами: количественные ограничения импортируемых услуг, определяющие лимиты количества услуг, допустимые доли иностранных поставщиков на внутреннем рынке и т.п.; обязательные расценки и тарифы; дискриминационные налоги, дающие преимущества национальным поставщикам услуг; специальные правила въезда в страну, учреждения и деятельности компании с иностранным капиталом т.п.; системы лицензирования для занятия определенной профессией.

Защита от импорта в сфере услуг обычно осуществляется путем создания дискриминационных, более жестких условий в использовании иностранных услуг в пределах национального рынка. Поэтому барьеры в торговле услугами часто принимают форму национальных законов, административных распоряжений, ведомственных инструкций, непризнания иностранных квалификационных сертификатов, дипломов и т.п. Еще более осложняет проблему либерализации то обстоятельство, что только часть услуг предоставляется путем пересечения границы. Значительная часть иностранных или национальных услуг предоставляется непосредственно на национальной территории.

Секретариату ЮНКТАД в середине 90-х годов было предложено создать автоматизированную базу данных для сбора и распространения информации о мерах, включая законодательство и нормативные положения, затрагивающих доступ для услуг и поставщиков услуг, в особенности из развивающихся стран, к мировым рынкам. В настоящее время основная работа над МАСТ осуществляется в контексте регионального сотрудничества и интеграционных усилий. В будущем эта работа будет сосредоточена практически полностью на национальных источниках.

Существуют барьеры, действующие в торговле услугами. Эти барьеры привязаны к двум направлениям отграничения торговли услугами: ограничение доступа на рынок и ограничение представления национального режима.

Прямые дискриминационные внутренние барьеры в торговле услугами создаются обычно в форме четких внутренних административных или законодательных норм, определяющих долю иностранных услуг, которые могут быть использованы в отдельных отраслях производства услуг. Иногда эти барьеры выражаются в запрете и ограничении использовать иностранные услуги в отдельных областях. Например, запрет на работу иностранных граждан и на создание иностранных предприятий в области правовых услуг, обязательная доля национальных программ на радио и телевидении, ограничение капиталовложений и найма иностранных граждан в определенных отраслях производства услуг.

Прямые дискриминационные барьеры в торговле услугами широко распространены. Они представляют собой сложные системы организации некоторых видов производства и поставок услуг. Например, государственная монополия на телевизионную систему или железные дороги. Другой вид таких барьеров – установление фиксированных тарифов на телевизионные передачи на таком уровне, при котором значительная часть потенциальных производителей услуг окажется неконкурентоспособной.

Другие крупнейшие барьеры на путях доступа к рынкам

В исследованиях Секретариата ЮНКТАД был выявлен еще ряд барьеров, с которыми сталкиваются в первую очередь поставщики услуг из развивающихся стран. К их числу относятся следующие:

· Запретительный режим доступа иностранцев на рынки услуг, зарезервированные для отечественных поставщиков: требования к гражданству, месту проживания или визовые требования могут блокировать или ограничивать перемещение физических лиц.

· Субсидии, предоставляемые в развитых странах, в том числе в высокотехнологичных секторах, а также горизонтальные субсидии и инвестиционные льготы, которые могут оказывать деформирующее влияние на торговлю в части экспорта аз развивающихся стран.

· Дискриминационный режим доступа к информационным каналам и распределительным сетям: например, поставщики услуг телекоммуникационной сети смогут применять дискриминационную практику, исключая отдельных пользователей.

· Еще одним важным барьером на пути доступа развивающихся стран к мировым рынкам является недостаточная транспарентность государственных мер(иммиграционные законы и процедуры).

· Ограниченность доступа в заказам на государственные закупки, а также предпочтение «всего отечественного».

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ТРАНСПОРТНЫМИ УСЛУГАМИ

Термин «транспортные услуги» охватывает все виды перевозок грузов, пассажиров, специализированные виды перевозок, а также весь круг сопутствующих или вспомогательных операций.

Классификатор ГАТС делит транспортные услуги в зависимости от вида транспорта или характера операций. Классификатор включает следующие виды транспорта: морской, внутренний водный, железнодорожный, автодорожный, трубопроводный, воздушный, космический. Вспомогательные операции включают транспортно-экспедиторские операции; погрузочно-разгрузочные и складские работы, контейнерные терминалы; доступ к портовым услугам и пользование портами, аэродромами, железнодорожными терминалами; экстренные ремонтные работы; заправку топливом и др.

Согласно ГАТС транспортные операции считаются международными, если перемещение груза происходит между физическими и юридическими лицами – резидентами различных стран; транзитная операция определяется как операция, в ходе которой товары и транспортные средства проходят через территорию какой-либо страны, если такой проход является частью полного пути, начинающегося и заканчивающегося за пределами территории страны, через которую осуществляется движение груза.

Развитие международной торговли в последние десятилетия в огромной степени было связано с удешевлением и развитием внешнеторговых и внутренних перевозок, а в более широком плане – с резким повышением эффективности всего транспортного обслуживания внешней торговли.

Расходы на международные перевозки можно определить как прямые и косвенные издержки, связанные с перевозкой товаров от пункта погрузки до места назначения. Определение расходов может включать перевозки «от порта до порта», «от двери до двери» или «от двери до порта». Наибольшая часть таких расходов приходится на расходы по транспортировке груза, причем расходы по перевозке по суше обычно выше расходов по перевозке по морю. К другим статьям расходов могут относиться следующие компоненты: а) расходы на погрузочно-разгрузочные работы на терминалах, складах, в портах, аэропортах и на внутренних складах страны; б) расходы, связанные с документацией: в) административные расходы; г) банковские сборы; г) расходы в связи с таможенной очисткой; д) расходы на хранение; е) расходы при пересечении границ, сборы за различные дублирующие друг друга санитарные инвестиции.

Однако дело не только в ценностных пропорциях. В международной торговле в последнее десятилетие ХХ в. ощутимо возросла возможность быстрой доставки грузов в точно назначенное время и место.

ü Морские транспортные услуги

Переговоры по морским транспортным услугам, начатые в рамках ВТО в первые дни ее существования, были приостановлены через год с небольшим без надежды на быстрое возобновление. Причина этого – исключительная важность для стран, имеющих морской торговый флот, сохранения его роли в национальной экономике и опасения того, что иностранная конкуренция негативно повлияет на национальные возможности осуществлять морские перевозки.

Морские транспортные услуги включают морские грузовые и пассажирские перевозки, а также коммерчески значимые вспомогательные услуги: это погрузочно-разгрузочные работы, складирование, таможенная очистка, переработка контейнерных грузов и другие вспомогательные операции; использование портов и связанных с их работой служб.

В международном судоходстве сложились две формы организации перевозок: линейная (регулярная) и трамповая (нерегулярная).

Международное линейное судоходство организуется морскими перевозчиками на устойчивых географических направлениях международной торговли. Особенностями линейного судоходства являются закрепление судов на данном направлении и их регулярные заходы в определенные порты по заранее объявленному расписанию. Перевозки оплачиваются грузоотправителями по ставкам тарифа, устанавливаемым перевозчиками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Международная торговля услугами. Учебник/ И. И. Дюмулен- изд-во «Экономика», 2003 г.

2. Міжнародна торгівля послугами. А. П. Русянцев, Ю. А. Коваленко- Киев: Центр навчальної літератури,2003 г.

Наши рекомендации