Денежная система Древнего Египта
Большая часть экономики была централизованной и строго контролировалась. Хотя древние египтяне не использовали монеты до Позднего периода, они использовали разновидность денежно — бартерной системы, состоявшую из стандартных мешков зерна и дебен, весом примерно 91 г из меди или серебра, образовывавших общий знаменатель. Рабочим платили зерном; простой рабочий мог заработать 5 ½ мешков (200 кг) зерна в месяц, в то время как мастер — 7 ½ мешков (250 кг). Цены были фиксированными по всей стране и заносились в списки, для облегчения торговли, например, рубашка, стоила пять медных дебен, в то время как корова стоила 140 дебен. Зерно можно было обменять на другие товары, в соответствии с ценами из списка. В пятом веке до нашей эры монетная система были введена в Египте из-за рубежа. Сначала монеты использовали в качестве стандартных кусков драгоценных металлов, а не настоящих денег, но в последующие века международные торговцы стали полагаться на монеты.
Во времена Нового царства таким эталоном стоимости стала спираль из медной проволоки, которая называлась утен. Этот эталон получил настолько широкое распространение, что спираль стала иероглифическим знаком, обозначающим утен. Но это совсем не означало, что медная спираль переходила из рук в руки при совершении сделок, кроме тех случаев, вероятно, когда возникала необходимость компенсировать небольшую разницу в стоимости. Но цена товаров в большинстве случаев соизмерялась именно с ней. На одном из изображений в храме Тота служитель Тутмос нарисован с податным списком, в котором стоимость каждого предмета именно таким способом.
Внутренняя торговля
Внутренняя торговля Египта велась, по всей вероятности, не очень широко по той простой причине, что каждая провинция обеспечивала свои нужды сама, производя все необходимое для жизни. У каждого царя или жреца были собственные ткачи, пивовары, плотники и другие ремесленники. Крестьяне сами выращивали продукты питания. Такое положение вещей нельзя даже сравнивать с нашим временем, когда каждый человек может прийти в магазин и купить продукты, привезенные из самых отдаленных уголков земного шара. Не было в Египте и оптовых торговцев в современном смысле этого слова. В отличие от финикийцев и греков - поставщиков и посредников других народов - египтяне удовлетворяли только свои собственные потребности.
Внешняя торговля
Египет уже с древних времен вел торговлю с другими странами. Об этом свидетельствуют находки, обнаруженные учеными в долине Нила. Такому быстрому развитию способствовало очень выгодное положение Египта в географическом плане. Он располагался на стыке Африки и Азии, а также довольно близко к европейским странам. С одной стороны, находилось Средиземноморье, а с другой — народы Востока.
Чтобы успешно развивать торговые связи, существует два самых главных требования: довольно дешевый транспорт и безопасные маршруты. Все это было у египтян. Самым дешевым всегда считался водный транспорт. А так как в Египте протекал Нил, то само собой такой транспорт у них был хорошо развит. Первыми плавательными приспособлениями были плоты, сделанные из тростника, а также серпообразные маленькие лодки. Управлялись они веслами или шестами. Самые первые изображения этих лодок было на керамических сосудах, которые ученые отнесли к амратскому периоду. А вот на вазах герзейского периода уже присутствуют деревянные суда, ходящие по морям. На них были паруса и гребные весла. Однако нет изображений лодок с поднятыми парусами, отсюда можно сделать вывод, что использовались они довольно редко. Древние египтяне были явно специалистами в судостроении. Во времена правления I династии деревянные лодки могли перевозить камени для сооружений, которые возводили фараоны.
Так как река была основным торговым путем, а лодки главным и общепризнанным средством передвижения, то вполне понятно, что у них были вполне определенные иероглифы. Лодки очень много значили для египтян. Когда хоронили некоторых фараонов, принадлежащие им лодки, размещали неподалеку. Лодки были и во всех религиозных ритуалах. Так что переоценить их значение довольно трудно.
У ученых почти нет сомнений, что суда Древнего Египта ходили по Мертвому морю и по Индии. В додинастический период уже бурно развивались торговые отношения. Это подтверждается находками: изделия из керамики, привезенные из Средиземноморья, медь и бирюза из Синая, золото из Нубии, Малой Азии и Индии, сереро из малой Азии, пшеница с виноградом с Кавказа, благовония из Азии и Африки.
Существуют письменные доказательства, датируемые периодом правления I династии, из которых видно, что связь с Синаем была уже очень хорошо налажена. Оттуда привозили медь, малахит и бирюзу. Также доподлинно известно, что были торговые отношения с Критом.
В период правления XII династии усиливаются связи в Средиземноморье и на Черном море. Этому свидетельствуют находки ученых: в Египте найдены Критские вазы, а на Крите египетские скарабеи; спиральные украшения на скарабеях соответствовали украшениям храмов на Мальте; на Днепре в Триполье обнаружена посуда, соответствующая посуде XII династии. В это же время в Древнем Египте появляется бог Бес. Принято считать, что он средиземноморского происхождения.
Древние египтяне занимались торговлей с соседними странами, откуда привозили минералы, соль, растения, дерево, кожи, птиц, в частности голубей.
Постепенно египетская торговля стала проникать и в более далёкие страны. За последнее время раскопки в Палестине и в Сирии дают возможность утверждать, что некоторые города в этих странах в период Среднего Царства превратились в передовые пункты египетской торговли и вообще экономического и культурного влияния. Таков был древний Гезер, расположенный к северо-западу от Иерусалима. В развалинах Гезера сохранились египетские статуи из песчаника и гранита, а также различные изделия из слоновой кости и других материалов, очевидно, привезённые в Палестину из Египта. Весь этот археологический слой Гезера может быть отнесён к началу второго тысячелетия до н. э., то есть ко времени царствования фараонов XII династии. Возможно, что жители Гезера вели торговлю с Египтом, что в этом палестинском городе жили египтяне и что здесь были построены здания в египетском стиле, может быть египетский храм. На это указывают сохранившиеся здесь камни от построек с остатками гиероглифической надписи. Таков был, например, в Сирии город Библ, в развалинах которого были обнаружены многочисленные египетские изделия, относящиеся, судя по надписям, ко времени Среднего Царства. Здесь найден роскошный обсидиановый сосуд с золотой надписью, содержащий имя фараона Аменемхета III, и драгоценные сосуды с именами Аменемхета IV. Египетские предметы, как, например, сфинкс с именем дочери царя Аменемхета II, были найдены и в другом сирийском городе, в Катне. Наконец, египетские памятники времени Среднего Царства, в частности статуэтки царевны Хнумит, обломки сфинксов с именами Аменемхета III и скульптурная группа с именем «начальника города, везира, судьи Сенусерта-анх», были найдены во время раскопок в Рас-Шамра, в Северной Сирии, в развалинах столицы царства Угарит, что указывает на проникновение египетской торговли вплоть до областей Северной Сирии.
В эпоху Нового Царства торговля Египта с соседними странами всё более и более расширяется. Укрепляются торговые связи Египта с отдельными областями Сирии, откуда египтяне привозят продукты сельского хозяйства — зерно, вино, мёд, а также скот. Из областей Ливана египтяне в большом количестве привозят строевой лес. Египетская торговля проникала и далее на северо-восток, в области Месопотамии. Из государства Митанни, расположенного в северо-западной части Двуречья, египтяне получали бронзу, лазурит, ткани, одежды, масло, колесницы, лошадей и рабов. Аналогичные товары, а также серебро и ценные изделия из дерева, украшенные золотом и слоновой костью, египтяне получали из Вавилона. Устанавливаются торговые отношения между Египтом и Ассирией. Согласно письменным источникам, египтяне получали из Ассирии колесницы, лошадей и лазурит. При раскопках ассирийских погребений XIV—XIII вв. до н. э. в Мари были найдены египетские скарабеи Нового Царства, что указывает на проникновение египетских изделий в эту эпоху в Ассирию. В обмен на все эти товары египтяне отправляли в Переднюю Азию главным образом золото в слитках или в изделиях, слоновую кость, изделия из дерева, украшенные золотом, слоновой костью и лазуритом, ткани и одежды, то есть главным образом драгоценные металлы и ремесленные изделия. Одновременно с этим расширяются торговые связи Египта с эгейскими племенами, населявшими острова Эгейского моря, а также области материковой Греции. На проникновение египетских изделий в район Эгейского моря указывают скарабеи и обломки глазурованных глиняных сосудов с именем Аменхотепа III (1455—1424 гг. до н. э.), найденные в Микенах. Большое количество изделий египетского ремесла было обнаружено в развалинах Кносского дворца на Крите, а также на Родосе и на Кипре. Судя по найденным вещам, египтяне вывозили в район Эгейского моря золото, каменные сосуды, слоновую кость, произведения художественного ремесла, в частности изделия из фаянса. Эгейские предметы были обнаружены также в Египте вплоть до самой Нубии.
Наконец, в значительной степени усиливается торговля Египта с южными областями, с Нубией и со страной Пунт. Многочисленные надписи этой эпохи описывают путешествия и торговые экспедиции, снаряжавшиеся египтянами в далёкие я богатые южные страны. Особенно крупная военно-торговая экспедиция была отправлена в страну Пунт при царице Хатшепсут (1525—1503 гг. до н. э.). Очевидно, в память об этой экспедиции около Фив, столицы Египта, был построен большой полупещерный храм, богато украшенный колоннадами. На стенах храма изображены отдельные эпизоды этой экспедиции в Пунт и большой морской флот из парусно-весельных кораблей, снаряжённый с целью доставки из Пунта богатств этой страны. Художник изобразил прибытие египтян в страну Пунт, населённую типично негроидными племенами. Судя по изображениям пунтийцев и местного ландшафта, эта страна находилась в Восточной Африке. На стенах храма изображены пальмы, обезьяны и свайные постройки. Как известно, свайные постройки до сих пор ещё сохранились в некоторых областях Африки. Наконец, на стенах этого же храма изображено благополучное возвращение египетского флота на родину. Надписи подробно перечисляют привезённую добычу. Египетские суда вернулись нагружённые «весьма тяжело чудесами страны Пунт: всяким благовонным деревом божественной страны, грудой мирровой смолы и свежих мирровых деревьев, чёрным деревом и чистой слоновой костью, серебром и золотом, киннамоновым деревом, ладаном, притираниями для глаз, павианами, мартышками, собаками, шкурами южных пантер, туземцами и их детьми. Ничего подобного не привозилось ни одному царю, когда-либо жившему на севере». Судя по дальнейшим надписям, значительная часть этой добычи была отдана фиванскому храму бога Амона. Очевидно, жречество имело свою долю в этих крупных торговых экспедициях. В силу преобладания натурального хозяйства торговля всё ещё сохраняла свой древний меновой характер.
На стенах египетских гробниц этого времени довольно часто изображались эгейские торговцы и данники, несущие на плечах разнообразные товары эгейского происхождения. Эгейское искусство в эту эпоху оказывает некоторое влияние на развитие египетского искусства. Всё это указывает на укрепление торговых и культурных связей между Египтом и странами Эгейского моря.
Из Малой Азии, в частности из восточных её областей, населённых хеттами, в Египет в эту эпоху доставляют железо, которое в те времена в Египте было ещё редким металлом. В гробнице фараона XVIII династии Тутанхамона было найдено всего лишь несколько железных предметов. В одном письме хеттского царя Хаттушиля, адресованном египетскому фараону Рамзесу II, упоминается об отправке железа в Египет. В другом письме хеттский царь просит фараона прислать ему статуи из драгоценных металлов и в свою очередь посылает ему серебро, которым была богата хеттская страна. Судя по некоторым письмам, египетские фараоны XVIII династии пытались установить торговые отношения не только с хеттскими царями, но и с князьями отдельных хеттских княжеств, как, например, княжества Арзава.
Налогообложение
Все эти богатства пополняли сокровищницы богов и царей. Обычный народ не мог себе позволить купить себе продуктов. Они сами выращивали и изготавливали для себя все необходимое. Абсолютно все облагались налогом. И возникает вполне понятный вопрос: чем же египтяне платили налоги, если у них не было монетной системы? Крестьяне и землевладельцы конечно же отдавали часть своего урожая, а также ткани и одежду, которые изготовлялись женами и дочерьми. Многочисленные чиновники и писцы были богаты благодаря царям. В обмен на свои услуги, они могли получить различные дары, которые записывались на его имя и облагались налогом. Ими же они и расплачивались. Но как взимались налоги с многочисленной армии писцов и чиновников?
Эти люди обладали богатствами и могуществом благодаря дарам царя, то есть государства. В обмен за свои услуги высокопоставленный чиновник мог получить в знак уважения и почета прекрасную "виллу", изящную повозку, роскошную лодку, много рабов, не считая скота, продуктов питания, вина и одежды. Неудобства, с точки зрения чиновника, заключалось в том, что все эти подарки были записаны на его имя. Когда сборщик налогов оценивал имущество, он всегда мог подсчитать состояние конкретного человека и взять с него соответствующий налог.
Египтяне, находившиеся на любой ступени социальной лестницы, платили налоги с небольшой охотой, чем сегодня это делаем мы. Конечно же существовали многочисленные жалобы на то, что имущество, подлежащее обложению налогом, оценивалось неправильно, имелись случаи вымогательства и несправедливости.
Налоги в Древнем Египте платили большинство жителей, но не все. Существовали «избранные», которые были освобождены от налогового бремени. Помимо самого фараона это были жрецы и «миряне» – люди, которые не являлись жрецами, но выполняли в храме какие-нибудь работы. Также от налогов были освобождены писцы – представители одной из самых элитных древнеегипетских профессий.
Естественно, в те времена уже были и налоговые преступления. Нередко всплывали случаи нецелевого использования налогового зерна или же его похищения прямо-таки из карманов богов – из посвященных им житниц. Но чаще всего в документах упоминается недостача.
За исключением определенных налогов в Древнем Египте не был введен прямой налог на прибыль и богатство. Каждый гражданин просто был вынужден платить налоги практически за все, чем пользовался и что делал. Операции с недвижимостью (продажа, залог земли, домов), торговля внутри страны, и особенно внешняя торговля, вызвали потребность создания банков, которые появились во II тысячелетии до нашей эры. Банки давали ссуды. Если материальное положение заемщика было устойчиво, он получал ссуду под 20—30% годовых. Если его положение было сомнительно, то банк брал под свой контроль недвижимость заемщика.
В каждом городе были рынки. Государство регламентировало торговлю. Государственными актами устанавливались качество и цены товаров. Рынки были строго разделены на кварталы по видам товаров. За организацию и контроль работы рынков отвечали особые чиновники. Рыночная торговля облагалась государственными сборами (налогами). В целом, древнеегипетское общество имело достаточно развитую экономику натурального обмена.
Взимание дани
В эпоху Нового царства богатство Египта увеличивалось за счет дани, которую платили покоренные народы. Они нередко бунтовали, но не всегда конфликты решались с помощью армии. Фараоны часто прибегали к дипломатическим уловкам. Например, привозили в Египет на воспитание детей чужеземных правителей. С ними хорошо обращались, обучали в духе египетских традиций и прививали идеи превосходства Египта над другими странами. Но все же они оставались заложниками фараона: мятежи отцов могли стоить им жизни. Нубия отличалась от других территорий. С давних пор она подчинялась Египту и имела для него особое значение из-за золотых рудников. Поначалу нубийцы часто восставали, но постепенно свыклись со своим зависимым положением, раз оно давало им множество привилегий, и переняли многие египетские традиции и обычаи.
Амарнский архив
На руинах Ахетатона ученые нашли 350 клинописных табличек из обожженной глины. Эти так называемые письма из Амарны написаны по-аккадски (на языке международного общения тех времен). Они в основном адресованы фараону Египта и ближайшим членам его семьи правителями и престолонаследниками Ассирии, Вавилона, Митапни, Кипра, Палестины, Сирии и Хеттского царства. Цари, которых фараон считал равными себе, обращались к нему «брат», хотя тон их писем порой был очень холоден. Митаннийский царь, например, возмущался тем, что египтяне задержали его посланника на шесть лет. Правители небольших стран и областей почтительно именовали фараона «мой господин» или «великий царь». Они просили о военной защите или пытались стравить Египет со своими противниками.
Повесть об Уну-Амоне
«Путешествие Уну-Амона» было написано в конце эпохи Нового царства (около 1070 г. до н.э.). Это история египетского посла, отправленного в город Библ (ныне территория Ливана), чтобы закупить древесину кедра для священной барки бога Амона.
Уну-Амон следовал в Библ через другие города Финикии, но по пути его ограбили. Когда ему удалось добраться до Библа, местные власти встретили его не очень гостеприимно. Посла даже пытались убить. Кедр ему все же продали, но намеренно задерживали в Библе, не давая отбыть на родину. Повесть отражает ослабление Египта в конце эпохи Нового царства: соседние народы уже больше не трепетали перед этим прежде могущественным государством и вели себя непочтительно с его посланниками.
Исходя из вышесказанного, нетрудно увидеть, что древнеегипетское общество обладало вполне развитой экономикой, где преобладал натуральный обмен, что являлось пусть не совершенной, но, пожалуй, наиболее удобной экономической моделью государства.
Заключение
Список литературы
1. Кинк Х. А., «Египет до фараонов», Москва, 1964.
2. Редер Д. Г., «Экономическое развитие Нижнего Египта (Дельты) в архаический период (V-IV тысячелетия до н. э.)» - сб. «Древний Египет»,
Москва, 1960
3. «Всемирная история» том I (глава: Перепелкин Ю. Я., «Египет
Древнего царства»), Москва, 1955
4. Cавельева Т. Н., «Как жили египтяне во времена строительства пирамид», Москва, 1971
5. Савельева Т. Н., «Аграрный строй Египта в период древнейшего царства», Москва, 1971
6. Струве В. В., «История древнего Востока», Москва-Ленинград, 1941
7. Эрман А., «Жизнь в Древнем Египте»