ЗАДАНИЕ. С5.Назовите основные характеристики общественного прогресса

С5.Назовите основные характеристики общественного прогресса.

ЗАДАНИЕ С5.Объясните, что обществоведы называют «социальным прогрессом». Составьте два предложения с применением этого понятия в контексте обществоведческого знания.

ЗАДАНИЕ

С6. На сессии Генеральной Ассамблеи ООН Испания, поддержанная индустриально развитыми странами, предложила провозгласить 1992 г. годом официального празднования 500-летия Христофора Колумба. Представители развивающихся государств высказались против — разгорелась довольно бурная дискуссия. В конечном итоге ООН не приняла предложения Испании. Предположите, почему не все государства поддержали предложение Испании. Привлекая знания о целях деятельности ООН, объясните, что послужило главной причиной отклонения предложения Испании в ООН.

ЗАДАНИЕ

С6. По подсчетам американского экономиста лауреата Нобелевской премии В. Леонтьева, к началу третьего тысячелетия в США произойдет сокращение 20 млн. рабочих мест. В какой сфере и в связи с чем произойдет это масштабное сокращение? Угрожает ли оно стабильности общества? Ответ поясните. Предложите способ решения проблемы занятости.

С6. С помощью трех примеров проиллюстрируйте противоречивость научно-технического прогресса.
Содержание ответа может быть таким:
1) с одной стороны, открытие атомной энергии дало возможность получать дешевую энергию, необходимую для развития современного производства, а с другой стороны, она используется при создании ядерного оружия, которое может погубить все человечество;
2) изобретение автомобиля и развитие автотранспорта облегчило жизнь людей, способствовало развитию общения и взаимосвязей в обществе, а с другой стороны, выхлопные газы загрязняют воздух, которым мы дышим;
З) создание генетически модифицированных продуктов — возможность получения дешевых продуктов питания, а с другой стороны, вмешательство в генофонд природы влечет непредсказуемые последствия, способные отразиться на здоровье людей (например, рост количества онкологических заболеваний, рождение уродцев и т. д.).

Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Различают три основных типа общества: традиционное, индустриальное и постиндустриальное (информационное).

Традиционное общество - это доиндустриальное, аграрное общество, где основными видами хозяйственной деятельности являлись сельское и ремесленное хозяйство, а человек приспосабливался, состязался с природой в борьбе за свое существование.

Для традиционного общества характерно:

в экономической сфере:

— зависимость от природно-климатических условий,

— аграрный характер экономики (земледелие, скотоводство),

— экстенсивная технология,

— простейшие орудия труда,

— коллективная собственность на предметы и средства труда,

— распределение продуктов труда согласно социальной иерархии,

— коллективный характер труда;

в политической сфере:

— форма правления — деспотия (неограниченная власть),

— власть передается по наследству, ее источник — Божья воля,

— подавление личности государством;

в социальной сфере:

— соблюдение строгой иерархии,

— зависимость положения личности от социального статуса,

— включенность всех и каждого в коллектив,

— взаимоотношения построены на обычаях, традициях, семейно-клановой основе;

в духовной сфере:

— глубокая религиозность,

— отражение религиозных догматов, устоявшихся отношений в культуре.

Индустриальное общество — это период господства машинного производства. Его базовая структура — экономика, а основа индустрии — машины. Основным направлением развития общества является состязание человека с преобразованной природой.

Для индустриального общества характерно:

в экономической сфере:

— независимость от природно-климатических условий,

— промышленный характер экономики (мануфактуры, фабрики, заводы),

— частная собственность на предметы и средства труда;

в политической сфере:

— форма государственного устройства — унитарное государство,

— форма правления — монархия или республика,

— демократический или антидемократический политический режим;

в социальной сфере:

— сословно-классовый характер отношений к средствам производства, к положению человека в социальной группе,

— зависимость положения личности от собственных заслуг, социальная мобильность;

в духовной сфере:

— рационалистичность, прагматизм сознания, вера в безграничные возможности личности;

— идеалами являются свобода, равенство, справедливость.

Постиндустриальное (информационное) общество — новая стадия общественного развития. Это общество, в котором информация и уровень ее использования обусловливают экономические и социальные изменения. Идет системно-деятельный процесс овладения информацией как ресурсом управления и на этой основе — дальнейшее развитие человеческого общества. Главная цель повышение творческого потенциала личности и ее информационной среды.

Составляющие этой среды: медиатизация, компьютеризация и интеллектуализация.

Медиатизация — процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации.

Компьютеризация — процесс совершенствования средств поиска и обработки информации.

Интеллектуализация — процесс развития способности восприятия и порождения новой информации, включая использование средств искусственного интеллекта.

В постиндустриальном обществе основное место будет отведено науке и образованию, в социальной структуре ведущая роль перейдет к ученым, инженерам, менеджерам; теоретические знания будут служить основой формирования политики; производство, распределение и потребление информации станет преобладающей сферой деятельности человека.

Возможны изменения в социальной структуре: классовое деление уступит место профессиональному.

Наши рекомендации