Организация и проведение проверки

Эффективность проверочных мероприятий органов и агентов валютного контроля в значительной мере зависит от уровня организации действий их должностных лиц, которые производятся на различных взаимосвязанных этапах проверки (рис. 11.1).

Организация и проведение проверки - student2.ru

Рис. 11.1. Этапы проведения проверки

На первом этапе изучается предварительная информация о проверяемом предприятии, заключенном им внешнеторговом контракте, сопровождавших его исполнение валютных операциях, признаках нарушений валютного законодательства. Это позволяет определить цель и задачи проверочных мероприятий, установить их наиболее важные направления, общий объем необходимых для их осуществления документов и сведений, конкретные сроки проведения проверки.

Предельные сроки проведения целевых проверок таможенными органами определены приказом ФТС РФ от 05.02.2009 № 125, который предписывает соответствующим своим подразделениям осуществлять проверки соблюдения субъектами ВЭД валютного законодательства в течение:

· сроков, обеспечивающих своевременное направление в орган валютного контроля (Росфиннадзор) материалов об АП и рассмотрение им возбужденных дел до истечения сроков давности привлечения к ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП;

· двух месяцев со дня получения поручения ФТС РФ, а также со дня получения информации о возможных нарушениях валютного законодательства из налоговых и других контролирующих органов.

Содержание второгоэтапа проверки заключается в оформлении запросов на документы и информацию, необходимых для решения поставленных задач, и их получение. Запросы оформляются на официальных бланках контролирующих органов их должностными лицами. В запросе указываются:

· основание проверки;

· перечень запрашиваемых документов.

Должностные лица органов и агентов валютного контроля имеют право запрашивать у проверяемого лица документы, перечень которых определен Законом (ст. 23). Причем агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции, а обязательный срок представления данных документов не может составлять менее 7 рабочих дней со дня подачи запроса. Закон также устанавливает требования к представляемым документам:

1) документы должны быть действительными на день представления контролирующим органам;

2) документы представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом оформленной копии. Копии документов могут удостоверяться как резидентом, от имени которого заключен контракт, так и должностными лицами органов и агентов валютного контроля. Возможен и нотариальный порядок удостоверения копий документов в соответствии с законодательством РФ о нотариате;

3) оригиналы документов принимаются контролирующими органами для ознакомления и возвращаются представившим их лицам;

4) документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц – нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке.

При проведении целевых проверок таможенные органы запрашивают документы и информацию в основном:

· у субъекта внешнеторговой деятельности (контракт, паспорт сделки, ГТД, накладные, платежные документы и др.);

· налоговых органов (регистрационные сведения о проверяемом лице);

· уполномоченного банка (контракт, ведомость банковского контроля, карточки с образцами подписей и др.).

Днем представления запрошенных документов и информации является:

· дата отправления документов проверяемым предприятием по почте;

· дата, указанная в отметке контролирующего органа о принятии им документов непосредственно.

На третьем этапе проверки производится анализ имеющихся документов и информации, позволяющий документально подтвердить факт нарушения валютного законодательства.

На четвертом этапе подводится итог проведенной проверки.

Наши рекомендации