Тема 14. фирма как главный субъект микроэкономики
Логика курса
А. Ответьте на следующие вопросы:
1. Как соотносятся между собой фирмы и рынок?
2. Что такое трансакционные издержки и какова их величина?
3. Объясните, почему фирма стала господствующей формой организации производства в рыночной экономике.
4. Чем определяются оптимальные размеры фирмы? Где проходит граница ее эффективности?
5. Почему в экономике существуют разные типы фирм? Назовите основные организационно-правовые формы предприятий в российской экономике. Какие из них кажутся вам наиболее важными для нашей страны?
6. Почему крупный бизнес чаще всего имеет форму акционерного общества? Как управляется АО? Какие особенности имеют АО в России?
7. Объясните, почему возникают объединения предприятий. Сложились ли такие объединения в России?
8. В чем состоит проблема низкой эффективности управления приватизированными предприятиями в нашей стране? Каковы методы ее решения?
9. Чем продиктована необходимость государственного предпринимательства? Каковы его роль и эффективность в нашей стране?
10.Какие функции выполняет рынок ценных бумаг в развитых рыночных экономиках и в России? Прокомментируйте роль биржевых спекуляций в нашей стране.
Б. Опишите основные функции, которые выполняет в экономике каждый из основных типов предприятий
Индивидуальное предприятие | |
Товарищество | |
Акционерное общество | |
Государственное предприятие |
Тесты
Тест | Обоснование |
1. Трансакционные издержки — это: а) издержки, связанные с производством продукции и оплатой труда работников; б) издержки, связанные с государственным регулированием экономики; в) издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности; г) общественные издержки; д) альтернативные издержки. |
2. В число трансакционных издержек не входят: а) издержки по выбору партнеров по сделке; б) издержки ведения переговоров; в) рекламно-маркетинговые издержки; г) издержки транспортировки; д) издержки недолжного выполнения сделки или издержки их недопущения. |
3. При какой форме предпринимательской деятельности легче осуществлять производство сложной техники: а) индивидуальное предприятие; б) хозяйственное товарищество; в) акционерное общество открытого типа; г) государственное или муниципальное предприятие. |
4. Главным недостатком индивидуальных предприятий является: а) неограниченная ответственность собственника за долги; б) отсутствие профессионального менеджмента; в) неограниченный волюнтаризм собственника; г) ограниченность финансовых ресурсов; д) перечисленные недостатки с другой точки зрения можно рассматривать как достоинства. |
5. Высшим органом акционерного общества является: а) собрание акционеров; б) генеральный директор; в) совет директоров (Наблюдательный совет); г) исполнительный орган; д) все перечисленные органы коллегиально. |
6. К числу прав владельца обыкновенной акции не относится: а) получение дивиденда; б) участие в голосовании; в) ознакомление с документацией фирмы; г) выкуп акции по номинальной стоимости по первому требованию; д) все перечисленные права. |
7. В акционерном обществе: а) владение и управление разделены; б) единственным собственником является совет директоров; в) управление находится в руках акционеров; г) нет необходимости публиковать результаты хозяйственной деятельности; д) все вышеперечисленное неверно. |
8. К недостаткам акционерных компаний можно отнести: а) возможность широкого привлечения дополнительного капитала; б) наличие различных видов акций; в) ограниченная ответственность акционеров; г) разделение функций собственности, контроля и управления; д) профессиональное управление. |
9. В условиях рыночной экономики государственная собственность чаще всего существует в следующих отраслях: в) в производстве обуви и одежды; г) в розничной торговле; д) в отраслях инфраструктуры; е) в сельском хозяйстве; ж) в производстве строительных материалов. |
10. Какие факторы обеспечивают более высокую эффективность фирмы: а) экономия трансакционных издержек при проведении сложных и длительных операций; б) снижение риска недобросовестности контрагентов; в) снижение риска использования специфических активов; г) лучшая адаптация к внезапным изменениям ситуации; д) все перечисленное верно. |
11.Сущность объединения риска заключается: а) группа индивидов принимает на себя риск каждого из членов данного общества; б) в разделении риска между несколькими хозяйствующими субъектами; в) в одновременном проведении нескольких не связанных между собой независимых рискованных сделок; г)все перечисленное верно. |
12.К основным методам частного обеспечения контракта относятся модели: а) око за око; б) инвестиции в специфические активы; в) удержание «заложника»; г) независимый частный арбитраж д) объединение независимых субъектов; е) регулирование ж) все ответы верны. |
13.К способам самозащиты субъектов рынка от информационной асимметрии относятся: а) судебная защита; б) дипломы, сертификаты; в) бренды; г) гарантии; д) контрактная система; е) все ответы верны. |
Задача № 1.
Из представленных в Табл. 1 значений событий и их вероятностей определить: математическое ожидание, дисперсию, стандартное отклонение.
Таб.1
№ | Событие | Вероятность |
0,2 | ||
0,25 | ||
0,35 | ||
0,15 | ||
0,05 |
Эссе
А. Какие размеры согласно теории должна иметь российская фирма?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· В теории трансакционных издержек значительное место уделено вопросу об эффективном размере фирмы. Фирма является организацией, минимизирующей трансакционные издержки. Например, вместо того, чтобы искать на рынке труда отдельного работника для решения каждой вновь возникшей проблемы (и нести все связанные с этим издержки на сам поиск нужного специалиста, на его переманивание, на заключение контракта, на предотвращение дурного исполнения контракта и т.д.), директор просто отдает своим подчиненным команду переключиться со старой на новую операцию. То есть, заменяя часть рыночных сделок (трансакций) прямыми распоряжениями руководства, фирма экономит свои издержки.
· Однако по мере роста размеров фирмы управление становится все более сложным и дорогостоящим. В какой-то момент предельные издержки управления (внутренние трансакционные издержки), связанные с разрастанием фирмы, начинают превосходить издержки рыночных трансакций, которые они вытесняют. Дальнейшее увеличение размеров фирмы становится неэффективным. Скажем, вместо того, чтобы что-то делать своими силами, становится выгоднее купить соответствующий товар или услугу на рынке.
· Приложите логику этих рассуждений к России. Вспомните все основные виды трансакционных издержек. Продумайте, более или менее высокими по сравнению с другими странами они у нас являются.
· Обдумайте структуру издержек управления (внутренних трансакционных издержек) в России. Как выглядит их уровень в международном сравнении?
· Что в итоге перевешивает? Какое из приводимых ниже высказываний кажется вам более точно отражающим российскую ситуацию:
а) «В России ни на кого нельзя положиться. Поставщики вечно подводят, покупатели норовят «кинуть». На языке теории это называется высокими рыночными трансакционными издержками. Чтобы их сэкономить, надо все делать самому. Поэтому в нашей стране более эффективны крупные, вертикально интегрированные фирмы и объединения».
б) «В России ни на кого нельзя положиться. Низовой персонал пьет, прогуливает и халтурит. Средние менеджеры плохо подготовлены. Высшие менеджеры больше думают о собственном кармане, чем об интересах фирмы. К тому же плохо продумана логистика бизнес-процессов, поэтому даже хорошие работники не могут быть по-настоящему эффективны. На языке теории это называется высокими внутренними трансакционными издержками (издержками управления). Чтобы их сэкономить, надо все заказывать на стороне. Поэтому в нашей стране более эффективны малые специализированные фирмы, хорошо знающие свою узкую специальность, а все необходимые комплектующие закупающие на рынке».
· Или оба этих широко распространенных среди практиков мнения не верны?
Б. Свободное эссе по проблемам теории фирмы и трансакционных издержек. Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.
[1] Рабочую тетрадь на электронном носителе старосты групп могут получить у преподавателя