Экономическое образование переходного периода
Переходный период к моделям и механизмам рыночной экономики в экономическом образовании сопровождался следующими процессами.
1) Отказ от идеологической нетерпимости к другим направлениям экономической мысли.
2) Отход от отраслевой направленности экономического образования, сложившейся под влиянием ведомственного монополизма. 1 Его же следствием было урезанное макроэкономическое видение, деформированное, к тому же, преобладанием натуральных показателей. В образовании это вело к бесчисленному дроблению профиля «специалистов народного хозяйства» на узкие специальности, что нередко полностью исключало возможность профессиональной мобильности людей.
3) Усиление системы экономического образования, ослабленного искусственным обособлением науки от собственно образования. Концентрация исследовательской работы в рамках Академии наук изначально ориентировала вузовских и даже университетских профессоров экономики лишь на преподавание и подготовку студентов, но не на создание собственных научных школ и воспитание творческой молодежи.
4) Введение в систему экономического образования принципов непрерывности. Прежде существовавшее школьное образование не обеспечивало элементарных представлений об экономической жизни. Послевузовское же экономическое образование было ориентировано преимущественно на подготовку научно-педагогических кадров. Институты переподготовки и повышения квалификации, строго говоря, не были учебными заведениями экономического профиля, хотя с их помощью и пытались «латать дыры» в экономической подготовке специалистов.
5) Отход экономических вузов от «конвейерной» системы под готовки специалистов по единому учебному плану, единому профилю и с одинаковой продолжительностью обучения.
Вместе с тем, даже в самые сложные периоды истории российской экономической школе удавалось сохранять собственные положительные черты. К ним, безусловно, можно отнести унаследованный еще от дореволюционных времен историзм экономического мышления, широкий подход к анализу экономических явлений, своеобразие традиций методологии такого анализа.
Складывающаяся сегодня система экономического образования несет на себе печать формирующейся рыночной экономики особого рода. Для нее характерно все еще сохраняющееся преобладание государственной собственности с той лишь разницей, что система вертикальных ведомственных перегородок успела смениться мозаикой крупных и мелких государственных образований, имеющих также и горизонтальные связи, в том числе и с частными структурами. Устоявшиеся стереотипы поведения государственных предприятий уже не дают точных ориентиров для руководства, но и рыночные сигналы еще слабы или сильно искажены. Частные структуры, в целом, находятся на стадии становления, нередко возникая на почве акционирующихся или приватизируемых государственных структур. На макроэкономическом уровне смена административных методов управления экономическими идет болезненно, непоследовательно, огромные комплексы (ТЭК, ВПК и Агропром) все еще ориентированы на бюджетное дотационное финансирование.
В этих условиях экономическое видение сути проблем, экономическое поведение и экономическая культура в более широком смысле продолжают казаться мало применимыми, а экономические теории, все вместе взятые, ценятся не выше, чем краткосрочные и прагматичные ответы на текущие вопросы деловой практики. Поэтому в системе образования существует соблазн ограничиться поверхностным знакомством лишь с сегодняшними методами решений такого рода вопросов. Это обстоятельство важно подчеркнуть, потому что в настоящее время декларируется экономическая и практически-политическая значимость экономического образования как фундамента экономической культуры общества в целом.