Экономическое образование переходного периода

Переходный период к моделям и механизмам рыночной экономики в экономическом образовании сопровождался следующими процессами.

1) Отказ от идеологической нетерпимости к другим направлениям экономической мысли.

2) Отход от отраслевой направленности экономического образования, сложившейся под влиянием ведомственного монополизма. 1 Его же следствием было урезанное макроэкономическое видение, деформированное, к тому же, преобладанием натуральных показателей. В образовании это вело к бесчисленному дроблению профиля «специалистов народного хозяйства» на узкие специальности, что нередко полностью исключало возможность профессиональной мобильности людей.

3) Усиление системы экономического образования, ослабленного искусственным обособлением науки от собственно образования. Концентрация исследовательской работы в рамках Академии наук изначально ориентировала вузовских и даже университетских про­фессоров экономики лишь на преподавание и подготовку студен­тов, но не на создание собственных научных школ и воспитание творческой молодежи.

4) Введение в систему экономического образования принципов непрерывности. Прежде существовавшее школьное образование не обеспечивало элементарных представлений об экономической жиз­ни. Послевузовское же экономическое образование было ориенти­ровано преимущественно на подготовку научно-педагогических кадров. Институты переподготовки и повышения квалификации, строго говоря, не были учебными заведениями экономического профиля, хотя с их помощью и пытались «латать дыры» в экономи­ческой подготовке специалистов.

5) Отход экономических вузов от «конвейерной» системы под­ готовки специалистов по единому учебному плану, единому профи­лю и с одинаковой продолжительностью обучения.

Вместе с тем, даже в самые сложные периоды истории российской экономической школе удавалось сохранять собственные положительные черты. К ним, безусловно, можно отнести унаследованный еще от дореволюционных времен историзм экономического мышления, широкий подход к анализу экономических явлений, своеобразие традиций методологии такого анализа.

Складывающаяся сегодня система экономического образования несет на себе печать формирующейся рыночной экономики особого рода. Для нее характерно все еще сохраняющееся преобладание государственной собственности с той лишь разницей, что система вертикальных ведомственных перегородок успела смениться мозаи­кой крупных и мелких государственных образований, имеющих также и горизонтальные связи, в том числе и с частными структу­рами. Устоявшиеся стереотипы поведения государственных пред­приятий уже не дают точных ориентиров для руководства, но и ры­ночные сигналы еще слабы или сильно искажены. Частные струк­туры, в целом, находятся на стадии становления, нередко возникая на почве акционирующихся или приватизируемых государственных структур. На макроэкономическом уровне смена административных методов управления экономическими идет болезненно, непоследо­вательно, огромные комплексы (ТЭК, ВПК и Агропром) все еще ориентированы на бюджетное дотационное финансирование.

В этих условиях экономическое видение сути проблем, эконо­мическое поведение и экономическая культура в более широком смысле продолжают казаться мало применимыми, а экономиче­ские теории, все вместе взятые, ценятся не выше, чем кратко­срочные и прагматичные ответы на текущие вопросы деловой практики. Поэтому в системе образования существует соблазн ог­раничиться поверхностным знакомством лишь с сегодняшними методами решений такого рода вопросов. Это обстоятельство важ­но подчеркнуть, потому что в настоящее время декларируется экономическая и практически-политическая значимость экономи­ческого образования как фундамента экономической культуры общества в целом.

Наши рекомендации