Правовые аспекты финансового оздоровления предприятия
Лопатенко И.Ю.
Аннотация
В настоящее время, в период мирового финансового кризиса вопросы финансового оздоровления предприятия особенно важны. Актуальность данной статьи заключается в рассмотрении правовых аспектов финансового оздоровления предприятия, ведь именно они позволят предприятию остаться на плаву при любых колебаниях внешней среды и урегулируют правовое положение лиц, участвующих в данном процессе
Ключевые слова
Санация, финансовая помощь, платежеспособность, банкротство
Процедуры финансового оздоровления, являющиеся по своей сути экономическими, всегда должны быть облечены в правовую форму. Применяемые Законодательные нормы, в основной своей части, относятся к гражданскому праву, но на практике возникает необходимость применения и других отраслей права, таких как налоговое и административное. Законодательство о несостоятельности включает разные правовые институты: институт банкротства, регулирующий банкротство с последующей ликвидацией должника, и институт реабилитации должника, предусматривающий досудебную санацию. В переводе с латинского слово «санация» означает оздоровление.
Проще говоря, до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом могут быть приняты меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Причем помочь предприятию в преодолении кризиса могут не только учредители и кредиторы, но и иные лица, внешние по отношению к предприятию, круг которых, законодателем не ограничен.
Помощь при досудебной санации должна носить исключительно финансовый характер или «живыми деньгами».
Определение размера финансовой помощи – основная проблема, возникающая в связи с осуществлением досудебной санации.
По смыслу статьи 31 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» финансовая помощь должна не только восстановить платежеспособность и исключить все признаки несостоятельности, но и обеспечить в дальнейшем нормальную финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Учитывая это, разумно будет обязать должника информировать участников санации о размере не только уже имеющихся требований, но и иных обязательств, срок исполнения которых планируется в будущем.
Также важно законодательно урегулировать вопрос о защите имущественных интересов лиц, решивших оказать финансовую помощь должнику. Вряд ли в условиях рыночной экономики кто-то захочет восстановить чью-то платежеспособность, ущемляя свои имущественные интересы. На мой взгляд, мера ответственности должника должна заключаться в финансовых последствиях неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязательств, а также в иных мерах. Например, заключение должником по инициативе кредиторов экономически невыгодных сделок и соглашений, отстранение работников, занимающих руководящие должности и другие действия, оказывающие негативное влияние на процесс восстановления платежеспособности предприятия.
Не менее существенным является вопрос контроля со стороны лиц, предоставивших финансовую помощь, выполнения должником реабилитационных мероприятий. Практика показывает, что и лишение должника самостоятельности, и предоставление ему излишней свободы негативно сказывается на реализации мероприятий по санации. Думается, что предотвращению рисков будет способствовать осуществление комплексного контроля путем непосредственного присутствия представителей кредиторов на объектах должника и письменной отчетности должника о ходе выполнения мероприятий.
Кроме того, на практике реализуется проблема, связанная с предоставлением финансовой помощи без согласия должника. То есть возможен сговор «санатора» с каждым из кредиторов индивидуально. Так, если в восстановлении платежеспособности должника заинтересованы только его кредиторы и то лишь в рамках, возникших перед ними обязательств, появляется возможность заключения обычных договоров цессии, о которых постфактум известят должника.
В результате заключения таких сделок появляется новый кредитор, который вполне может обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника.
Принимая во внимание изложенное, обеспечение стабильного положения предприятия на рынке, полностью исключающего признаки банкротства – основная задача антикризисного управления. Механизм оказания предприятию финансовой помощи должен быть проработан до мелочей и закреплен законодательно. Только тогда реализация мер по досудебной санации будет гарантировать должнику возможность преодоления кризиса.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
2. Т.В. Сударева «Финансовое оздоровление и реструктуризация предприятий».
3. А.З. Бобылева «Финансовое оздоровление фирмы: теория и практика».
4. Н.В. Родионова «Антикризисный менеджмент».
5. В.Ю. Бакшинкас «Правовое регулирование хозяйственной деятельности».
6. С.А. Карелина «Соглашение о досудебной санации».
7. И.Н. Розумович «Эколого-правовые аспекты проведения досудебной санации».
УДК: 658:338.45