Роль тары и упаковки в рациональной организации торговых... ________273

например в случае крупных закупок продуктов из других регионов страны или из-за рубежа — тот же сахар-песок, соль, крупы и т. д. (ес­тественно, на коммерческой основе).

Фасовкой плодоовощной продукции могут заниматься сами хозяй­ства в местах закладки на хранение, особенно в зимний период.

Очевидно, в каждом регионе (городе, области), учитывая местные условия, должен быть разработан и согласован с заинтересованными сторонами план мероприятий, охватывающий решение следующих вопросов: а) кто, какие товары, в каком объеме должен фасовать;

б) в каких дозировках должны расфасовываться отдельные товары;

в) в каком направлении должны совершенствоваться методы фасовки и упаковки товаров. Если на первые два вопроса ответы должны быть даны по результатам соответствующих региональных исследований, то по третьему вопросу можно достаточно широко использовать зару­бежный опыт. ,

Так, например, в настоящее время за рубежом применяются следу­ющие методы фасовки:

1. Весовая фасовка с вариантами: а) стандартного веса и цены упа­ковочной дозировки; б) индивидуального веса и цены каждого пакета. Первый вид фасовки преимущественно используется для сыпучих товаров, второй — для штучных, нарезанных и цельно-кусковых товаров.

2. Объемная фасовка по сыпучим товарам со стандартным весом каждой фасовки. В Германии утверждены стандарты на объем­ную фасовку круп, сахарного песка и других бакалейных това-

i ров. Фасовка их производится в стандартную картонную упаков-

ку, единую по объему для всех товаров.

3. Поштучная глазомерная сортировка дешевых товаров (кочанной капусты, корнеплодов) с установлением единой поштучной цены за равную по размеру единицу товара.

4. Поштучная фасовка. В данном виде фасовки в упаковку помеща­ется комплект близких по среднему весу единиц товара.

Рациональное использование всех перечисленных методов позво­ляет добиваться значительного сокращения трудовых и материальных затрат по фасовке товаров. Например, более широкое распростране­ние должна получить поштучная фасовка ряда товаров. Этот вид фа­совки целесообразно применять при упаковке всех видов конфет (кроме ^ обсыпных) с применением автоматических линий. Весовую фасовку можно сохранить только для конфет, идущих в продажу без обертки.

Поштучная фасовка с применением средств малой механизации мо­жет использоваться для мучных кондитерских изделий (всех видов бараночных изделий, пряников, сухарей, пирожных). Для экономии упаковочных материалов бараночные изделия могут поштучно расфа­совываться в связки.

Необходимо внести изменения в фасовку картофеля и овощей. В настоящее время картофель фасуется отвесами по 3 кг в пакеты из крафт-бумаги и полиэтилена. Пакеты из крафт-бумаги не обладают достаточной прочностью, рвутся при укладке в транспортную тару и при отборке их покупателями. Полиэтиленовые пакеты удорожают на 10-20% упакованный в них картофель. Попытка превратить их в мно­гооборотную тару не дала положительных результатов. К тому же кар­тофель «не дышит» в такой упаковке, увеличиваются товарные потери.

Кроме того, из-за недостатка крафт-бумаги и полиэтиленовой плен­ки экономически целесообразным является переход на фасовку кар­тофеля в многооборотную тару из пластмассы или жести емкостью в 3 и 5 кг. Применение такой тары позволит отказаться от весовой и перейти к объемной фасовке картофеля.

В Санкт-Петербургском торгово-экономическом институте была проведена проверка колебаний в весе одной упаковки картофеля при объемной фасовке. Эти колебания оказались незначительными и име­ли ярко выраженную зависимость: по мелкому картофелю колебания были в сторону превышения, а по крупному в сторону снижения. Так как отходы по крупному картофелю при чистке меньше, эти колеба­ния в весе не нарушат интересов населения. Переход же на объемную упаковку создаст возможность доставки в магазины в летнее и осен­нее время расфасованного в многооборотную тару картофеля транзи­том из хозяйств, минуя плодоовощные базы.

При продаже свежей капусты и корнеплодов целесообразно перейти на штучную торговлю на основе глазомерной сортировки. Качественные плотные кочаны капусты должны сортироваться по трем размерам (боль­шой, средний, малый) с интервалами между размерами, исключающими возможность их пересортицы в процессе транспортировки и реализации. Промежуточные размеры кочанов, рыхлые кочаны могут по весу сдавать­ся в предприятия общественного питания и в переработку.

Глазомерная сортировка с последующей продажей по единой цене рекомендуется и для корнеплодов. Проведенные исследования по гла­зомерной сортировке свеклы и моркови показали, что в ценностном выражении колебания в стоимости между корнеплодами одного раз­мера не превышают 2-3%.

Организация тарооборота

Накопленный опыт у нас и за рубежом показывает, что оборудова­ние высокопроизводительных линий по фасовке и упаковке продук­тов питания должно быть увязано с производством соответствующих упаковочных материалов, в основном из полимерных пленок, облада­ющих необходимыми химическими и физическими свойствами. Для этой цели существует промышленность, изготовляющая все виды упа­ковки с учетом параметров различных видов фасовочных машин. Та­кой способ позволяет максимально перевести фасовку продуктов пи­тания на индустриальную основу, снизив трудовые и материальные затраты на выполнение этой операции.

Говоря о российском рынке, необходимо учитывать и его сегодняшние реалии и перспективы. Сегодня необходимо учитывать общий невысо­кий уровень покупательской способности населения. Какая-то часть по­купателей, очевидно, ориентирована на покупку нефасованных товаров как более дешевых. Часть покупателей в силу ряда причин (социального и экономического характера) предпочитает более мелкую фасовку, дру­гие — более крупную. Одни предпочитают традиционные упаковочные материалы, для других это вообще не имеет значения и т. д.

В перспективе планируется ввод новых высокопроизводительных фасовочных и упаковочных агрегатов и линий, способных удовлетво­рять возрастающие потребности населения в современных формах предложения товаров.

Организация тарооборота

В целях,рационального использования, обеспечения сохранности и содержания тары в исправном состоянии необходимо:

• организовать надлежащее хранение всех видов тары как порож­ней, так и считающейся материальными ценностями;

• обеспечивать своевременную сдачу тары поставщикам, таросо-бирающим и тароремонтным предприятиям;

• взыскивать с лиц, виновных в недостаче, порче или уничтожении тары, стоимость ущерба в соответствии с действующим законо­дательством;

• установить перечень должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск тары со складов, а также давать разрешения на ее вывоз с предприятия, либо возложить эти обязанности на должностных лиц, которым предоставлено право подписи документов на получение и отпуск материальных ценностей.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ продавец обязан пе­редать покупателю товар в таре и (или) упаковке. Исключение состав­ляют товары, которые по своему характеру не требуют затаривания. От затаривания и (или) упаковки освобождаются, как правило, това­ры, отгружаемые покупателю в контейнерах.

Стороны вправе определить в договоре требования, которые предъяв­ляются к таре и упаковке, путем перечисления таких требований либо путем указания государственного стандарта, стандарта предприятия и иных нормативных документов по стандартизации, устанавливающих требования, которым должна отвечать тара и упаковка соответству­ющего товара.

При отсутствии в договоре требований к таре и упаковке, опреде­ленных сторонами одним из упомянутых выше способов, продавец осуществляет передачу товара в обычной для него таре и упаковке. При этом применяется тара, обеспечивающая сохранность товара.

Для оформления приемки и оприходования тары, а также упако­вочных материалов, полученных при распаковке товаров, когда они не показываются отдельно в счетах поставщика и их стоимость вклю­чена в цену товара, применяется Акт об оприходовании тары, не ука­занной в счете поставщика (форма № ТОРГ-5). Акт составляется в 2 экземплярах. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, вто­рой — остается у материально ответственного лица.

Для учета движения товарно-материальных ценностей (товара, тары) внутри организации, между структурными подразделениями или материально ответственными лицами применяется Накладная на внут­реннее перемещение, передачу товаров, тары (форма № ТОРГ-13).

Накладная составляется в 2 экземплярах материальноответствен-ным лицом структурного подразделения, сдающего товарно-материаль­ные ценности. Первый экземпляр служит сдающему подразделению ос­нованием для списания товарно-материальных ценностей, а второй — принимающему подразделению для оприходования ценностей.

Заполненный документ подписывают материально ответственные лица соответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения товарно-материальных ценностей.

Тара под продукцией (товарами) совершает однократный или мно­гократный оборот. Условиями поставки продукции (товаров) преду­смотрены виды многооборотной тары, подлежащей обязательному возврату поставщикам продукции (товаров).

Учет движения тары ведется бухгалтерией в количественном и денежном выражении по складам или другим местам хранения, по

Наши рекомендации