Экономическая и общественная необходимость появления и проявления корпоративной социальной ответственности

Споры о роли предпринимательства в обществе породили много­численные аргументы «за» и «против» социальной ответственности.

Аргументы в поддержку социальной ответственности:

1. В интересах дела заниматься социальной деятельностью. Этот аргумент может быть изложен в двух формах: позитивной и не­гативной. Позитивная форма базируется на концепции о том, что выполнение производителями обязательств перед обществом в дол­госрочной перспективе приносит прибыль самой организации. Нега­тивная сторона этого аргумента базируется на предположении, что в интересах самого предпринимателя заниматься социальными про­блемами, потому что общество рано или поздно все равно потребует, чтобы он делал это. Согласно этому аргументу, если организация не будет активно принимать участие в решении социальных проблем, общество может не воспользоваться ее продукцией. Этот аргумент также подтверждает, что социальная ответственность, в конечном итоге, вызывает огромный интерес у организаций, так как помог предотвратить возможное вторжение правительства в их деятель­ность в дальнейшем.

2. Осуществление социальных программ может быть прибыль­ным. Хотя и нет четких доказательств существования причинно- следственной связи между социальными действиями организации и прибылью, существует мнение, что поддержка социальных дел вно­сит свой вклад в долгосрочную прибыльность деловой организации. Например, крупная корпорация в рамках осуществления социальной программы повышения уровня образования, поддерживает в финан­совом плане какой-либо университет. Выгоды, которые имеет кор­порация от такого сотрудничества, очевидны: она может брать на работу многообещающих выпускников.

3. Этого требует этика. Данный аргумент базируется на том, что организация должна заниматься социальными вопросами, так как она имеет нравственные обязательства перед обществом делать это.

4. В любых обстоятельствах нельзя игнорировать закон. Со­гласно этому утверждению, любая фирма имеет обязательства под­держивать правовое общество. Этот аргумент подчеркивает наличие тесных взаимоотношений между юридическим и этическим аспек­тами социальной деятельности. Желание вести себя этично часто сопутствует желанию вести себя соответственно закону. Можно утверждать, что компания, которая проявляет инициативу и добро­вольно участвует в осуществлении социальных программ, больше уважает законы, чем другие.

Факторы ограничения социальной ответственности:

1.Решение социальных проблем должно находиться в компе­тенции правительства. Исходя из этого, организация выполняет все свои социальные обязательства уже тем, что получает прибыль, налоги с которой обеспечивают государство достаточным количе­ством средств для проведения социальных программ. В результате получается, что фирмы все же неким образом участвуют в социаль­ных действиях, поэтому этот аргумент опровергает утверждение, что прибыль — единственная причина, ради которой функциони­рует предприятие.

2.Социальные программы не могут быть точно оценены, так как менеджеры не в состоянии точно измерить эффект социальной программы. Проблемы, связанные с вложением денежных средств в социальные инвестиции, очень сложны. Очень трудно количественно оценить ценность для общества того или иного социально направ­ленного мероприятия.

3. Социальная активность организации распыляет усилия, кото­рые должны быть направлены на достижение основных целей любо­го вида деятельности. Любая социальная активность, которой зани­мается компания, отвлекает трудовые, материальные и финансовые ресурсы от основных целей деятельности, которые, согласно этой точке зрения, заключаются в максимизации прибыли акционеров.

Таким образом, аргументы «за» и «против» социальной ответственности выглядят следующим образом.

ЗА:

1.Прибыль в перспективе.

2.Лучше добровольное участие по возможности, чем обязатель­ное по «закону».

3.Подготовка трудовых ресурсов.

4.Обучение и повышение компетентностей персонала.

5.Позитивный имидж компании.

6. Диверсификация бизнеса.

ПРОТИВ:

1.Ответственность за приоритеты и формы корпоративной со­циальной деятельности.

2.Финансирование непрофильных направлений бизнеса.

3.Отсутствие норм и границ в оценках корпоративной социаль­ной ответственности.

Возможность КСО проявляется в возникновении разнообразных организационных форм и средств регулирования взаимодействия субъектов хозяйствования как социально-экономических систем, способствующих достижению целей управления их (субъектов) жиз­недеятельности на основе общности интересов и ценностей, создания условий для проявления синергизма.

Чтобы корпорации осознали выгодность социальной активно­сти, необходимы определенные условия со стороны государства, со­вместное принятие и осуществление конкретных мер по созданию соответствующей инфраструктуры, механизмов выбора приоритет­ных направлений социальной поддержки рынка труда, согласован­ности благотворительности со стратегиями корпораций, согласование экономических интересов бизнеса и общества. Подобные условия складываются исторически. Развитие концепции корпоративной социальной ответственности происходит как ответ бизнес-сообщества на проблему устойчивого развития.

Наиболее продвинутые корпоративные организации с точки зре­ния социальной ответственности рассматривают свою внешнюю и внутреннюю среду как множество заинтересованных групп. Заин­тересованной группой называется любое сообщество внутри ор­ганизации, или вне ее, предъявляющее определенные требования к результатам деятельности организации и характеризующееся опре­деленной скоростью реакции. Среди множества заинтересованных групп выделяют: собственников, акционеров, органы федеральной и местной власти, поставщиков, топ-менеджеров, работников, профсо­юзы, торговые группы, потребителей (внутренних, зарубежных), на­селение, партнеров, инвесторов, кредиторов, конкурентов (внутрен­них, международных), профессиональные ассоциации, суды и др. Интересы инвесторов, акционеров и поставщиков связаны с эффек­тивностью управления организацией (прибыльным использованием ресурсов). Наемные работники ожидают удовлетворения их труда в формах адекватной оплаты, возможностей профессионального роста и построения деловой карьеры, здоровой моральной атмосфере, при­емлемых условий и режима труда, хорошего руководства. Покупа­телей интересуют качество, безопасность и доступность товаров и услуг. Администрации местных органов самоуправления заинтере­сованы в пополнении бюджета посредством налоговых поступлений и сохранения рабочих мест для населения региона. Топ-менеджеры заинтересованы в возможности контроля и управления финансовы­ми потоками, мощность которых свидетельствует о финансовой со­стоятельности предприятий. Интересы кредиторов удовлетворяются своевременным исполнением обязательств по погашению процентов и кредитов.

Если какая-либо заинтересованная группа лиц не удовлетворена деятельностью организации, ее реакция может поставить под угрозу дальнейшее существование самой организации. К числу влиятель­ных заинтересованных групп относятся также правительство и жи­тели регионов, в которых находятся организации. Среди жителей ре­гиона выделяют не только проживающих в нем людей, но и местные власти, природную среду и физическое окружение, качество жизни людей. Отдельные группы с особыми интересами (торговые, профес­сиональные ассоциации, комиссии по защите прав потребителей и др.) могут оказывать давление на корпорации в части осуществления социальных реформ, законов.

В 1990-х гг. начал формироваться интегрированный подход к социальной ответственности, в рамках которого благотворитель­наяи социальная активность компаний стала сильнее концентри­роваться вокруг какой-либо определенной области, которая была непосредственно связана с основным направлением деятельности организации. Такой подход к социальной ответственности бизнеса получил название социально-значимых направлений деятельно­сти (social anchored competences), а главное его достоинство за­ключается в том, что он смягчает противоречия между интересами компании и общества, используя для этого весь набор доступных компании инструментов и не рассматривая социальные программы как неэффективные затраты.

В последние десятилетия наблюдается стремительное развитие рассматриваемой концепции, в результате чего корпоративная соци­альная ответственность стала пониматься очень широко и включает теперь вопросы от влияния бизнеса на здоровье работников до эко­логии. Более того, в последнее время в рамках данной тематики рас­сматриваются и вопросы отношений между компанией и ее акционе­рами, что говорит о сближении областей корпоративного управления и корпоративной социальной ответственности.

Аргументы «за» и «против» социальной ответственности под­тверждают противоречивость этой проблемы. Менеджеры, плани­рующие осуществление различных социальных программ, могут столкнуться с определенным сопротивлением, воплощенным в аргу­ментах против социальной активности.

Необходимость корпоративной социальной ответственности про­является в наличии потребности корпораций обеспечивать ресурсную основу для своей жизнедеятельности как социально-экономической системы. Это, прежде всего трудовые ресурсы, наличие которых яв­ляется ключевым фактором их (корпораций) развития в конкурент­ной среде.

Современные тенденции в экономических отношениях корпо­раций отражают их нарастающий динамизм. Рост конкуренции, совершенствование технологий, борьба за потребителя и качество продукции заставляют предприятие по-новому рассматривать весь комплекс вопросов управления. В условиях все более усиливаю-

щихся процессов глобализации, интеграции и международной кон­куренции выделяются процессы стирания различий межнациональ­ного рынка, все более широкое проникновение новых технологий в сферу менеджмента и возрастание социальной ответственности менеджеров. Изменились и требованияк работнику. Главным здесь является признание высокой социальной ответственности, лежащей на всех сотрудниках организации и, в первую очередь, на управ­ляющих.

Деятельность корпорации — это адекватная реакция на бы­стрые перемены, непрерывно меняющиеся технологии и неопреде­ленность среды. Современное корпоративное управление поэтому представляет собой сбалансированное сочетание человеческих цен­ностей, организационных изменений и непрерывных адаптаций к изменениям внешней среды, Все это потребовало существенных изменений в принципах, методах и формах работы с человеком в организации. Человеческий потенциал, способность руководителя правильно поставить цель и эффективно распорядиться ресурсами становятся главными факторами успеха организации. Проблемы управления человеческими ресурсами организации выдвигаются в разряд ключевых.

Социально ответственные компании уделяют большое внима­ние предоставлению такой работы, которая была бы значима для исполнителей и помогала бы сотрудникам развить и реализовать свой потенциал. Такие компании стремятся обеспечить справед­ливый уровень заработной платы, здоровые и безопасные условия труда, а также создать атмосферу взаимоуважения. Таким обра­зом, работники рассматриваются не как простые исполнители, а как носители знаний, от производительной работы которых на­прямую зависит успех деятельности любого предприятия. Процесс переобучения и повышения квалификации становится постоянным в течение всей трудовой жизни человека. Причем повышение ква­лификации — это задача и государства, и работодателей, и про­фсоюзов. Где высока цена труда, там наблюдается и высокий про­фессионализм. Осознание корпорацией необходимости социальной ответственности связано с действием различных факторов: позна­вательных, мотивационных, ситуационных, характерологических, личностных и др.

На социальную ответственность воздействуют ценности, осо­бенности субкультуры и моральные обязанности организации. Кор­поративная социальная ответственность является добровольной и сознательной деятельностью, поэтому первоначально каждая орга­низация, группа работников определяет для себя социальные нормы. Социальная ответственность имеет непосредственное отношение к. выполнению групповых норм поведения.

Концепция социальной ответственности на примерах ведущих стран Запада, развиваясь, превращается в другую, более всеобъем­лющую концепцию «корпоративного гражданства». Эта концепция впитала в себя основные положения доктрины социальной ответ­ственности, обоснования необходимости для организаций установ­ления тесных, конструктивных отношений со всеми элементами социально-нравственного института современного менеджмента не только на национальном, но и на глобальном и региональном уров­нях. Реальность концепции характеризуется деятельностью между­народных организаций (Давосского форума комиссии Европейского союза по социальной ответственности, международной организации «Социальный контракт», созданной по инициативе ООН), а также десятков региональных и страновых центров.

Процессы инвестирования мероприятий в социальной сфере со­провождаются «социальным отсеиванием», которое позволяет уста­новить приоритеты инвестиционных решений по социальным кри­териям. Социальные обязательства субъектов бизнеса определяют содержание его экономических и юридических обязанностей перед обществом, определяемых его социальными инициативами. Социаль­ное реагирование характеризует способность организации адапти­роваться к изменяющимся социальным условиям среды. Таким об­разом, социальная ответственность определяется как обязательство организации достигнуть долгосрочных общественно полезных целей, принятых ею сверх требуемого от нее в соответствии с законода­тельством и экономическими условиями (табл. 2.1). Целями для реа­лизации социальной ответственности становятся: создание базы для принятия управленческих решений и действий в социальной сфере в соответствии с этикой бизнеса; формирование поведения персонала; формирование духа коллективизма в среде персонала и окружения; влияние на содержание маркетинговой деятельности, в том числе в социальной сфере.

Менеджеры корпораций несут ответственность за выработку и поддержку социальных ценностей, к которым они стремятся при­влечь своих сотрудников. Исследования показывают, что подобные ценности существуют в большинстве корпоративных структур (до 86%). Эти ценности, как правило, выработаны, четко обозначены и заявленыв среде персонала и окружения. К ним относят: удовлет­ворение интересов потребителей (77%), этика и честность (76%), отчетность (61%), уважение к окружающим (59%), открытое обще­ние (51%), прибыльность (49%), командная работа (47%), новатор­ство и перемены (47%), постоянное обучение (43%), позитивная рабочая среда (42%), многообразие (41%), общественная работа (38%), доверие (37%), социальная ответственность (33%), безопас­ность и защищенность (33%), расширение полномочий (32%), удо­влетворение сотрудников своей работой (31%), интересная и весе­лая атмосфера (24%). В большей части представители персонала организаций указывают на то, что ценности их организаций «при­вязаны» к процедурам оценки эффективности и к компенсацион­ным выплатам. В этих организациях именно ценности определяют поведение работников на рабочих местах и то, как они выполняют свою работу.

Социальная ответственность рассматривается для каждой орга­низации индивидуально. Среди признаков, характеризующих соци­альные отношения организации, выделяют духовность, интеллекту­альность, образованность, смертность, рождаемость, безысходность (суицид), травматизм, заболеваемость, озлобленность (преступность), греховность, криминальность.

Наши рекомендации