Вопрос 1. Метод сравнения
ПЛАН-КОНСПЕКТ. ТЕМА 3.
НЕФОРМАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА
Вопросы:
1. Метод сравнения. Метод суммы мест и таксонометрический метод
2. Построение аналитических таблиц
3. Прием детализации
4. Методы экспертных оценок
4.1 Дельфийский метод
4.2 Морфологический анализ
5. Методы ситуационного анализа и прогнозирования
5.1. Имитационное моделирование
5.2. Метод сценариев
Вопрос 1. Метод сравнения
· Сравнение – метод, когда неизвестный (изучаемый) показатель сопоставляются с уже известными (изученными ранее) для выявления общих черт или отличий между ними.
· Проводить сравнение можно по одному или нескольким критериям. В первом случае используются следующие методы и виды сравнения:
- сравнение факта с планом (анализ отклонений);
- сравнение по данному критерию в динамике (расчет среднего темпа роста (снижения) значения конкретного показателя за единицу времени);
- сравнение с эталоном, в качестве которого может фигурировать норматив, предприятие-конкурент и т.п.
- ранжирование с использованием относительных показателей (например, ранжирование по рентабельности);
- использование специальных статистических показателей вместе с их характеристическими значениями.
Пример: Торговая сеть «Океан» включает 10 магазинов и специализированных отделов в универсамах города. Имеются данные о выручке (R) и среднегодовой стоимости основных средств (ОФ) каждого из магазинов за 2008 и 2009 годы (тыс.рос.руб.). На основании этих данных требуется сделать вывод об усилении или уменьшении степени дифференциации[1] точек в торговой сети по критерию фондоотдачи (ФО).
Показатель | Год | Номер торговой точки | |||||||||
Выручка (R) | |||||||||||
Основные средства (ОФ) | |||||||||||
Фондоотдача (ФО) | 10,5 | 12,3 | 14,5 | 18,3 | 11,9 | 14,5 | 9,75 | 8,13 | |||
10,2 | 10,6 | 12,7 | 16,3 | 19,3 | 15,7 | 11,2 | 10,4 |
Примечание: фондоотдача – наиболее обобщающий показатель использования основных средств; это отношение объема произведенной продукции к среднегодовой стоимости основных средств.
Результаты расчета показателей:
Показатель | 2008 г. | 2009 г. |
Среднее значение ( ) | ||
Среднее квадратическое отклонение, s | ||
Коэффициент вариации, Var |
По изменению величины коэффициента вариации можно составить мнение об углублении дифференциации магазинов, либо, наоборот, о повышении однородности торговых точек в сети.
· В развернутом анализе экономические субъекты сравниваются сразу по нескольким критериям. При этом не все показатели равнозначны – многие из них несоизмеримы или могут действовать разнонаправлено.
· Однонаправленность показателей предполагает, что увеличение (уменьшение) значения любого частного показателя расценивается как улучшение (ухудшение) деятельности, а уменьшение (увеличение) – как ухудшение (улучшение) деятельности хозяйствующего субъекта. Если улучшение деятельности связано с увеличением одних частных показателей и уменьшением других, то показатели называются разнонаправленными.
· Метод суммы мест. По любому показателю совокупность анализируемых значений упорядочивается от лучшего к худшему таким образом, что лучшему значению присваивается первое место, следующему – второе и т.д. Полученные места суммируются, причем, чем меньше оказался результат, тем лучше.
· Применение данного метода предполагает предварительное ранжирование хозяйствующих субъектов по каждому показателю в отдельности. Интегральный показатель Rj рассчитывается по формуле: , где Mij – место, которое занимает j-й хозяйствующий субъект по i-му показателю. Лучшим оказывается хозяйствующий субъект с минимальной суммой.
Пример. Рассчитаем интегральный показатель на основе относительных показателей (темпов роста).
Таблица 1. Исходные данные для комплексной рейтинговой оценки деятельности торговых организаций
Показатель | Супермаркет «Семерочка» | Супермаркет «Планета вкуса» | Супермаркет «Новый континент» |
1. Объем продаж на одного работника, тыс.рос.руб. : - предыдущий год - отчетный год -темп роста, % | 200,8 250,6 124,9 | 175,8 196,2 111,6 | 251,3 324,4 129,1 |
2. Рентабельность продаж, % - предыдущий год - отчетный год - темп роста, % | 18,3 19,1 104,4 | 22,1 21,6 97,7 | 19,7 20,5 104,1 |
3. Объем продаж на 1 рубль основных средств (фондоотдача), руб.: - предыдущий год - отчетный год -темп роста, % | 5,88 6,99 118,9 | 4,95 5,53 111,7 | 7,68 6,97 90,8 |
4. Оборачиваемость товаров, обороты: - предыдущий год - отчетный год - темп роста, % | 12,3 13,1 106,5 | 13,6 13,9 102,2 | 11,9 12,8 107,6 |
Таблица 2. Распределение мест между торговыми организациями по результатам деятельности
Показатель | Распределение мест между организациями | ||
Супермаркет «Семерочка» | Супермаркет «Планета вкуса» | Супермаркет «Новый континент» | |
Объем продаж на 1 работника | |||
Рентабельность продаж | |||
Фондоотдача | |||
Оборачиваемость товаров | |||
Итого сумма мест (Rj) | |||
Место в рейтинге |
· Таксонометрический метод. Основой метода является определение степени близости хозяйствующего субъекта по сравниваемым показателям к субъекту эталону (хозяйствующему субъекту с лучшими значениями показателей). Самый высокий рейтинг будет у той организации или того структурного подразделения, у которого Rj минимальное.
· Методика анализа. Пусть ранжирование m предприятий проводится по n показателям.
1. Тогда совокупность всех значений показателей по этой группе предприятий можно представить в виде матрицы:
где i=1,…,n – номер показателя; j=1,…,m – номер предприятия.
2. Нормирование показателей. Производим замену матрицы Х на матрицу Z:
где ;
– среднее значение i-го показателя для всех m предприятий;
– среднее квадратическое отклонение значений i-го показателя.
3. Формирование «эталонного предприятия».
Для этого в любой строке выбирается наибольшее (или наименьшее) значение соответствующего показателя в зависимости от того, какова его оптимальная величина. Характеристика эталонного предприятия – это матрица-столбец:
Расчет квазирасстояний Rij от любого предприятия до эталона дает следующие значения для всех m предприятий:
Выбор лучшего предприятия осуществляется методом наименьших квадратов. Предприятие, имеющее минимальное значение Rj, следует признать лучшим.
Пример. Известны показатели рентабельности продаж (Р), оборачиваемости запасов (ОЗ) и выручки (R) для шести торговых предприятий, действующих в одном и том же городе, за май 2008 г. Требуется проранжировать эти предприятия, используя информацию обо всех показателях.
Показатели | Предприятия | Среднее по строке, xi | Среднеквадратическое отклонение, si | |||||
Рентабельность продаж, % | ||||||||
Оборачиваемость запасов, дней | 10,4 | 8,3 | 8,8 | 7,4 | 6,1 | 6,8 | ||
Выручка, тыс.руб. |
Решение:
· Рейтингование может производиться как на основе абсолютных значений важнейших (по мнению аналитика) статей отчетности, так и на основе относительных величин бухгалтерских коэффициентов.
· Гораздо больше дают рейтинги, построенные на относительных (в %) или удельных показателях (на единицу). Именно их рекомендуется использовать при проведении рейтинговой оценки различных хозяйствующих субъектов.