Специфика правовой охраны товарных знаков и фирменных наименований
Товарный знак – это обозначение, способное отличить товары одних производителей от однородных товаров других производителей. Товарный знак служит средством индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции. С помощью товарного знака можно определить национальность товара. Основанием правовой охраны товарного знака является свидетельство, выдаваемое патентным ведомством. Свидетельство подтверждает приоритет знака и исключительные права его обладателя. Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи первой заявки в патентное ведомство любого государства – участника Парижского союза. Приведем классификацию видов товарных знаков:
1. по форме выражения – словесные, изобразительные, объемные, звуковые, световые, обонятельные, комбинированные;
2. по числу субъектов – индивидуальные и коллективные;
3. по степени известности – общеизвестные и обычные.
Согласно п. 2 ст. 4 Закона о товарных знаках, нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения:
а) на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ;
б) при выполнении работ, оказании услуг;
в) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
г) в предложениях к продаже товаров;
д) в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.
Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
Нарушением прав владельца товарного знака является как несанкционированное использование третьими лицами тождественного обозначения товаров, так и использование обозначений, сходных с зарегистрированным товарным знаком.
Фирменное наименование является средством индивидуализации юридических лиц. Положение о фирменном наименовании содержится в ряде законодательных актов(вст.54, 96, 113, 132, 138, 1027 ГК РФ, ст. 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ст. 4 Закона об акционерных обществах, ст. 4 Закона об обществах с ограниченной ответственностью и др.).
Фирменное наименование – обозначение юридического лица, под которым оно выступает в гражданском обороте и которое позволяет отличить его от других участников оборота. Фирменное наименование должно содержать определенную информацию, которая для разных видов юридических лиц может быть различной (АО, ООО и т. д. и само название организации). Фирменное наименование не должно содержать обозначения, способные ввести в заблуждение. В учредительных документах юридического лица должно быть указано его полное фирменное наименование на русском языке, а также могут содержаться сокращенное фирменное наименование и наименование на иностранном языке.
Субъектами права на фирменное наименование могут быть только юридические лица, являющиеся коммерческими организациями. Простые товарищества, а также представительства, филиалы и иные обособленные подразделения юридических лиц не имеют фирменных наименований, так как не являются юридическими лицами.
Право на фирменное наименование возникает с момента государственной регистрации юридического лица. Орган, осуществляющий такую регистрацию, проводит проверку фирменного наименования на новизну. Право на фирменное наименование действует на территории всей РФ. В случае возникновения спора по поводу фирменного наименования приоритет будет отдаваться лицу, имеющему более раннюю дату регистрации.
Право на фирменное наименование является исключительным правом. Коммерческая организация-правообладатель может свободно использовать фирменное наименование для своей индивидуализации, в том числе вправе совершать под ним гражданско-правовые сделки и иные юридические действия, защищать нарушенные или оспариваемые права, помещать свое фирменное наименование на вывесках, бланках, счетах, использовать его в публикациях рекламного характера, объявлениях и т. п.
Правообладатель имеет право требовать от всех третьих лиц воздерживаться от любых действий, связанных с неправомерным использованием принадлежащего ему права на фирменное наименование. ГКРФ предусматривает предоставление права на использование фирменного наименования на основании лицензионного договора.
40. Разновидность лицензионных соглашений, специфика соглашений о «ноу-хау»
Передача прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляется через лицензирование.
Лицензирование - представляет собой одну из основных форм торговли технологиями.
Лицензия - разрешение отдельным лицам или организациям использовать изобретение, защищенное патентом, технические знания, технологические и конструкторские секреты производства, товарные знаки и т.д.
Лицензирование осуществляется путем принятия заинтересованными сторонами лицензионного соглашения, т.е. договора.
Данный договор может передавать заинтересованной стороне несколько патентов и связанных с ними «ноу-хау». В этом случае лицензионное соглашение предусматривает оказание комплекса сопутствующих инжиниринговых (инженерно - консультационных) услуг, включая проектирование, организацию лицензионного производства, ноу-хау, пуско-наладочные работы, подготовку кадров и т.д. Одновременно с передачей лицензии часто заключается контракт на строительство, на поставку оборудования и комплектующих узлов.
Вознаграждение продавцу за предоставление права покупателю за использование предмета лицензионного соглашения осуществляется посредством лицензионных платежей (единовременно /паушальный платеж/, в виде периодических отчислений \роялти\, или комбинированный способ оплаты /10-25%, а затем через отчисления)). Наиболее высокие ставки роялти - до 30% ежегодных отчислений.
Лицензии отличаются масштабом и характером полномочий, предоставляемых участникам лицензионного соглашения. Существуют патентные и беспатентные лицензии.
Патентные лицензии - передача права использования патента без «ноу-хау», беспатентные - использование «ноу-хау» без патента ( продажа новой техники и технологии).
В зависимости от объекта лицензирования существуют следующие разновидности соглашений о передаче прав на использование в области промышленной собственности :
* лицензии на изобретение(полезную модель);
* лицензия на промышленный образец:
* лицензия на товарный знак;
* договор(лицензия) о передаче «ноу-хау».
Характер и объем прав фиксируется лицензионными соглашениями самый различный (продажа патента и оставление за собой права вторичной продажи; запрет на вторичную продажу; различные ограничения по срокам и т.д.).
Соглашения о «ноу-хау». Отличается от патентной лицензии тем, что «ноу-хау» нельзя использовать, не получив его от владельца. Необходимое условие - сохранение конфиденциальности от третьих лиц. «Ноу-хау» передаются как в материальной форме ( документация, образцы).
Так, и в нематериальной (оказание технической помощи, обучение, управленческие услуги) соглашение о «ноу-хау» должно содержать пункты о конфиденциальности передаваемых сведений, причем обычно в течение 2-3 лет после истечения срока лицензионного соглашения.
Лицензионный договор составляется в письменном виде и регистрируется в Патентном ведомстве РФ.