Экономическое регулирование деятельности по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций

Для экономического регулирования деятельности по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций создается соответствующий экономический механизм (экономический механизм управления риском). Основная цель экономического механизма – обеспечение рациональных экономических условий осуществления всего комплекса мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Этот механизм представляет собой совокупность рычагов (регуляторов), источников и условий финансирования в интересах снижения природного и техногенного рисков.

Система экономических рычагов механизма включает:

Экономическую ответственность (штрафы за нарушения требований безопасности и пени за несвоевременное перечисление штрафов, плата за риск);

стимулирование снижения риска (налоговые механизмы);

перераспределение риска (страхование и перестрахование);

централизованное управление риском (безвозмездное финансирование или льготное кредитование приоритетных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют подготовку нормативной правовой и нормативно-методической базы для создания к совершенствования экономического механизма управления риском. Они создают и контролируют внебюджетные фонды для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуации, формирующиеся за счет сумм, полученных от:

взыскания штрафов за правонарушения в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

добровольных взносов предприятий;

использования собственных средств фондов в деятельности пред­приятий, учреждений и организаций в виде дивидендов, процентов по вкла­дам и банковским депозитам;

целевых кредитов банков;

других источников.

На осуществление программы мероприятий по предупреждению техногенных чрезвычайных ситуаций, обусловленных возможными авариями на предприятиях, банками могут выдаваться льготные кредиты Порядок и условия изменения налогооблагаемой базы банковских учреждений, осуществляющих выдачу льготных кредитов предприятиям на осуществление этой программы, определяется специальными нормативными актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции.

Затраты предприятий на осуществление этих мероприятий исключаются из сумм, подлежащих налогообложению в бюджетах субъектов Российской Федерации, либо включаются в себестоимость выпускаемой продукции Порядок и условия изменения налогооблагаемой базы предприятий, осуществляющих реализацию программы мероприятий по предупреждению техногенных чрезвычайных ситуаций, определяются специальными нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции. К затратам предприятий на осуще­ствление этих мероприятий относятся:

затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, организационные и инженерно-технические мероприятия, направленные на защиту населения и территории;

затраты на проектирование и строительство локальных и объектовых систем оповещения гражданской обороны;

затраты на подготовку деклараций о промышленной безопасности объектов;

К затратам субъектов Российской Федерации по предупреждению чрезвычайных ситуаций помимо перечисленных выше затрат предприятий относятся:

затраты на формирование, изготовление и хранение страховых фондов аварийных комплектов документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения (страховые фонды документации ЧС);

затраты на проектирование и строительство территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения и информирования населения;

затраты на проектирование и строительство территориальных автоматизированных информационно-управляющих систем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

затраты на проектирование и строительство автоматизированных сетей мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

затраты на выполнение работ по разработке математических моделей и программного обеспечения по прогнозированию возможной обстановки при чрезвычайной ситуаций;

затраты на подготовку паспорта безопасности территории;

затраты на проведение государственной экспертизы в области защиты населения и территорий.

К затратам предприятий на предупреждение чрезвычайных ситуаций не могут быть отнесены средства, направленные на замену одних промышленных технологий и установок другими, а также на модернизацию промышленных установок (за исключением мероприятий, предусмотренных в целевых программах по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций).

Документы, рекомендуемые для использования при экономическом регулировании деятельности по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций, приведены в приложениях 5 - 7 к настоящим Методическим рекомендациям.

Наши рекомендации