Для студентов экономических специальностей

Камский Государственный Политехнический Институт

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ и МЕТОДЫ

Линейное программирование

Учебное пособие

для студентов экономических специальностей

Набережные Челны

Учебное пособие по экономико-математическим моделям и методам разработано на кафедре «Математическое моделирование и информационные технологии в экономике» и предназначено для студентов экономических специальностей. Оно включает в себя теоретический материал, примеры моделирования реальных экономических задач и их методы решения. Приведенные алгоритмы решения задач ориентированы на использование современных информационных технологий.

Для организации самостоятельной работы приводятся варианты индивидуальных заданий с примерами их решения.

Составители: Смирнов Ю.Н., Шибанова Е.В.

Набережные Челны: Изд-во КамПИ, 2004, 81 с.

Рецензент: доцент, кандидат физико-математических наук Углов А.Н.

Печатается по решению научно-методического совета Камского государственного политехнического института от 24.03.03 г.

Камский Государственный

Политехнический Институт,


Содержание

Содержание. 3

Введение. 4

1. Примеры задач линейного программирования. 5

2. Общая, стандартная и основная задачи линейного программирования 8

3. Геометрическая интерпретация задачи линейного программирования 11

4. Графический метод решения задачи линейного программирования 13

5. Симплекс - метод решения задач линейного программирования 17

6. Двойственные задачи линейного программирования. 32

7. Двойственный симплекс-метод. 42

8. Задача целочисленного линейного программирования. 45

9. Транспортная задача. 51

10. Задачи производственного менеджмента. 69

Задание для самостоятельной работы.. 73

Варианты задач для самостоятельной работы.. 74

Литература. 81


Введение

Линейное программирование является одним из разделов математического программирования – дисциплины, занимающей изучением экстремальных задач и разработкой методов их решения.

В общем виде постановка экстремальной задачи математического программирования состоит в определении наибольшего или наименьшего значения функции для студентов экономических специальностей - student2.ru , называемой целевой функцией, при условиях для студентов экономических специальностей - student2.ru , где f и для студентов экономических специальностей - student2.ru - заданные функции, а для студентов экономических специальностей - student2.ru - заданные постоянные величины. При этом ограничения в виде равенств определяют множество допустимых решений, а для студентов экономических специальностей - student2.ru - называются проектными параметрами.

В зависимости от свойств функции f и для студентов экономических специальностей - student2.ru задачи математического программирования делятся на ряд классов задач. Далеко неполная схема задач математического программирования приведена на рис.1.

Среди них наиболее изученными являются задачи линейного программирования (ЛП), когда все функции f и для студентов экономических специальностей - student2.ru - линейные.

Нелинейное программирование – если хотя бы одна из функций f и для студентов экономических специальностей - student2.ru - нелинейная.

Выпуклое программирование – если отыскивается минимум выпуклой (максимум вогнутой) функции, заданной на выпуклом замкнутом множестве.

Целочисленное программирование – если проектные параметры могут принимать лишь целочисленные значения.

Дробно-линейное программирование – если целевая функция f – квадратичная, для студентов экономических специальностей - student2.ru - линейные.

Параметрическое программирование – если функции f и для студентов экономических специальностей - student2.ru зависят от некоторых параметров.

Стохастическое программирование – если в функциях f и для студентов экономических специальностей - student2.ru содержаться случайные величины.

Динамическое программирование – если процесс нахождения решения является многоэтапным.

Рассмотрим задачи, сводящиеся к задачам линейного программирования.

для студентов экономических специальностей - student2.ru

1. Примеры задач линейного программирования

Задача использования ресурсов.

Для производства n видов продукции предприятие использует m видов ресурсов (сырья). Известны нормы затрат ресурсов для производства единицы продукции каждого вида: для студентов экономических специальностей - student2.ru - норма затрат i – ого ресурса для производства единицы продукции j – ого вида.

Ресурсы предприятия имеются в ограниченных объемах для студентов экономических специальностей - student2.ru . Предположим, прибыль (доход) от реализации единицы продукции каждого вида величина известная, равная для студентов экономических специальностей - student2.ru .

Необходимо при заданных ограничениях на ресурсы определить оптимальный план производства каждого вида продукции, обеспечивающий максимум прибыли.

Обозначим через для студентов экономических специальностей - student2.ru план производства каждого вида продукции.

 
 
 
 
Экономико-математическая модель данной задачи:

Найти максимальное значение линейной функции цели (прибыли или дохода) для студентов экономических специальностей - student2.ru

при линейных ограничениях

для студентов экономических специальностей - student2.ru (ограничения на ресурсы);

для студентов экономических специальностей - student2.ru (условие неотрицательности плана производства).

Ниже будет показано, что эта задача нахождения оптимального плана есть стандартная задача линейного программирования.

Замечания:

1. Величины для студентов экономических специальностей - student2.ru должны быть определены на основе маркетинговых исследований цен на продукцию и анализа себестоимости единицы продукции.

2. В модели не учтены емкость рынка и объем поступивших заказов. Учет этих факторов рынка можно записать в виде ограничений для студентов экономических специальностей - student2.ru , где для студентов экономических специальностей - student2.ru соответственно объем заказов и предельная емкость рынка для студентов экономических специальностей - student2.ru - ой продукции. Это свидетельство взаимосвязанности задач маркетинга и планирования производства.

3. Оптимальный объем и номенклатура производства могут определяться не только первоначальными запасами ресурсов для студентов экономических специальностей - student2.ru , но и объемом выделенных финансов на производство для студентов экономических специальностей - student2.ru . Тогда ограничения на ресурсы и финансы запишутся в виде следующих неравенств

для студентов экономических специальностей - student2.ru

где для студентов экономических специальностей - student2.ru - цены на ресурсы, определяемые также из маркетинговых исследований, для студентов экономических специальностей - student2.ru - искомые объемы закупаемых ресурсов.

Таким образом, процесс математического моделирования реальных задач сводится к все большему учету реальных факторов. Эти факторы оказываются связывающими различные деловые процессы предприятия. В нашем случае оказались связанными задачи таких деловых процессов, как, ПРОИЗВОДСТВО, МАРКЕТИНГ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, СБЫТ, ФИНАНСЫ.

Банковская задача

Свободные средства банка могут быть направлены на выдачу кредитов и приобретение ценных бумаг. Если предположить, что выданные кредиты не являются в полном смысле ликвидными, а ценные бумаги ликвидные, и в то же время кредиты приносят банку больший доход, чем ценные бумаги, то можно поставить задачу определения оптимального плана использования свободных средств.

Предположим, банк имеет свободных средств в размере 120 млн. рублей. Выданные кредиты или обязательства банка по кредитам составляют не менее 30 млн. рублей. Исходя из стратегии (безопасности) банка, не менее чем 40% всех используемых средств должны находиться в ценных бумагах (в ликвидных ресурсах, для выполнения возможных непрогнозируемых обязательств). Определить оптимальный план использования средств, если доход от выданных кредитов составляет в среднем - 20%, а от ценных бумаг – 10%.

Экономико-математическая модель задачи:

Предположим, для студентов экономических специальностей - student2.ru средства банка размещенные соответственно в кредитах и ценных бумагах. Тогда получим следующую задач линейного программирования:

Найти максимум линейной целевой функции – функции дохода

для студентов экономических специальностей - student2.ru

при заданных ограничениях по свободным средствам, по объему выдаваемых кредитов и по стратегии банка

для студентов экономических специальностей - student2.ru

Таким образом, задача определения стратегии банка так же, как и задача использования ресурсов, сводится к стандартной задаче линейного программирования.

2. Общая, стандартная и основная задачи линейного программирования

Определение 1. Общей задачей ЛП называется задача нахождения максимального (минимального) значения линейной целевой функции

для студентов экономических специальностей - student2.ru (1) при условиях

для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru (2)

для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru (3)

для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru (4),

где для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru - заданные постоянные величины и для студентов экономических специальностей - student2.ru .

Определение.2. Функция Z называется целевой функцией задачи (1 - 4), для студентов экономических специальностей - student2.ru - проектными параметрами задачи, а условия (2 - 4) ограничениями данной задачи.

Определение 3. Стандартной задачей ЛП называется задача нахождения целевой функции (1) при выполнении условий (2), (4), где k=m, l=n, т.е. когда ограничения заданы только в виде неравенств (2), и все проектные параметры удовлетворяют условиям неотрицательности (4), а условия в виде равенств отсутствуют:

для студентов экономических специальностей - student2.ru

для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru

для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru .

Определение 4. Канонической (или основной) задачей ЛП называется задача нахождения максимального (минимального) значения функции (1) при выполнении условий (3), (4), где k=0,l=n, m<n,т.е. когда ограничения заданы только в виде равенств (3), и все проектные параметры удовлетворяют условиям неотрицательности (4), а условия в виде неравенств (2) отсутствуют:

для студентов экономических специальностей - student2.ru

для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru

для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru .

Определение 5. Совокупность значений проектных параметров для студентов экономических специальностей - student2.ru , удовлетворяющих ограничениям задачи (2-4), называется допустимым решением, или планом.

Определение 6. План для студентов экономических специальностей - student2.ru , при котором целевая функция (1) принимает свое максимальное (минимальное) значение, называется оптимальным, т.е. для студентов экономических специальностей - student2.ru .

Все три формы задачи ЛП эквивалентны, ибо каждая из них с помощью некоторых преобразований может быть переписана в форме другой задачи. При этом необходимо пользоваться следующими правилами:

1. Задачу минимизации функции можно свести к задаче максимизации, и, наоборот, путем замены знаков коэффициентов для студентов экономических специальностей - student2.ru на противоположные, поскольку для студентов экономических специальностей - student2.ru .

2. Ограничения-неравенства (2) можно заменить эквивалентными ограничениями-равенствами путем введения дополнительных неотрицательных переменных следующим образом:

Ограничение-неравенство вида для студентов экономических специальностей - student2.ru преобразуется в ограничение-равенство для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru , а ограничение-неравенство вида для студентов экономических специальностей - student2.ru - в ограничение-равенство для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru .

При этом число дополнительных переменных равно числу преобразуемых неравенств.

Вводимые дополнительные переменные имеют вполне определенный смысл. Так, например, для задачи распределения ресурсов числовое значение дополнительной переменной равно объему неиспользованного соответствующего ресурса. С математической точки зрения основные и дополнительные переменные играют одинаковую роль. Поэтому целесообразно их единообразное обозначение.

4. Каждое ограничение-равенство вида (3) можно записать в виде двух неравенств для студентов экономических специальностей - student2.ru .

5. Переменная для студентов экономических специальностей - student2.ru , неограниченная условием неотрицательности вида (4), можно заменить разностью двух дополнительных неотрицательных переменных: для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru .

3. Геометрическая интерпретация задачи линейного программирования

Рассмотрим задачу, состоящую в определении максимального значения функции:

для студентов экономических специальностей - student2.ru (5) при условиях

для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru (6)

для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru (7).

Эта задача ЛП в стандартной форме с двумя переменными.

Каждое неравенство вида (6), (7) геометрически определяет полуплоскость соответственно с граничными прямыми

для студентов экономических специальностей - student2.ru (8).

При этом вектор для студентов экономических специальностей - student2.ru , как градиента функции для студентов экономических специальностей - student2.ru , указывает ту полуплоскость, которая определяется неравенством для студентов экономических специальностей - student2.ru , а вектор для студентов экономических специальностей - student2.ru - полуплоскость, определяемую неравенством для студентов экономических специальностей - student2.ru .

Если система неравенств (6), (7) совместна, то область её решений есть множество точек, принадлежащих всем указанным полуплоскостям. Пересечение этих полуплоскостей образует выпуклый многоугольник решений, или область допустимых решений (ОДР).

Таким образом, исходная задача ЛП состоит в нахождении таких точек многоугольника решений, в которых целевая функция Z принимает максимальное (минимальное) значение. Эта точка существует тогда, когда многоугольник решений не пуст, и на нем целевая функция ограничена.

Линейная целевая функция достигает точек экстремума только на границе выпуклого многоугольника.

Рассмотрим градиент функции цели для студентов экономических специальностей - student2.ru . Это будет вектор для студентов экономических специальностей - student2.ru (см. рис.2.), указывающий направление возрастания функции цели. Очевидно, если взять обратное направление, то это будет направлением убывания функции цели. Если построить произвольную прямую для студентов экономических специальностей - student2.ru - const, то её движение параллельно самой себе в направлении вектора для студентов экономических специальностей - student2.ru приведет к возрастанию функции цели. При этом для допустимости решения эта прямая должна иметь хотя бы одну общую точку с многоугольником решений. Два крайних положения этой прямой в ОДР соответствуют наименьшему и наибольшему значениям целевой функции. При этом могут встретиться случаи, изображенные на рис.2-5, когда исходная задача имеет единственное решение (минимальное и максимальное значение) (рис.2), множество решений (координаты любой точки прямой для студентов экономических специальностей - student2.ru на рис.3), и решение исходной задачи не существует в силу неограниченности целевой функции (рис.4) или несовместности системы неравенств (6), (7) (рис.5).

 
  для студентов экономических специальностей - student2.ru

4. Графический метод решения задачи линейного программирования

Графическим методом решается стандартная задача линейного программирования:

для студентов экономических специальностей - student2.ru

для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru

для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru .

Данный метод основан на приведенной выше геометрической интерпретации задачи ЛП. Нахождение решения задачи ЛП графическим методом имеет следующие этапы:

1. Строят прямые (8), уравнения которых получаются в результате замены в ограничениях знаков неравенств на знаки точных равенств.

2. Находят полуплоскости, определяемые каждым из ограничений задачи.

3. Находят многоугольник решений как пересечение всех полуплоскостей

4. Строят начальную прямую (линию уровня целевой функции), проходящую через начало координат для студентов экономических специальностей - student2.ru .

5. Строят вектор для студентов экономических специальностей - student2.ru , представляемый градиент целевой функции (5).

6. Движением прямой для студентов экономических специальностей - student2.ru -constпараллельно самой себе в направлении вектора для студентов экономических специальностей - student2.ru либо находят точки, в которой целевая функция принимает наибольшее (наименьшее) значение, либо устанавливают неограниченность сверху (снизу) целевой функции на множестве планов.

7. Определяют координаты точки максимума (минимума) целевой функции и вычисляют ее значение в этих точках.

Пример. Найти наибольшее и наименьшее значения целевой функции z при заданных ограничениях:

для студентов экономических специальностей - student2.ru

1. Строят прямые, уравнения которых получаются в результате замены в ограничениях знаков неравенств на знаки точных равенств:

для студентов экономических специальностей - student2.ru

2. Каждое ограничение-неравенство определяет координатную полуплоскость. В зависимости от знака неравенств при помощи двух стрелок укажем требуемые полуплоскости.

3. В результате пересечения всех полуплоскостей находят многоугольник решений (на рисунке обозначен треугольником ABC).

4. Построим начальную прямую (линию уровня целевой функции), проходящую через начало координат для студентов экономических специальностей - student2.ru .

5. Движением прямой для студентов экономических специальностей - student2.ru параллельно самой себе в направлении вектора для студентов экономических специальностей - student2.ru находим два крайних положения. Первое соответствует минимуму целевой функции (точка А), второе - максимуму (точка С).

Рис.6. Графическая интерпретация задачи линейного программирования

для студентов экономических специальностей - student2.ru

6. Определим координаты точек максимума и минимума целевой функции и вычислим их значения в найденных точках.

- Точка минимума лежит на пересечении прямых для студентов экономических специальностей - student2.ru и для студентов экономических специальностей - student2.ru : для студентов экономических специальностей - student2.ru

- Точка максимума лежит на пересечении прямых для студентов экономических специальностей - student2.ru и для студентов экономических специальностей - student2.ru : для студентов экономических специальностей - student2.ru Минимальное значение целевой функции для студентов экономических специальностей - student2.ru .

Максимальное значение целевой функции для студентов экономических специальностей - student2.ru .

Вообще, с помощью графического метода может быть решена задача ЛП, система ограничений которой содержит n неизвестных и m линейно-независимых уравнений, если nиm связаны соотношением для студентов экономических специальностей - student2.ru .

Действительно, пусть поставлена каноническая задача ЛП: найти наибольшее значение

для студентов экономических специальностей - student2.ru (12) при условиях

для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru (13),

для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru (14),

где все уравнения (13) линейно независимы, и выполняется соотношение для студентов экономических специальностей - student2.ru .

Используя метод Жордана-Гаусса, производим m исключений, в результате которых система ограничений примет вид:

для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru

для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru . (15)

Учитывая неравенства (14), эту систему уравнений можно записать в виде системы неравенств для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru . Исключая для студентов экономических специальностей - student2.ru из (12) при помощи уравнений (15), получим для студентов экономических специальностей - student2.ru , т.е. задачу вида (5-7).

5. Симплекс - метод решения задач линейного программирования

Введение.

Предположим, что поставлена стандартная задача ЛП:

для студентов экономических специальностей - student2.ru ,

для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru , (16)

для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru .

Каждое из условий типа неравенства определяет полупространство, ограниченное гиперплоскостью (плоскостью в k-мерном пространстве). Пересечение соответствующих полупространств образует выпуклый многогранник (область допустимых решений - ОДР), в котором необходимо найти максимум (минимум) целевой функции. Внутри многогранника условий в силу его выпуклости линейная функция z не может достигать максимума (минимума). Её максимум (минимум), если он существует, достигается обязательно в какой-нибудь вершине многогранника или на одном из его граней.

Теоретически задача ЛП проста. Достаточно найти конечное число вершин многогранника и вычислить в них значения целевой функции. Из всех этих значений выбрать то, которое соответствует оптимальному решению.

Однако простой перебор даже при использовании самых современных ЭВМ практически неосуществим из-за чрезвычайно большого числа вершин. Поэтому возникла необходимость применения методов целенаправленного перебора, которые приводят к решению задачи за приемлемое время. Одним из таких методов является симплекс-метод.

Симплексом называется простейший выпуклый многогранник. Решение задачи ЛП симплекс-методом состоит в определении одной из вершин многогранника условий и последовательном переходе от одной вершины к другой, причем каждый такой переход приближает решение к оптимальному. В этом заключается геометрический смысл симплекс-метода.

Рассмотрим каноническую задачу линейного программирования:

для студентов экономических специальностей - student2.ru

для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru , (17)

для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru .

Здесь систему ограничений представляет система m линейно независимых уравнений. Эта система линейных уравнений имеет бесконечное число решений. При этом (n-m) переменных могут принимать произвольные значения (свободные переменные), а остальные m переменных выражаются через них (базисные переменные).

Определение 7. Решение, при котором все свободные переменные равны нулю, называются базисным решением.

Очевидно, что не всякое базисное решение является допустимым, т.е. принадлежит многограннику условий, так как необходимо учесть последние условия неотрицательности всех переменных из (17).

Определение 8. Базисное решение, удовлетворяющее условиям неотрицательности всех переменных, называется допустимым базисным решением, или опорным планом.

Определение 9. Опорный план называется невырожденным, если он содержит ровно m положительных компонент, в противном случае, он называется вырожденным.

На каждой грани многогранника условий какая-либо переменная тождественно равна нулю. Например, из (16), (18) видно, что гиперплоскость для студентов экономических специальностей - student2.ru , которая, возможно, является одной из сторон многогранника условий, соответствует условию для студентов экономических специальностей - student2.ru . Поэтому в каждой вершине многогранника условий обращаются в нуль ровно столько переменных, сколько свободных. Таким образом, допустимое решение, соответствующее какой-либо вершине многогранника условий, необходимо искать среди множества базисных решений.

Алгоритм симплекс-метода.

Первоначально задача ЛП записывается в канонической форме (17), и находится произвольное базисное решение. Если решение недопустимое, то проверяется совместность ограничений, и, в случае совместности, из базиса вычеркивается определенная переменная, а вместо неё вводится другая. Тем самым, находится новое базисное решение. Если же базисное решение допустимое (т.е. найден опорный план, соответствующий одной из вершин многогранника условий), то решение проверяется на оптимальность. В случае неоптимальности допустимого базисного решения, устанавливается ограниченность целевой функции, и вновь производится обмен между базисными и свободными переменными, который геометрически означает переход к другой вершине многогранника.

В результате многократного повторения указанного процесса, либо будет получено оптимальное решение, либо будет выявлена противоречивость ограничений (несуществование ОДР), либо будет видно, что целевая функция неограничена.

Алгоритм симплекс-метода представлен при помощи блочных структур на рис.7.

для студентов экономических специальностей - student2.ru

При решении задачи симплекс-методом удобно пользоваться так называемыми симплекс-таблицами. Приведем некоторые пояснения к алгоритму нахождения оптимального решения, основанного на последовательных переходах от одной симплекс-таблицы к другой.

Представление исходных данных задачи в виде симплекс-таблицы (первая симплекс-таблица). Для получения симплекс-таблицы общую или стандартную задачу ЛП необходимо привести в канонический вид и разрешить систему линейных уравнений (например, методом Гаусса-Жордана) относительно выделенных базисных переменных. Далее, следует при помощи выражений для базисных переменных выразить целевую функцию через свободные переменные.

При составлении первой симплекс-таблицы на основе разрешенной системы линейных уравнений, свободные члены записываются без изменения знаков, а коэффициенты при свободных переменных - с противоположными знаками. Предположим для определенности, дана стандартная задача ЛП в виде (16). Введя дополнительные неотрицательные переменные для студентов экономических специальностей - student2.ru , получим соответствующую каноническую задачу ЛП:

для студентов экономических специальностей - student2.ru ,

для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru , (18)

для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru .

Предполагая, что для студентов экономических специальностей - student2.ru и равенство нулю некоторых для студентов экономических специальностей - student2.ru , эту задачу можно записать в виде (17).

В данном случае удобно в качестве базисных переменных выбрать для студентов экономических специальностей - student2.ru , относительно которых легко решить систему уравнений. Поэтому из (18) следует

для студентов экономических специальностей - student2.ru ,

для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru , (19)

для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru , где для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru .

Из такой записи канонической задачи ЛП составляют симплекс-таблицу (см. Таб.1).

В дальнейшем эта таблица подвергается анализу, и в случае необходимости проводится такое преобразование, когда одна переменная из свободных переходит в базисные, а одна базисная – в свободные.

Таб.1. Составление первой симплекс-таблицы

Базисные переменные Свободные члены Свободные переменные
для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru
для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru
для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru
для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru
Целевая функция Z для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru

для студентов экономических специальностей - student2.ru

Нахождение базисного решения. В базисном решении все свободные переменные равны нулю, и поэтому базисные переменные равны свободным членам (см. (19) и Таб.1): для студентов экономических специальностей - student2.ru .

Проверка допустимости базисного решения.

Признак 1. (Признак допустимости базисного решения). Решение будет допустимым, если в симплекс-таблице все свободные члены (кроме строки целевой функции) неотрицательные.

Проверка совместности ограничений. Если базисное решение недопустимо, то необходимое проверить совместность ограничений, т.е. наличие ОДР. Геометрическая интерпретация несовместности ограничений показана на рис.5.

Признак 2. (Признак несовместности ограничений). Ограничения несовместны, если в любой строке (кроме строки целевой функции), имеющей отрицательный свободный член, нет ни одного отрицательного элемента. Наличие отрицательного элемента дает возможность произвести такой обмен переменных, когда новая базисная переменная возможно станет неотрицательной.

Если несовместность по изложенному признаку не выявлена, то необходимо произвести преобразование симплекс-таблицы (обмен переменных), цель которого нахождение нового базисного решения.

Проверка оптимальности решения. Если базисное решение допустимое, то решение проверяется на оптимальность с помощью следующего признака.

Признак 3. (Признак оптимальности решения). Целевая функция будет иметь максимальное (минимальное) значение, если в строке целевой функции все элементы, кроме свободного члена, положительные (отрицательные).

Проверка ограниченности целевой функции. Если допустимое базисное решение неоптимальное, то необходимо проверить существование оптимального решения, т.е. ограниченности целевой функции. Геометрическая интерпретация неограниченности целевой функции показана на рис.4.

Признак 4. (Признак ограниченности целевой функции). Целевая функция ограничена сверху (снизу), т.е. существует максимальное (минимальное) значение целевой функции, если на каждой итерации в каждом столбце, не удовлетворяющем признаку оптимальности, есть хотя бы один положительный элемент.

Если не выявлено несуществование оптимального решения по этому признаку, то итерацию необходимо повторить, т.е. преобразованием симплекс-таблицы перейти к новому базисному решению.

Проверка неединственности решения.

Признак 5. (Признак неединственности оптимального решения). Если в строке целевой функции оптимального решения, кроме столбца свободных членов, есть хотя бы один нулевой элемент, то полученное оптимальное решение является неединственным.

Это означает, что есть другой набор значений переменных, при котором целевая функция будет иметь такое же оптимальное значение.

Таким образом, анализ симплекс-таблицы может привести к необходимости её преобразования, переходу к новому базисному решению. Для этого необходимо найти разрешающий элемент.

Нахождение разрешающего элемента. Разрешающий элемент указывает одну свободную и одну базисную переменные, которые следует обменять, чтобы получить новое “улучшенное” базисное решение.

Шаг 1. Нахождение разрешающего столбца.

ü базисное решение недопустимое, ограничения совместны.

В строке, содержащей отрицательный свободный член, выбирается отрицательный элемент. Столбец, в котором находится выбранный элемент, принимается в качестве разрешающего.

ü базисное решение допустимое, неоптимальное.

В качестве разрешающего столбца принимается любой столбец, неудовлетворяющий признаку оптимальности.

Шаг 2. Нахождение разрешающей строки.

Определяются положительные отношения свободных членов к элементам разрешающего столбца для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru , где l – число строк, в которых для студентов экономических специальностей - student2.ru имеют одинаковый знак. В качестве разрешающей, выбирается та строка, для которой найденное значение минимальное, т.е. для студентов экономических специальностей - student2.ru .

Разрешающие строка и столбец в Таб.1 помечены стрелками, разрешающий элемент выделен рамкой.

Замечание. Если выбор разрешающего элемента неоднозначный, то можно выбрать любой из них. Это может несущественно повлиять лишь на количество итераций, но не влияет на оптимальное решение. Обеспечение минимального количества итераций здесь не рассматривается, однако, рекомендуется выбрать наименьший, если элемент отрицательный и наибольший, если выбираемый элемент положительный.

Преобразование симплекс-таблицы. Как уже отмечалось, преобразование симплекс-таблицы заключается в обмене переменных. Предположим, что разрешающий элемент является для студентов экономических специальностей - student2.ru , который выделен рамкой в Таб.1. Тогда базисную переменную для студентов экономических специальностей - student2.ru необходимо перевести в свободные, а свободную переменную для студентов экономических специальностей - student2.ru - в базисные. Переход от одной таблицы к другой выполняется по следующему алгоритму.

Шаг 1. Ячейка разрешающего элемента заполняется значением для студентов экономических специальностей - student2.ru , обратным значению разрешающего элемента.

Шаг 2. Ячейки разрешающей строки заполняются элементами, стоящими в этих ячейках, деленными на разрешающий элемент, т.е.

для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru . (20)

Шаг 3. Ячейки разрешающего столбца заполняются элементами, стоящими в этих ячейках, деленными на разрешающий элемент с обратным знаком, т.е.

для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru . (21)

Шаг 4. Остальные ячейки для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru заполняются значениями, стоящими в этих ячейках, минус произведение элементов, стоящих в соответствующем разрешающем столбце и в соответствующей разрешающей строке, деленное на разрешающий элемент, т.е.

для студентов экономических специальностей - student2.ru ,

для студентов экономических специальностей - student2.ru , (22)

для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru ,

для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru , для студентов экономических специальностей - student2.ru .

В силу того, что на шаге 3 значения элементов пересчитанного разрешающего столбца для студентов экономических специальностей - student2.ru уже определены, то вычисления по формулам (22) можно сократить.

В результате преобразования получим новую симплекс-таблицу (Таб.2).

Таб.2. Преобразование симплекс-таблицы

Базисные переменные Свободные члены Свободные переменные
для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru
  для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru
для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru
для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru
Целевая функция Z для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru

Пример. Найти наибольшее значение целевой функции z при заданных ограничениях:

для студентов экономических специальностей - student2.ru

Исходную стандартную задачу линейного программирования (СЗЛП) приведем к каноническому виду (КЗЛП). Для этого введем дополнительные переменные, учитывая знаки неравенств-ограничений. Если ограничение-неравенство имеет знак «≥», то дополнительную переменную вводим со знаком «-», в противном случае – со знаком «+».

       
 
СЗЛП
 
КЗЛП

для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru

В качестве базисных переменных удобно выбрать для студентов экономических специальностей - student2.ru , так как относительно этих переменных легко решить систему линейных уравнений: для студентов экономических специальностей - student2.ru - базисные переменные; для студентов экономических специальностей - student2.ru - свободные переменные.

для студентов экономических специальностей - student2.ru

Составим первую симплекс-таблицу: свободные члены записываем без изменения знаков, а коэффициенты при свободных переменных – с противоположными знаками.

Базисные переменные Свободные члены Свободные переменные
x1 x2
x3 -9 -3
x4
x5 -18 для студентов экономических специальностей - student2.ru -4
Z -6 -1

для студентов экономических специальностей - student2.ru

Базисное решение для студентов экономических специальностей - student2.ru - недопустимое, т.к. имеются отрицательные элементы ( для студентов экономических специальностей - student2.ru ). Данная симплекс-таблица соответствует точке начала координат на рис.6. Ограничения совместны, т.к. в строках с отрицательными свободными членами имеются ещё отрицательные элементы. Необходимо найти разрешающий элемент и провести преобразование симплекс-таблицы.

Найдём разрешающий элемент. Выберем наименьший отрицательный элемент в строках с отрицательными свободными членами. Это -4. Столбец, в котором находится этот элемент ( для студентов экономических специальностей - student2.ru ), принимаем в качестве разрешающего столбца (помечен стрелкой).

Для нахождения разрешающей строки определяем минимальное положительное отношение свободных членов к элементам разрешающего столбца. Так как для студентов экономических специальностей - student2.ru , то в качестве разрешающей строки получаем для студентов экономических специальностей - student2.ru .

Элемент, находящийся на пересечении разрешающих столбца и строки, является разрешающим элементом (выделен рамкой). Он указывает, что базисную переменную для студентов экономических специальностей - student2.ru переводим в свободные, а свободную переменную для студентов экономических специальностей - student2.ru - в базисные.

Преобразуем симплекс-таблицу, используя правила преобразования:

1. Ячейку разрешающего элемента, равного «-4», заполняем значением, обратным значению разрешающего элемента (-1/4=-0,25).

2. Ячейки разрешающей строки для студентов экономических специальностей - student2.ru заполняем элементами, стоящими в этих ячейках, деленными на разрешающий элемент «-4». Например, элемент, находящийся на пересечении столбца свободных членов и строки для студентов экономических специальностей - student2.ru , будет равен для студентов экономических специальностей - student2.ru .

3. Ячейки разрешающего столбца заполняем элементами, стоящими в этих ячейках, деленными на разрешающий элемент с обратным знаком «4». В частности, элемент, находящийся на пересечении столбца для студентов экономических специальностей - student2.ru и строки для студентов экономических специальностей - student2.ru , будет равен для студентов экономических специальностей - student2.ru .

4. Остальные ячейки заполняем значениями, стоящими в этих ячейках, минус произведение элементов, стоящих в соответствующем разрешающем столбце и в соответствующей разрешающей строке, деленное на разрешающий элемент «-4». Например, элемент, находящийся на пересечении столбца свободных членов и строки для студентов экономических специальностей - student2.ru , будет равен для студентов экономических специальностей - student2.ru .

В результате преобразования симплекс-таблицы получим:

Базисные переменные Свободные члены Свободные переменные
x1 x5
x3 для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru
x4 для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru
x2 для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru
Z для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru

для студентов экономических специальностей - student2.ru

Базисное решение для студентов экономических специальностей - student2.ru - недопустимое, т.к. есть отрицательный элемент ( для студентов экономических специальностей - student2.ru ). Ограничения совместны, т.к. в строке с отрицательным свободным членом имеется ещё отрицательный элемент.

В качестве разрешающего столбца выбираем столбец для студентов экономических специальностей - student2.ru . Вычисляя для студентов экономических специальностей - student2.ru , получаем, что в качестве разрешающей строки следует выбрать для студентов экономических специальностей - student2.ru . Базисную переменную для студентов экономических специальностей - student2.ru переводим в свободные, а свободную переменную для студентов экономических специальностей - student2.ru - в базисные.

В результате преобразования симплекс-таблицы получили следующую таблицу:

Базисные переменные Свободные члены Свободные переменные
x3 x5
x1 для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru
x4 для студентов экономических специальностей - student2.ru 1
x2 для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru
Z для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru для студентов экономических специальностей - student2.ru

для студентов экономических специальностей - student2.ru

Базисное решение для студентов экономических специальностей - student2.ru - допустимое, т.к. все свободные члены положительные. Решение оптимальное (минимум целевой функции), поскольку в строке целевой функции, кроме столбца свободных членов, все элементы одного знака (отрицательные). Оптимальное решение единственное, т.к. в строке целевой функции нет нулевых элементов. Данная симплекс-таблица соответствует точке А на рис.6.

Но поскольку требуется найти максимальное значение целевой функции, то итерации продолжаются.

В качестве разрешающего столбца можно выбрать любой столбец таблицы, т.к. они оба не удовлетворяют признаку оптимальности (максимуму). Выбираем столбец для студентов экономических специальностей - student2.ru . Тогда разрешающей строкой будет строка для студентов экономических специальностей - student2.ru , т.к. для студентов экономических специальностей - student2.ru .

В результате преобразований получим следующую симплекс-таблицу:

Таб.3. Симплекс-таблица оптимального решения

Наши рекомендации