Тема 4. Эволюция форм и видов денег

Деньги, кредит, банки

старший преподаватель кафедры банковского дела

кандидат экономических наук

С.В. Фрумина

Организационно-методический раздел

Содержание учебной дисциплины соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Изучение курса «Деньги, кредит, банки» осуществляется с целью фор­мирования у будущих специалистов современных фундаментальных знаний в области теории денег, кредита, банков, раскрытие историче­ских и дискуссионных теоретических аспектов их сущности, функций, законов, роли в современной рыночной экономике.

Задачами дисциплины «Деньги, кредит, банки» является:

1. Изучение закономер­ностей денежного оборота и кредита;

2. Анализ процессов создания, тен­денций построения и организации современных денежных, кредитных, банковских систем и их элементов;

3. Изучение роли денег, кредита и бан­ков в регулировании макроэкономических процессов;

4. Формирование современного представления о месте и роли центральных и коммерче­ских банков в современной рыночной экономике;

5. Фор­мирование у студентов навыков систематизации и оценки различных явлений и закономерностей в денежно-кредитной сфере экономики.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

современное законодательство, нормативные и методические доку­менты, регулирующие денежный оборот, систему расчетов, в том чис­ле, в сфере международных экономических отношений;

основные дискуссионные вопросы современной теории денег, креди­та, банков;

позицию российской экономической науки по вопросам их сущности, функциям, законам и роли в современном экономическом развитии национальной и мировой экономик;

деятельность кредитных организаций, практику применения указан­ных документов;

уметь:

владеть формами и методами использования денег и кредита для ре­гулирования социально-экономических процессов в условиях рыноч­ной и переходной к рыночной экономиках, учитывая при этом спе­цифику России;

анализировать статистические материалы по денежному обращению, расчетам, состоянию денежной сферы, банковской системы;

уметь оценивать роль банков в современной рыночной экономике.

Форма итогового контроля – экзамен.

Содержание учебной дисциплины

Раздел 1. Деньги и денежные отношения

Тема 1. Происхождение денег: объективная необходимость появле­ния и применения денег

Замкнутое натуральное и натуральное меновое хозяйство. Преиму­щества и недостатки бартерного обмена. Чистый и организованный бар­тер. Причины сохранения бартерных отношений в современной эконо­мике. «Натурализация» обмена в современных условиях и возникнове­ние «теневой» экономики.

Причины перехода к товарно-денежному обмену и исторические этапы становления товарно-денежных отношений. Развитие форм стоимости и появление денег. Товарно-денежный обмен и экономия издержек обра­щения.

Литература

[1], [2], [4], [11], [19].

Тема 2. Теории денег и их эволюция

Теории денег и их эволюция: металлистическая, номиналистическая, марксистская, количественная, кейнсианская, монетаристская. Особен­ность развития теории денег в российской экономической науке. Совре­менные направления развития теории денег.

Современное понятие сущности денег. Различные трактовки опреде­ления сущности денег в современных теориях денег. Характеристика денег как экономической категории. Взаимодействие денег с другими экономическими категориями и макроэкономическими параметрами.

Литература

[4], [5], [11], [13], [19].

Тема 3. Функции денег

Понятие функции денег. Модификация функ­ций денег в современных условиях.

Деньги как мера стоимости. Проблема внутренней стоимости денег и функция денег как мера стоимости. Денежные реформы и мера стои­мости. Стоимость и цена. Изменение стоимости золота и функция денег как мера стоимости. Значение функции меры стои­мости. Условия выполнения деньгами функции меры стоимости. Функция ме­ры стоимости и либерализация цен. Функция меры стоимости и устой­чивость денег. Инфляция и мера стоимости.

Деньги как средство обращения. Условия выполнения деньгами функции средства обращения. Взаимодействие функции денег как меры стоимо­сти и средства обращения.

Деньги как средство сохранения стоимости и накопления. Покупательная способность денег. Ликвидность денег, инфляция и выполнение деньгами функции средства сохранения стоимости и накопления. Взаимодействие функции денег как средства обращения и средства сохранения стоимо­сти. Специфика функции денег как сокровища и как средства накопления.

Функция денег как средства платежа. Виды денежных обязательств. Понятие платежа и виды платежей. Взаимодействие денег как меры стоимости, средства сохранения стоимости, средства обращения и денег как средства платежа. Функция средства платежа и движение товаров. Функция средства платежа и движение капитала Деньги как средство платежа и возрастание капитала.

Деньги в сфере международного экономического оборота. Функция мировых денег. Предпосылки и условия выполнения национальными валютами функции мировых денег. Понятие резервных валют, коллек­тивных валют и выполнение ими функции мировых денег.

Литература

[4], [5], [11], [13], [19].

Тема 4. Эволюция форм и видов денег

Взаимосвязь эволюции денег и прогресса человечества. Полноценные (действи­тельные) деньги, их виды и основные свойства. Характеристика товар­ной, правовой, информационной природы полноценных денег. Достоин­ства и недостатки полноценных денег.

Основные факторы перехода к неполноценным деньгам. Бумажные деньги и их эволюция. Причины широкого доверия к бумажным день­гам при их внедрении и последующей утраты этого доверия. Обеспече­ние бумажных денег и его эволюция.

Понятие и виды кредитных денег, в том числе банковских и небан­ковских. Их сравнительная характеристика, сопоставление с бумажными деньгами государства. Депозитные деньги как основной вид современных денег, достоинст­ва и недостатки.

Сходства и отличия полноценных и неполноценных денег. Утрата автоматизма регулирования объема денежной массы в современных ус­ловиях. Эволюция форм и видов денег в России и факторы, ее обусловившие. Зачатки новых видов денег и их будущее.

Литература

[4], [5], [6], [11], [19].

Наши рекомендации