Классическая теория организации. Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с ор­ганизациями

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с ор­ганизациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многооб­разные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организа­ций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет ор­ганизаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

Организация — сложный организм. В нем переплетаются и ужи­ваются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жест­кая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициати­вы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда пе­рестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказыва­ются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать со­временные технологии их деятельности. Зачем организации нужны, как создаются и развиваются, на каких принципах строятся, почему и как изменяются, какие возможности открывают, почему их участ­ники действуют так, а не иначе, — ответы на эти вопросы призвана дать теория организации, опирающаяся на обобщение новейшего мирового опыта.

Трудно переоценить значение научного обоснования всех сторон функционирования организаций в условиях современной России, когда происходит радикальная смена социально-экономических от­ношений. Новые требования к построению и поведению организа­ций предъявляют рыночные отношения, предпринимательская ак­тивность, развитие различных форм собственности, изменение функ­ций и методов государственного регулирования и управления. Ор­ганизационная деятельность испытывает влияние революционных изменений в технологической базе производства. Переход к эффек­тивным формам организации и управления, построенным на науч­ных принципах, стал главным условием успеха экономических ре­форм. Конкуренция продуктов и услуг стала, в сущности, конкурен­цией организаций, используемых форм, методов и мастерства уп­равления. Традиции централизованной типизации всех структурных построений, жесткой формализации внутренних и внешних отно­шений соподчиненности, несвободы всех нижестоящих звеньев, мас­совое распространение и многолетнее использование организаци­онных схем, пригодных лишь для определенных условий или чрез­вычайных обстоятельств, породили стереотип консервативного мы­шления и организационной скованности. Изучение теории органи­зации призвано качественно изменить подход к организациям, к по­ниманию и регулированию протекающих в них процессов и в ко­нечном счете — к их адаптации к условиям рыночных отношений.

Можно проследить три фазы фундаментальных изменений в ор­ганизациях в XX веке. Первая фаза — отделение управленческих функций (капитала-функции) от капитала-собственности и превра­щение управления в профессию. Вторая фаза — появление, начиная с 1920-х годов, командно-административных организаций с верти­кальной соподчиненностью и высоким уровнем централизации ре­шений. Третья фаза — переход к организациям с преобладанием го­ризонтальных структур и связей, базирующихся на широком исполь­зовании информационных технологий, специальных знаний и сис­темных методов принятия решений. Каждая фаза организационных изменений была ответом на вызовы времени, повышение сложно­сти и наукоемкости производства, радикальные изменения эконо­мических отношений. На пороге XXI века совершается переход от организационной рационализации, основанной преимущественно на накопленном опыте, к всестороннему применению современных ин­формационных сетей и компьютерных систем. Получают развитие процессы интеграции в управлении (образование ассоциативных структур и альянсов, включая организации транснационального ха­рактера), комплексной реструктуризации, перехода к организациям «с внутренними рынками», тенденции к сокращению размеров ор­ганизационных звеньев, использованию целевых групп, матричных структур и самообучающихся организаций.

Сущность организаций не может быть сведена лишь к формаль­ным структурам или потокам информации, к механическим взаи­модействиям или исполнению команд. Упрощенный подход к функ­ционированию организаций, однобокость в интерпретации их ба­зисных элементов и свойств не позволяют в полной мере использо­вать их потенциал. Наряду с традиционными экономическими кри­териями оценки деятельности организаций, основанными на изме­рении эффективности использования ресурсов, на первый план вы­ходят «неосязаемые» измерители: интеллектуальный капитал, удов­летворенность потребителя, социальная прибыль, организационная культура. Во многих случаях такие критерии лучше свидетельствуют о будущих результатах, чем финансовые показатели.

В преддверии XXI века появились признаки нового прорыва. На первый взгляд кажется парадоксальным, но кооперация и сотруд­ничество вытесняют конкуренцию, дают гораздо более весомые стра­тегические преимущества, чем конкурентная борьба. Расширяются рыночные ниши и востребованность малых и средних форм пред­принимательства — гибких, чутко реагирующих на изменения потре­бительского спроса. Появляются новые формы организации круп­номасштабного производства и распределения, - стратегические аль­янсы, виртуальные, сетевые, круговые, обучающиеся, интеллекту­альные, глобальные организации. В условиях стремительного раз­вития техники и технологии производства, динамичных изменений потребительских свойств продуктов и услуг, беспрецедентного роста коммуникаций и взаимозависимостей в управлении принципиаль­ную важность приобретает стремление к организационным переме­нам и инновациям как к возможности препятствовать застою и обес­печивать эффективное использование всех имеющихся ресурсов. Главным источником всех этих возможностей становятся управле­ние, деятельность, компетентность и предприимчивость руководи­телей. Создавать условия для этого должна рационально построен­ная современная организация.

Основные черты, характерные особенности и принципиальные выводы теории организации рассматриваются в следующих семи час­тях книги: «Основы», «Структуры», «Функционирование», «Адапта­ция к рынку», «Интеграция» «Организационное проектирование» и «Будущее». Такое построение книги отражает организационную кон­цепцию и логику излагаемого материала.

Первая часть - «Основы» посвящена изучению понятия и сущно­сти организаций, их классификации по разным признакам и выявле­нию особенностей каждого типа организационных систем. Понима­ние сущности организаций расширяется благодаря ознакомлению с их внутренней и внешней средой, миссией и системой целей, концеп­цией жизненного цикла организаций (включая все стадии их разви­тия — от рождения до старения и обновления), основными элемента­ми организационной культуры. Для читателя представят интерес ро­левые функции, служащие основой динамизма организаций, - меж­личностные, информационные и связанные с принятием и реализа­цией управленческих решений.

Организационная практика и управление имеют многовековую ис­торию, однако научные теории в этой области появились лишь в начале XX века. В книге представлены основные теоретические иссле­дования, научные принципы и модели организации — от работ Фре­дерика Тейлора, Генри Файоля, Макса Вебера, Герберта Саймона, Ренсиса Лайкерта, Игоря Ансоффа, Дугласа Норта до современных тео­рий системного подхода, социальных систем, сетевых и «информаци­онно базирующихся» организаций, реинжиниринга, бихевиористских концепций, организаций «с внутренними рынками». Основной упор при изложении сделан на научную и практическую значимость рас­сматриваемых теорий в условиях перехода к рыночным отношениям. На переднем крае теоретических разработок, имеющих большую прак­тическую ценность, оказались направления, которые в наибольшей мере отражают изменившиеся условия функционирования хозяйст­вующих субъектов. Это вызвано и ориентацией на новейшие произ­водственные и информационные технологии, и проблемой рисковых инвестиций, и современными способами высокопродуктивного ве­дения хозяйства, и прогнозированием потребительского спроса и по­ведения конкурентов, и доминантой стратегического подхода в управ­лении.

Вторая часть — «Структуры» в известном смысле является теоре­тической, хотя во многом носит и прикладной характер. Структурный подход к организации позволяет выделить формальные построения и систему неформальных связей, вертикальное и горизонтальное раз­деление труда и формы их взаимодействия, объемы контроля и его модели, различные виды подразделения организации на определен­ные части и звенья. Овладение знаниями в этой области позволяет обоснованно подходить к определению степени централизации функ­ций и механизмов принятия решений в организациях, соотношения между централизацией и децентрализацией в управлении, направле­ний и методов делегирования полномочий и ответственности. Осо­бое внимание уделяется формированию горизонтальных связей в ор­ганизациях. Подробному разбору подвергаются прямые контакты меж­ду руководителями, взаимосвязи между подразделениями, методы работы целевых групп и интегрирующих органов, условия эффектив­ных взаимодействий, практика разрешения конфликтных ситуаций. Анализируются как условия и формы построения, так и преимущест­ва и недостатки различных видов организационных структур - линей­но-функциональных, дивизиональных, продуктовых, проектных и матричных, а также возможные варианты их сосуществования и вза­имного дополнения. Специальному анализу подвергнуты достоинст­ва и недостатки бюрократических систем управления.

Третья часть — «Функционирование» дает представление об основ­ных рычагах и организационных механизмах, приводящих в действие субъекты хозяйствования и обеспечивающих их устойчивую и сбалан­сированную работу. Прежде всего это организация деятельности выс­шего звена управления и механизм принятия управленческих реше­ний — стратегических и оперативных, простых и сложных. С этих же позиций рассматриваются координационная деятельность и ее основ­ные виды — превентивная, устраняющая, регулирующая и стимули­рующая деятельность. С усложнением организаций трудно переоце­нить значение и такого «мотора» их деятельности, как межгрупповое поведение. Важное место отводится формам проявления межгруппо­вых отношений, моделям поведения групп, путям преодоления меж­групповых конфликтов, значению и роли доверия. «Человеческий фактор» в организации находится в постоянном взаимодействии с новейшими техническими средствами управления. Неуклонно возра­стает влияние информационных технологий на организацию и управ­ление. Под этим углом зрения изучаются продуктивность и методы работы аппарата управления, развитие собственно информационной технологии, основные тенденции происходящих изменений.

Четвертая часть — «Адаптация к рынку». Ее актуальность связана с современными процессами перехода к новым формам организации, адекватным условиям рыночной экономики. В этой части рассматри­ваются влияние форм собственности на организацию управления при­менительно к разным видам хозяйствующих субъектов, соответству­ющие типы структур управления и методы их адаптации к рыночным отношениям. Особое внимание уделяется построению и анализу ра­боты акционерных обществ — новых для России форм хозяйствова­ния, а также роли, организации и специфическим особенностям ма­лых предприятий. Последние рассматриваются, с одной стороны, как важный ресурс экономического развития, а с другой — как широко распространенная организационная форма, которой свойственны ди­намизм и высокая адаптивность к запросам потребителей. Принци­пиальное значение имеет исследование организации взаимодействия государства и предприятий, включая современные формы государст­венного регулирования, принципы организации и функции федераль­ных органов власти, формирование рыночной инфраструктуры. В со­временной России существует объективная потребность в повышении действенности государственного регулирования и законодательного обеспечения процессов экономического развития и хозяйствования, в усилении роли государства в экономике.

Пятая часть - «Интеграция», в которой последовательно рассма­триваются теоретические основы, предпосылки и разновидности объ­единения организации для достижения общих целей и решения опре­деленных задач. Изучаются современные формы интеграции предпри­ятии: корпорации (в том числе транснациональные), холдинги, фи­нансово-промышленные группы, консорциумы, совместные предпри­ятия, синдикаты, картели и др. К числу специфических российских факторов, побуждающих предприятия к объединению, относятся: рост трансакционных издержек, необходимость восстановления разрушен­ных производственно-технологических связей и структурной перест­ройки производства, координация деятельности всех звеньев техно­логической цепи, привлечение крупных финансовых ресурсов, по­вышение уровня управляемости. Особое значение приобретают орга­низационные структуры, которые могли бы стать проводниками про­мышленной политики, формировать промышленные союзы из пред­приятий различных отраслей и новых экономических образований (включая финансово-кредитные учреждения и торгово-коммерческие компании).

Шестая часть — «Организационное проектирование» посвящена системному подходу к формированию организационных структур уп­равления. Анализируются и сопоставляются основные методологиче­ские принципы, процессы и собственно методы проектирования ор­ганизаций, а также используемые критерии для оценки организаци­онных решений, основные условия и направления корректировки организационных структур. Дается характеристика возможных этапов организационного проектирования, программ реорганизации и ме­тодов решения задач на каждом этапе (подготовка, сбор информации, определение проблем, организационно-техническое проектирование, социальное проектирование, проведение преобразований). Данная часть завершается постановкой и решением задач по определению эф­фективности организационных изменений на основе кратко-, сред­не- и долгосрочных критериев.

Седьмая часть — «Будущее». На основе анализа современных ми­ровых тенденций и результатов исследований, обобщающих пере­довую практику, рассматриваются объективные требования к орга­низациям будущего, перспективные формы таких организаций, а также условия их использования в долгосрочном плане. Приводятся основные характеристики возникших в последнее время организа­ций «с внутренними рынками» и сетевых организаций. Практичес­ки впервые достаточно подробному разбору подвергаются построе­ние и механизм функционирования таких новых типов организаций, как виртуальные, многомерные, интеллектуальные, круговые. Боль­шое внимание уделяется обучающимся организациям, выступающим в роли ключевого фактора организационного развития.

Второе издание книги дополнено двумя новыми частями - пятой («Интеграция») и седьмой («Будущее»). В них сделана попытка обоб­щить мировой опыт и теоретические воззрения последнего времени, нашедшие отражение в новейшей литературе по организации и уп­равлению, а также в материалах международных конференций и сим­позиумов. В целом ряде новых глав, помещенных в других частях кни­ги, дан анализ современных аспектов теории организации (жизнен­ный цикл организаций, организационная культура, доверие в систе­мах управления). Расширен материал об управлении государственной собственностью и организации малых предприятий.

Во второе издание книги включена достаточно подробная хроно­логия развития теории организации. Она охватывает многие извест­ные в истории человечества факты и события, имеющие отношение к зарождению и развитию принципов формирования и функциониро­вания организаций, — от древнейших времен до наших дней. В «Хро­нологии» использованы материалы из книги Shafritz S. M., Ott J. S. Classics of Organization Theory. 4 ed. – Harcourt Brace College Publishers, 1996.

Курс лекций по теории организаций читался автором на эконо­мическом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, в Государственном университете управления, в Международном университете в Москве, а также в ряде зарубежных университетов.

* * *

В подготовке второго издания книги большую и неоценимую помощь оказали сотрудники Института экономики РАН: О. Б. Добржицкая Ю. М. Абахов, Г. Н. Белова. А. 3. Дадашев, О. В Лукашенко, Е. В. Нисевич, И. В. Пименова. Целый ряд весьма полезных советов и рекомендаций был высказан Г. Р. Латфуллиным, В. Г. Смирновой и А. Ю. Манюшисом. Считаю своим долгом выразить искреннюю благодарность всем коллегам, оказавшим содействие в том, чтобы настоящая книга вышла в свет.

Особую признательность хочу выразить академику Леониду Ивановичу Абалкину – директору Института экономики РАН за созданную им в институте атмосферу творчества, доброжелательности и неустанного научного поиска.

Часть I. ОСНОВЫ

Глава 1. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ НАУК

Существуют различные трактовки термина «организация». В одних случаях он употребляется для обозначения деятельности по упоря­дочению всех элементов определенного объекта во времени и простран­стве. Такое толкование близко к понятию «организовывать». Во мно­гих других случаях организация рассматривается как объект, обладаю­щий упорядоченной внутренней структурой. В нем сочетаются много­образные связи (физические, технологические, экономические, пра­вовые) и человеческие отношения. Организация как объект представ­ляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов (свой­ство организационной сложности) и особое единство с внешним ок­ружением. Для нее характерна целенаправленность функционирова­ния и развития. Организация — это самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла. Именно такое понимание и по­ложено в основу теории организации. Организации не могут быть предметом изучения только одной науки — теории организации. Они должны рассматриваться как предмет междисциплинарного изучения. Система наук об организации представлена на рис. 1.1.

Разумеется, такой сложный организм, каким является современ­ная организация, не может быть понят только с позиций рассмотре­ния его формальной структуры и разложения его на отдельные части. Наряду со структурным подходом, отражающим преимущественно статику организации, ключевое значение имеет поведенческий под­ход, нацеленный на выявление динамики организации и ставящий в центр исследований человека, систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивации к труду и достижению ус­тановленных целей. Людей побуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограни­чения, свойственные каждому человеку в отдельности, и цели, дости­жение которых требует коллективных усилий. Дополняя друг друга, люди объединяют свои усилия и влияют на поведение организации в целом в интересах повышения ее эффективности.

Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организа­ции и достижении ими своих целей принадлежит науке об управлении. Вопрос о разграничении теории организации и науки об управлении в проводимых исследованиях и публикуемых работах решается неод­нозначно. В одних работах (и их немало) теория организации рассма­тривается как составная часть науки об управлении. Мотивируется это тем, что управление как целенаправленная деятельность по переводу объекта в желаемое состояние не может рассматриваться в отрыве от природы и свойств управляемого объекта. В ряде работ по теории уп­равления формулируются основные категории, закономерности, принципы и типология организационных систем, но не проводится строгое разграничение, к какому ответвлению общей теории — к ор­ганизации или управлению - относится тот или иной постулат.

Научные дисциплины Изучаемые аспекты

 
  Классическая теория организации. Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с ор­ганизациями - student2.ru

Классическая теория организации. Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с ор­ганизациями - student2.ru Классическая теория организации. Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с ор­ганизациями - student2.ru

Информационные потоки Обоснование решений Информационные технологии Телекоммуникации
Рис 1.1 Система наук об организации

Имеется также большое число работ, выделяющих проблемы ор­ганизации в относительно самостоятельную область знаний. Исход­ная позиция их авторов состоит в том, что «организация» отвечает на вопрос, чем управлять, а «управление» — зачем и как воздействовать на объект. Понимание организации создает основу для изучения уп­равления. Такая позиция позволяет, на наш взгляд, глубже и всесто­ронне исследовать закономерности и принципы построения органи­заций разных типов, выявить наиболее подходящие условия и пути обеспечения действенности их отдельных элементов, взаимосвязей и взаимозависимостей, учесть особенности каждой стадии жизненного цикла субъектов хозяйствования. Разумеется, и при таком подходе со­храняется объективно существующая связь и взаимовлияние органи­зации и управления в рамках единого процесса целенаправленной де­ятельности.

Интересы комплексного решения проблем организаций требу­ют учета того, что в состав их элементов входят объекты двоякой при­роды. С одной стороны, это факторы, определяющие социально-эко­номическую структуру организации (индивидуумы с их способнос­тями, интересами и подготовленностью, социальные совокупности, подразделения, распределение полномочий и ответственности, не­формальные отношения, потоки информации). С другой стороны, это элементы, определяющие производственно-техническую струк­туру организации (орудия труда, материальные ресурсы, технологи­ческие правила).

Основополагающая задача теории организации — изучение влия­ния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функцио­нирование организации, на происходящие в ней изменения, на обес­печение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов. Теория организации призвана использовать достижения и данные целого ряда смежных научных дисциплин (пси­хологии, социологии, социальной психологии, антропологии) для решения этих задач.

Вклад психологии в теорию организации проявляется в наиболь­шей мере через изучение и прогнозирование поведения индивидуу­ма, определение возможностей изменения поведения людей. Психо­логия выявляет условия, мешающие или способствующие рациональ­ным действиям и поступкам людей. В последнее время расширилась база именно тех психологических исследований, которые непосред­ственно связаны с поведением человека в организации. Речь идет о приемах восприятия, обучения и тренировки, выявлении нужд и раз­работке мотивационных методов, степени удовлетворенности рабо­той, психологических аспектах процессов принятия решений, оцен­ке поступков и позиций людей, природе хозяйственной предприим­чивости.

Исследования в области социологии расширяют методологические основы теории организации за счет изучения социальных систем, где индивидуумы исполняют свои роли и вступают в определенные отно­шения между собой. Принципиально важным является изучение груп­пового поведения, особенно в формальных и сложных организациях. Актуальными становятся социологические выводы и рекомендации, касающиеся групповой динамики, процессов социализации, органи­зационной структуры, бюрократии, коммуникаций, статуса и власти. Особый вклад социологии обусловлен изучением природы социаль­ных конфликтов (и прежде всего конфликтов межличностных) между малыми, средними и большими социальными группами. Для теории организации большую научную значимость приобретает изучение мо­тивации человеческой деятельности, места и роли человека в соци­альных и технических системах, анализ факторов социальной актив­ности и социальной патологии, моделирование социальной значимо­сти деятельности человека, исследование его социальных возможно­стей, ожиданий, ограничений, социальных перемещений, мобильно­сти, идентификации.

На вопросы, возникающие в процессе функционирования органи­зации, о том, как индивидуумы ведут себя в групповой деятельности и почему они ведут себя так, а не иначе, дает ответы сравнительно новая научная дисциплина — социальная психология. При изучении межлич­ностного поведения главным ориентиром является то, как происходят изменения, в каких формах они осуществляются и как преодолеваются барьеры их восприятия. Исключительную важность для организаций представляют исследования, посвященные оценке и анализу измене­ния позиций людей, форм коммуникаций и путей удовлетворения ин­дивидуальных нужд в условиях групповой деятельности.

Вклад антропологии в теорию организации обусловлен тем, что эта отрасль знаний среди прочих проблем изучает функцию культу­ры общества, т. е. своеобразный механизм отбора ценностей и норм прошлого, трансляции их живущим поколениям, вооружаемым оп­ределенными стереотипами сознания и поведения. Эта социальная па­мять прошлого лежит в основе различий фундаментальных ценнос­тей, взглядов и норм поведения людей, проявляющихся в деятельнос­ти организаций. В теории организации исключительно важно учиты­вать характер и степень влияния указанных факторов на формирова­ние приоритетов людей и их поведение в организациях.

Связь теории организации с экономической наукой определяется объективной потребностью формировать цели и стратегию организа­ций как основу их построения, обеспечения их внутренних и внеш­них взаимодействий. Исследования отношений собственности, ры­ночного и государственного регулирования, макро- и микроэкономи­ческих аспектов функционирования субъектов хозяйствования, про­блем эффективности и ее измерителей, методов экономического сти­мулирования имеют непосредственное отношение не только к ори­ентации организаций, но и ко всем сторонам их эффективной дея­тельности.

Особую значимость приобретает связь теории организации с юри­дической наукой, изучающей право как систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Непосред­ственное влияние на формирование ключевых разделов теории орга­низации оказывают такие отрасли юридической науки, как граждан­ское, трудовое и хозяйственное право. Это же относится и к админис­тративному праву, регулирующему общественные отношения, возни­кающие в процессе организации государственного управления и осу­ществления исполнительно-распорядительной деятельности. Особо выделим корпоративное право — совокупность юридических норм, ре­гулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хо­зяйственных обществ и товариществ. В организационной деятельно­сти исключительно велика роль системы правил, устанавливаемых соб­ственником или администрацией предприятия (коммерческой орга­низации) и регулирующих различные внутрифирменные отношения. Совокупность социальных регуляторов, облекаемая в соответствую­щую законодательную форму и обеспечивающая юридическую рег­ламентацию общественных отношений, создает необходимые пред­посылки для эффективного функционирования организаций.

Важную роль играют современные информационные системы, связывающие воедино все процессы функционирования организаций и собственно управленческой деятельности, а также информатика как наука, изучающая законы, закономерности, методы, способы и средства реализации информационных процессов в этих системах. Организации должны быть структурированы таким образом, чтобы максимизировать возможности системы управления по обработке и передаче необходимой информации, добиться требуемой оператив­ности принятия, реализации и контроля управленческих решений. Организации должны обеспечить оперативное получение требуемой информации как руководителями, так и исполнителями. Развитие со­временных информационных систем осуществляется высокими тем­пами за счет широкого внедрения новых информационных техноло­гий, развития компьютерных сетей и телекоммуникаций. В перспек­тиве значение этого фактора будет возрастать.

Глава 2. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРУ ОРГАНИЗАЦИИ

Теоретические основы построения организаций как часть общей науки об управлении разрабатывались на стыке разных отраслей зна­ний - менеджмента, социологии, антропологии, психологии, юрис­пруденции и др. Изменения объективных условий функционирова­ния организаций, характерные для XX века, внесли немало нового в развитие взглядов, научных концепций и управленческой практики. Рост крупных организаций, отделение управления от собственности, развитие точных наук и наук о человеке послужили основой для раз­работки научного подхода к организациям, принципов и методов уп­равления ими. Это вызвало к жизни множество научных идей и школ, изучающих закономерности построения организаций, их основные черты и стимулы функционирования — формальные и неформальные организации, человеческие отношения, социальные системы, разде­ление функций и ответственности, принятие управленческих реше­ний, математический аппарат процессов управления.

Для решения вопроса о том, какая схема организации является оптимальной для данных конкретных условий, необходимо принимать во внимание различные подходы, предлагаемые теориями формиро­вания организаций. Теории, которые утверждают, что существует един­ственный рациональный способ построения организации, называются универсальными. Теории, согласно которым оптимальная структура мо­жет различаться от ситуации к ситуации в зависимости от таких фак­торов, как изменение технологии и внешней среды, называются си­туационными.

Существующие теории различаются также по способу их разра­ботки. Например, некоторые из них являются результатом логичес­кой дедукции, тогда как другие сформулированы на основе исследо­вательских разработок. Одни теории ведут главным образом поиск базовых характеристик для описания организаций, другие же пыта­ются описывать «лучшую» организацию. В экономической литерату­ре различают также теории, в которых сделан акцент на задачах под­разделений фирмы, рассматриваемых в качестве важнейшей основы анализа, и теории, которые пытаются анализировать организацию в целом. Эти различия в подходах и предмете анализа затрудняют раз­работку общей теории формирования организаций. Основные фак­торы, оказавшие влияние на становление и развитие научных школ управления XX века, сгруппированы в табл. 2.1.

Последние десятилетия, ознаменовавшиеся стремительными пе­ременами в технологии, возрастающей сложностью и наукоемкостью производства, его глобализацией и распространением современных информационных технологий, дали новый мощный толчок теорети­ческим обобщениям и прикладным научным исследованиям в управ­лении.

Таблица 2.1

Доминирующие факторы I половины XX века Ориентация научных школ
Отделение управления от собственности Рост крупных организаций Развитие наук о человеке Развитие точных наук Утверждение рыночных отношений Закономерности и принципы построения организаций Разделение труда, функций и ответственности Человеческие отношения, мотивы и стимулы Социальные системы
Доминирующие факторы II половины XX века Ориентация научных школ
Революционные перемены в технологии Сложность и наукоемкость производства Глобализация производства и рынков Информационные технологии Многообразие потребительского спроса Рост неопределенности развития и рисковых инвестиций Системный подход к управлению Организационный потенциал и культура Бихевиоризм Маркетинг Реинжиниринг Концепция внутренних рынков Теория институтов и институциональных изменений Теория альянсов Приоритет социальных целей и развития

Классическая теория организации

Идеи и концепции, образующие классическую теорию органи­зации, разрабатывались многими учеными и практиками. К извест­ным авторам, внесшим основной вклад в развитие главных разделов классической теории, относятся: научное управление - Ф. В. Тейлор, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г. Л. Гантт, X. Манстерберг, X. Эмерсон, Г. Л. Таун, М. Л. Кук; собственно теория организации - X. Файоль, Дж. Д. Лизней, А. С. Рейли, Л. Урвик; бюрократическая теория — М. Вебер.

Одна из первых попыток проанализировать организационные аспекты управления была предпринята Ф. В. Тейлором и его последо­вателями. Идеи и методы, вытекающие из исследований Тейлора, из­вестны как. научное управление, в центре которого — работа, выполня­емая в низовом звене организации. Исследования по собственно тео­рии организации стали проводиться на систематической основе в пе­риод 1890-1940 гг. наряду с углублением разработок по научному уп­равлению. В центре внимания этих исследований — вся организация, а не работа, производимая отдельными звеньями или членами орга­низации. Были сформулированы принципы организации, критерии формирования организационных структур, создания системы подраз­делений, определения управляемости и делегирования прав и ответ­ственности. Значительным вкладом в развитие классической теории явилась разработка бюрократической теории, основы которой содер­жатся в трудах Макса Вебера. Рассмотрим более детально каждый клю­чевой раздел классической теории организации.

Научное управление

Основополагающей предпосылкой этого направления классиче­ской теории является то, что работа (в частности, работа исполните­лей) может и должна изучаться с помощью научных методов. Соглас­но Тейлору, объективный анализ фактов и данных, собранных на ра­бочем месте, может стать основой определения наилучшего способа организации работы. Более того, определение этого наилучшего спо­соба является обязанностью управляющего.

Сущность научного управления выражена Тейлором в следующих четырех основных положениях:

1. вместо волевых решений научно обосновывать каждый элемент работы;

2. с помощью определенных критериев отбирать, а затем обучать, образовывать и развивать рабочую силу;

3. тесно сотрудничать с людьми, обеспечивая при этом выполне­ние работы в соответствии с разработанными принципами науки;

4. обеспечивать обоснованное разделение труда и ответственно­сти между руководителем и работниками. Руководители выполняют ту работу, для которой они лучше подготовлены, чем рабочие, тогда как в прошлом почти вся работа и большая часть ответственности лежала на исполнителях.

Эти четыре положения выражают главную идею научного уп­равления: для каждого вида деятельности человека вырабатывает­ся теоретическое обоснование, а затем осуществляется его обуче­ние (в соответствии с утвержденным регламентом), в ходе которо­го он приобретает необходимые навыки работы. Такой подход про­тивостоит методу волевых решений, когда задачи управляющих и ра­бочих не четко разделены. Тейлор полагал, что посредством более эффективной организации труда общий объем благ может быть уве­личен, а доля каждого участника может увеличиваться без сокраще­ния доли других. Поэтому если и управляющие, и рабочие выполня­ют свои задачи более эффективно, то доходы и тех и других будут возрастать. Обеим группам следует пережить то, что Тейлор называл «умственной революцией», прежде чем станет возможным широкое применение научного управления. «Умственная революция» будет заключаться в создании атмосферы взаимопонимания руководите­лей и рабочих на почве удовлетворения общих интересов.

Разделение планирования работ и их выполнения. Это разделение двух функций базируется на специализации труда как руководителей, так и рабочих, и на рациональном подходе к формированию иерар­хии управления в организациях. На каждом уровне организации про­исходит специализация функций. Разделяя планирование работ и их выполнение, производственные организации образуют отделы пла­нирования, задача которых — выработка точных ежедневных предпи­саний для управляющих. Тейлор, однако, пошел дальше и обосновал необходимость специализации руководителей низовых звеньев — групп исполнителей.

Функциональное руководство группой. Концепция функциональ­ного руководства группой состоит в делении работы управляющими таким образом, чтобы каждый человек (начиная с помощника уп­равляющего и ниже) имел столько функций, сколько он может вы­полнить. Тейлор считал, что традиционные функции руководителя низовой группы сводятся к деятельности и по планированию, и по управлению (рис. 2.1). Тейлор отмечал, что деятельность по плани­рованию должна выполняться в департаментах планирования слу­жащими, специализирующимися на этих вопросах. Он выделял че­тыре различные подфункции, которые должны выполняться четырь­мя различными индивидами: служащий по порядку и направлению работы, служащий по инструкциям, служащий по времени и стои­мости и служащий по соблюдению цеховой дисциплины. Управлен­ческая деятельность должна была проявляться на уровне цехов и проводиться четырьмя различными лицами: начальником смены, приемщиком, руководителем ремонтной мастерской, руководителем по нормированию.

 
  Классическая теория организации. Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с ор­ганизациями - student2.ru Классическая теория организации. Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с ор­ганизациями - student2.ru Классическая теория организации. Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с ор­ганизациями - student2.ru Классическая теория организации. Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с ор­ганизациями - student2.ru Классическая теория организации. Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с ор­ганизациями - student2.ru Классическая теория организации. Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с ор­ганизациями - student2.ru Классическая теория организации. Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с ор­ганизациями - student2.ru Классическая теория организации. Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с ор­ганизациями - student2.ru Классическая теория организации. Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с ор­ганизациями - student2.ru

Рис. 2.1. Функциональное руководство группой по Тейлору

Функциональное руководство группой породило специализацию управляющих. Предполагалось, что производственный процесс улуч­шится, так как ни сам рабочий, ни один из руководителей группы не может быть специалистом по всем подфункциям. Вместе с тем рабо­чий, который пытается следовать инструкциям всех специализиро­ванных руководителей, с трудом может удовлетворить их всех. Гро­моздкость такого организационного устройства, несомненно, объ­ясняет его малое распространение в промышленности. Однако сле­дует признать, что функции планирования производства уже в дру­гих формах существуют в современной промышленности, а в функ­циях промышленного проектирования и кадрового состава можно найти функции руководителя по нормированию и по соблюдению цеховой дисциплины.

Исследование в действии и во времени. Важнейшей чертой науч­ного управления является системный анализ работы. Тейлор и его последователи предположили, что способ улучшить работу, а имен­но сделать ее более эффективной, состоит в определении: 1) наилуч­шего пути выполнения задания; 2) стандартного времени его выполнения. Взаимосвязь между исследованием действия и временем на­столько тесна, что отделить одно от другого невозможно. Например, Тейлор проанализировал работу с точки зрения предпочтительности действий. Определение стандартов времени на выполнение задания без определения возможностей улучшения задания представляет со­бой напрасный труд.

Совершенствование работы включает анализ внешней среды и ус­ловий, при которых работа совершается. Цель исследования дейст­вия состоит в определении предпочтительного метода работы с уче­том используемого сырья, плана производства, порядка работы, ин­струмента, оборудования, месторасположения работы и требуемого ручного труда. В этом контексте исследование в действии и во време­ни является частью общего процесса усовершенствования работы. Для того чтобы исследование в действии и во времени было значимым и эффективным, его следует соединить с исследованием плана завода, материальных потоков, проектно-конструкторских работ и плана рас­ширения работ.

Исследование движения — это процесс, в ходе которого исследует­ся движение основных элементов, относящихся к машинам и инстру­ментам, необходимым для выполнения работы. Техническая сторона такого исследования обоснована Ф. Гилбретом с целью упрощения работ, поиска способов ликвидации, соединения или изменения из­лишних движений.

Временное исследование — это фиксация времени, необходимого для выполнения задачи после того, как выбран предпочтительный спо­соб ее решения. Имеются два метода исследования во времени, кото­рые заменяют произвольные оценки руководителей - хронометриро­вание и нормирование.

Хронометрирование требует, чтобы исследователь изучил задачу и определил временные элементы, которые могут состоять из одного или ряда взаимосвязанных частей. Важно, чтобы каждый временной эле­мент не зависел от предыдущего и последующего элементов.

Нормирование является современным методом, который, естест­венно, вытекает из исследований Тейлора и Гилбрета. В данной сис­теме допускается, что для всех основных видов работ (безотноситель­но к ситуации) существует установленное время.

Премиальная система заработной платы. Интегральным аспектом определения стандартных методов и времени является система зара­ботной платы. Тейлор, например, предложил, что рабочие должны по­лучать заработную плату пропорционально своему вкладу, т. е. сдель­ную оплату. В то же время он считал, что рабочие, которые произво­дят больше установленной дневной нормы, должны получать боль­шую оплату, чем те, кому не удалось выполнить норму. Предлагая диф­ференциальную сдельную оплату труда, Тейлор исходил из того, что основным мотивационным фактором для работника является возмож­ность зарабатывать деньги. Дифференциальная сдельная оплата сти­мулирует рабочих прилагать большие трудовые усилия.

Точка зрения Тейлора оспаривалась Ганттом, который полагал, что каждый рабочий должен иметь некоторую гарантию фиксированного заработка безотносительно к выполняемой работе. Идеи Гантта вопло­тились в премиальную систему заработной платы. Согласно его тео­рии, рабочему будет гарантирована недельная заработная плата безот­носительно к выработке. Но как только рабочий перевыполняет нор­му, он заработает премию плюс более высокую оплату единицы про­дукции за сверхнормативную выработку

Отбор и обучение. Сторонники теории научного управления счи­тали важнейшей задачей руководителя отбор людей, способных отве­чать требованиям работы, а затем их обучение, с тем, чтобы они могли выполнять работу, как предписано. Прежде рабочие учились новой профессии у опытных рабочих; традиционные рабочие привычки пе­редавались от одного к другому. Руководители предприятий не рас­сматривали обучение как свою функцию. Систематизированные, на­учно обоснованные методы отбора кадров отсутствовали. К 1910г. пси­хологи увидели возможность применения своих знаний к проблемам промышленности. Область промышленной психологии начала при­нимать определенные очертания в связи с исследованиями Хуго Манстерберга, профессора Гарвардского университета. Публикация его книги «Психология и промышленная эффективность» в 1913 г. стала вехой в этой области. Психологические методы были развиты для от­бора рабочих, чьи умственные и физические способности удовлетво­ряли бы требованиям практической работы.

Обучение рабочим профессиям заранее намеченными способами является важной частью научного управления. Без обучения усилия по улучшению работы будут напрасны. Гантт в 1908 г. выдвинул идею использования инструктора по обучению каждого рабочего предпо­чтительным способом. Однако идея о том, что руководитель должен учредить официальные программы обучения, не была широко внед­рена до 1930 г. Это объяснялось неполнотой знаний о методах обуче­ния, а частично и тем, что менеджмент в то время просто игнорировал потенциальную выгоду обучения. Но уже к началу второй мировой войны методы обучения рабочих были широко представлены в про­мышленности.

Теория организации

Разработка проблем научного управления в начале XX века, со­средоточившая внимание на деятельности и специализации руково­дителя, столкнулась с необходимостью анализа построения органи­зации в целом и формулирования принципов ее функционирования. Ответом на эту потребность практики стали работы Генри Файоля, предложившего ряд организационных принципов, которые он посчи­тал полезными для управления крупной угледобывающей компанией во Франции. Он рассматривал искусство управления как выбор соот­ветствующих принципов, применимых в данной ситуации.

Принципы организации. Файоль предложил 14 принципов, хотя и утверждал, что их может быть намного больше. Группировка указан­ных принципов по разным признакам приводится в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Наши рекомендации