Цель и задачи курсовой работы

Информационные технологии в экономике

Методические указания по выполнению курсовой работы

для подготовки организаторов производства в УИС

по специальности 080502.65 – Экономика и управление на предприятии

(в машиностроении)

Факультет: экономический
Категория обучающихся: слушатели
Курсы: 5-й (очная форма обучения)
Рабочие учебные планы: от 3 апреля 2009 г.
   

Рязань

ББК 65с51р30

И74

Рецензент:

А.В. Корячко, кандидат технических наук, доцент (Академия ФСИН России).

  И74 Белова Т.Н. Информационные технологии в экономике : методические указания по выполнению курсовой работы. – Рязань: Академия ФСИН России, 2010. – 16 с.   Методические указания по выполнению курсовой работы составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины. Обсуждены и одобрены на заседании кафедры экономики и менеджмента 12 ноября 2009 г., протокол № 3.

Начальник обеспечивающей кафедры

Доктор экономических наук, профессор О.В. Макарова

 
  цель и задачи курсовой работы - student2.ru

Учебно-методическое издание

Белова Татьяна Николаевна

Информационные технологии в экономике

Методические указания по выполнению курсовой работы

Технический редактор Л.И. Семочкина Подписано в печать 23.03.09. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times. Печ. л. 2,25. Тираж 30 экз. Заказ № _____. Редакционно-издательский отдел Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1 Отпечатано: Отделение полиграфии РИО Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1
  ББК 65с51р30 © Белова Т.Н., 2010 © Академия ФСИН России, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 4

1. Цель и задачи курсовой работы.. 5

2. Тема курсовой работы, задание и исходные данные. 6

3. Структура курсовой работы.. 7

4. Содержание курсовой работы.. 8

5. Требования к содержанию и оформлению курсовой работы.. 10

6. Требования к оформлению таблиц и рисунков. 11

заключение. 15

литература. 16

ВВЕДЕНИЕ

Широкое развитие компьютерной техники и телекоммуникаций позволило собирать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в таких объемах и с такой оперативностью, которые ранее были невозможны. Благодаря новым информационным технологиям производственная и непроизводственная деятельность человека, его повседневная сфера общения поистине безгранично расширяются за счет вовлечения опыта, знаний и духовных ценностей, выработанных мировой цивилизацией. Это приводит к тому, что экономика все в меньшей степени характеризуется как производство материальных благ и все в большей степени - как создание и распространение информационных продуктов и услуг. Для современной экономики информация становится тем же, чем нефть и ее производные стали для экономики индустриальной: она превращается в «топливо» для приобретения знаний, необходимых в условиях нового века.

С развитием экономических информационных систем как элемента управления экономикой страны происходят радикальные изменения в информационных технологиях, появляются новые технические и программные средства, порождающие принципиально другие подходы к решению сложных задач экономики. Все это ставит сложные задачи в профессиональной подготовке кадров по экономическим специальностям.

Освоение программы учебного курса «Информационные технологии в экономике» позволяет изучить инструментальные средства и информационные технологии и тем самым обеспечить поддержку работы экономиста в процессе анализа экономической информации и принятия решений в условиях неопределенной рыночной среды.

В результате изучения данного курса курсанты и слушатели должны получить следующие знания и навыки:

1) знать современное состояние уровня развития современных информационных технологий и возможности их применения для практической деятельности экономиста;

2) профессионально работать в качестве пользователя ПЭВМ, уметь обеспечить решение экономических задач по профилю специальности;

3) знать основы постановки и решения экономических задач средствами табличного процессора;

4) иметь навыки работы по осуществлению вычислительных процедур при обработке статистической, финансовой и управленческой информации;

5) уметь грамотно иллюстрировать экономическую информацию статистическими диаграммами, таблицами, схемами, рисунками;

6) иметь навыки представления результатов исследования или отчетов в виде электронной презентации;

7) знать основы разработки и оценки инвестиционных проектов с использованием современных информационных технологий.

Эти знания и навыки, являющиеся результатом обучения по курсу «Информационные технологии в экономике», и реализуются в данной курсовой работе, являющейся итогом самостоятельной и творческой деятельности слушателя. Кроме того, данная курсовая работа «соединяет» знания по другим специальным и общепрофессиональным дисциплинам с позиций применения информационных технологий.

В процессе написания курсовой работы слушатели могут использовать как общенаучные методы исследования, так и специальные: экономико-статистический, программно-целевой, расчетно-конструктивный, экономико-математического моделирования.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа является заключительным этапом в изучении учебного курса «Информационные технологии в экономике». Она выполняется и защищается в IX семестре.

Целью курсовой работы является решение разнообразных задач, возникающих в экономической деятельности предприятия и связанных с принятием управленческих решений на основе применения современных информационных технологий.

Для реализации цели курсовой работы слушатель выполняет следующие задачи на персональном компьютере.

· Изучение вычислительных возможностей Ms Excel: построение формул с использованием относительной и абсолютной адресации, встроенные функции различного вида, построение экономических таблиц;

· Освоение графических возможности Ms Excel и Ms Word для представления экономической информации: диаграмм, отражающие динамику, структуру, сравнение, связь признаков; построение схем различного уровня сложности, с помощью автофигур, организационной диаграммы;

· Совершенствование навыков экономического анализа на основе вычислений статистических показателей с использованием встроенных функций, а также возможностей опции «Анализ данных» (статистическая обработка вариационных рядов);

· Получение навыков работы с текстовым редактором - выполнение курсовой работы по предложенной примерной структуре и способам форматирования;

· Разработка экономико-математических моделей на основе линейной оптимизации с использованием надстройки «Поиск решения» и экономико-статистических моделей с использованием пакета «Анализ данных», вкладка «Регрессии»;

· Изучение назначения, сущности и процесса создания инвестиционного проекта в информационной среде Projeсt Expert. Разработка инвестиционного проекта по собственным данным для своего предприятия.

Задачи курсовой работы должны выполняться на базе использования следующих приложений: офисные продукты Ms Office (Excel, Word, PowerPoint), Project Expert и других. Результаты выполнения заданий должны быть представлены в электронной виде на диске (как приложение) и основном текстовом формате с соблюдением требований к оформлению курсовой работы.

ТЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ, ЗАДАНИЕ И ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

Тема курсовой работы формулируется в зависимости от темы предстоящей дипломной работы. Результат согласования темы курсовой работы с руководителем отражается в задании на курсовую работу.

Информационной базой исследования являются зарубежные и отечественные источники по применению информационных технологий в выбранной сфере экономической деятельности, а также отчетные данные за период не менее три года, с возможной разбивкой по кварталам и месяцам) по предприятию (организации) ФСИН, собранные автором в ходе производственной практики.

Примеры формулировки некоторых тем:

Тема предстоящей дипломной работы   Тема курсовой работы по курсу «Информационные технологии в экономике»
Анализ финансового состояния предприятия   Применение информационных технологий в анализе финансового состояния предприятия
Разработка сбытовой политики предприятия   Современные информационные технологии в анализе и планировании сбыта продукции
Анализ инвестиционной деятельности организации   Применение информационные технологий в инвестиционной деятельности организации
Разработка мероприятий по росту производительности труда на предприятии   Современные информационные технологии в анализе производительности труда

Так как содержательное наполнение курсовой работы должно быть связано с темой будущей дипломной работы, то таблицы, графики, схемы и т.д. должны иметь не универсальную, а специальную направленность, связанную с темой дипломной работы.

Таким образом, содержание курсовой работы носит творческий характер, а процесс написания курсовой работы позволит слушателю продемонстрировать знание экономических и управленческих дисциплин в контексте применения современных информационных технологий.

Исходя из этих соображений, слушатель готовит задание для курсовой работы, которое согласовывается и утверждается руководителем не позднее, чем за месяц до официального срока сдачи готовой курсовой работы. Форма задания приведена в Приложении.

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Структура курсовой работы приведена ниже. В зависимости от формулировки темы, задания и предстоящего дипломного исследования, а также с учётом исходных данных слушатель разрабатывает свою структуру курсовой работы, в полной мере отражающую её цель.

Примерная структура курсовой работы на тему: «Применение информационных технологий в анализе финансового состояния предприятия»

Введение

Глава 1. Вычислительные и графические возможности Ms Excel и Ms Word для анализа финансового состояния предприятия

1.1 Обзор информационных технологий, используемых в сфере финансовой деятельности предприятия

1.2 Создание макетов электронных таблиц для анализа и основные приемы работы с ними

1.3 Использование формул

1.4 Применение встроенных функций различного вида в макетах электронных таблиц

1.5 Диаграммы и другие виды графики для отображения результатов анализа финансового состояния

1.6 Совместное использование офисных приложений для анализа финансовой деятельности предприятия

Глава 2. Моделирование экономических процессов с использованием надстроек Ms Excel

2.1 Модель связи (зависимость финансовых результатов от факторов, на неё влияющих)

2.2 Финансовые модели

Глава 3. Финансовое планирование и оценка экономических результатов бизнес-плана в информационной среде Project Expert

3.1 Бизнес-идея и краткое описание бизнес-плана

3.2 Финансирование инвестиционного проекта

3.3 Анализ результатов проекта

3.4 Экономическая эффективность проекта

Заключение

Литература

Приложения

Общий объём курсовой работы – 25-40 страниц машинописного текста. Вычисления, графики, схемы, результаты проекта записываются на диск и представляются вместе с курсовой работой в виде электронного приложения.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Во введении слушатель описывает роль и место информационных технологий в экономических информационных системах, значение информационных технологий для современного развития общества и своего предприятия. Приводит основные классификации информационных технологий. Особое внимание обращает на применение конкретных видов информационных технологий в экономической деятельности своего предприятия (учреждения). От актуальности применения информационных технологий в экономической деятельности автор переходит к формулировке цели и курсовой работы, описывает её структуру, а также даёт характеристику данным, использованным в процессе выполнения работы.

Глава 1 «Вычислительные и графические возможности Ms Excel и Ms Word для обработки и представления экономической информации» формулируется в зависимости от темы курсовой работы. Содержанием этой главы является системное поэтапное изложение процессов применения табличного и текстового процессора для конкретного вида аналитической или плановой деятельности экономиста. Объём текста в этой главе должен быть достаточным для того, чтобы рационально разместить в работе таблицы, рисунки и схемы. Содержание текста – теоретические пояснения, списки, формулы, анализ, выводы.

В первом параграфе этой главы дается обзор компьютерных информационных технологий, используемых для данного вида экономической деятельности. Речь идет не только об офисных приложениях, но и специальных программах. Необходимо привести описание этих программ, область применения, возможности и другие параметры.

Второй параграф посвящен основным приемам создания макетов электронных таблиц для отображения экономической деятельности. Особое внимание следует уделить принципам разработки макетов электронных таблиц: универсальности, доступности, многократности использования, автоматизации расчетов. На примерах по теме курсовой работы следует описать приемы ввода и редактирования данных, форматирования ячеек, строк, столбцов, диапазонов ячеек, использование форматов различного вида. Кроме того, следует уделить внимание настройке параметров приложения в соответствии с особенностями выполняемой работы.

Основная часть вычислений аналитического характера связана с использованием формул и функций. Описанию этих процедур для конкретной темы курсовой работы посвящены третий и четвертый параграфы. Задача состоит в разработке макетов электронных таблиц, наиболее полно отражающих возможности офисных приложений. В содержании необходимо отразить: понятие формулы, использование ссылок с относительной и абсолютной адресацией, редактирование формул, выявление возможных ошибок и контроль вычислений. При описании встроенных функций особое внимание следует уделить категориям функций статистических, финансовых, логических, наиболее широко применяемых в аналитической работе. В параграфе необходимо привести примеры использования не менее 5-8 функций с анализом полученных результатов.

Для анализа вариационных рядов (показатель в динамике, не менее 8 уровней) вычисляется с использованием статистических функций описательная статистика (средняя арифметическая, медиана, дисперсия, размах вариации, коэффициент вариации и т.д.). Эту же задачу можно выполнить с использованием надстройки «Анализ данных» - «Описательная статистика».

В пятом параграфе слушатель демонстрирует возможности офисных приложения для графического отображения экономической информации. В качестве примеров приводится построенные на основе данных предыдущих таблиц рисунки (диаграммы). Для того, что проследить динамику, необходимо иметь данные не мене, чем за 3 года, либо за меньший период, но с разбивкой на кварталы, месяцы. Экономические таблицы являются источником данных для построения графиков. Не менее двух диаграмм различного графического образа должно быть построено для отражения: динамики экономических процессов (гистограммы, линейные, фигурные), структуры (секторная, круговая), сравнения (гистограммы, фигурные, нестандартные). Серия диаграмм должна быть достаточно разнообразной, чтобы представить возможности программы. В работе можно кратко описать особенности построения наиболее сложных графиков с использованием клавиш печать экрана Print Screen, Alt + Print Screen.

В этом параграфе приведите различного вида классификации, организационные структуры или структуры управления, которые удобно выполнять с использованием панели «Рисование» при помощи автофигур, организационных диаграмм. В работе должно быть представлено не менее 2-3 схем различного вида.

Для оформления текста курсовой работы используется текстовый редактор Ms Word, имеющий один буфер обмена с Ms Excel. В шестом параграфе слушатель описывает взаимодействие приложений и приемы окончательного редактирования работы.

В главе 2 слушатель описывает применение информационных технологий для более сложной аналитической работы экономиста - математического моделирования. В этом разделе используются знания и навыки, полученные в ходе изучения курса «Моделированием социально-экономических процессов». Выбор модели должен осуществляться с учётом темы дипломной работы. В работе необходимо представить не менее двух типов экономико-математических моделей.

Экономико-статистическая модель применяется для исследования зависимости результата экономической деятельности от факторов, на неё влияющих. Для реализации применяется надстройка «Пакет анализа», вкладка «Регрессия». Модель должна быть адекватной (R2 - не менее0,7), в противном случае следует сформулировать постановку другой задачи. Необходимо описать все этапы построения модели и её результаты.

Экономико-математическая модель линейной оптимизации описывает процесс планирования производства и включает постановку задачи, базовую и числовую модель и результаты её решения с использованием надстройки «Поиск решения». Необходимо описать оптимальное решение, сделать его анализ с применением двойственных оценок. Кроме экономико-математической модели оптимизации отраслевой структуры производства можно использовать другие известные постановки: модели транспортных и распределительных задач, рациона (смеси).

Финансовые модели в форме макетов электронных таблиц разрабатываются в качестве примеров применения информационных технологий при проведении пользовательских финансовых операций (планирование погашения долгосрочной задолженности различными методами, анализе инвестиционных процессов).

Глава 3 курсовой работы посвящёна разработке инвестиционного проекта в информационной среде Project Expert. Слушатель описывает бизнес-идею, постановку задачи и процесс разработки бизнес-плана в информационной среде данного программного продукта. В качестве исходного материала для разработки проекта могут быть использованы соответствующие материалы предшествующей дисциплины «Планирование». В зависимости от темы курсовой работы следует особое внимание обратить на соответствующий раздел бизнес-плана. Например, по теме «Применение информационных технологий в анализе финансового состояния предприятия» следует подробно описать раздел «Финансовый план», а также его результаты: баланс, доходы, кэш-фло, сравнить финансовое состояние до и после внедрения инвестиционного проекта. Результаты проекта в виде отчетов и рисунков могут быть отнесены в Приложение.

В заключении подводятся итоги выполнения курсовой работы и формулируются основные выводы.

Наши рекомендации