Устойчивость (стабильность) равновесия

Устойчивое равновесие достигается тогда, когда отклонения цен спроса от цен предложения постепенно погашаются, стремясь к равновесной цене PE, a объем предложения приспосабливается к объему спроса. В точке равновесия цена спроса совпадает с ценой предложения (РD = PS) и объем спроса равен объему предложения (QD = QS). Очевидно, что анализ экономического равновесия с точки зрения его устойчивости требует включить фактор времени (Т)явным образом.

Равновесие может быть: (Рис.9.)

  1. устойчивым – отклонения от равновесной цены постепенно выравниваются на уровне PE;

a. абсолютным – установления единой равновесной цены, относительное — при небольших отклонениях от неё;

b. относительным;

  1. локальным – равновесие достигается лишь в определенных пределах колебания цены. Но при этом устойчивость достигается лишь в определённом интервале;
  2. глобальным – равновесие устанавливается при любых отклонениях цен от равновесной цены.
  3. неустойчивым;

Рис.9.

Существуют два основных подхода к анализу поведения покупателей и продавцов: гипотезы Вальраса-Хикса и гипотеза А.Маршалла.

Допустим, что цена повысилась с P0 до P1. В результате на рынке образуется избыток в размере Q2 - Q1. (Рис.10.)

Устойчивость (стабильность) равновесия - student2.ru

Рис.10.

По версии Л.Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка - продавцы. Согласно А.Маршаллу, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

Однако два рассмотренных варианта диагностики устойчивости рыночного равновесия приводят к одинаковому результату только в случаях положительного наклона кривой предложения и отрицательного кривой спроса. Когда положения этих кривых не соответствуют «нормальным», оценки устойчивости равновесных состояний рынка по Вальрасу и Маршаллу не совпадают. Четыре варианта таких состояний показаны на Рис.11.

Устойчивость (стабильность) равновесия - student2.ru
Рис.11.
.

Ситуации, представленные на Рис.11.а, в, могут возникнуть в условиях растущего эффекта масштаба, когда производители могут снижать цену предложения по мере увеличения выпуска. Положительный наклон кривой спроса в ситуациях показанных на Рис.11, б, г, может отражать парадокс Гиффена или эффект сноба.

По Вальрасу отраслевое равновесие, представленное на Рис.11. а, является неустойчивым. Если цена поднимется до P1, то на рынке возникнет дефицит: QD > QS. В таких условиях конкуренция покупателей вызовет дальнейшее повышение цены. Если цена опустится до P0, то предложение превысит спрос, что по Вальрасу должно привести к дальнейшему понижению цены. По Маршаллу сочетание P*,Q* на Рис.11, а представляет устойчивое равновесие. При меньшем, чем Q*, предложении цена спроса окажется выше цены предложения, а это стимулирует увеличение выпуска. В случае превышения Q* цена спроса станет ниже цены предложения, поэтому оно уменьшится.

В варианте, представленном на Рис.11, б, равновесие в точке P*,Q* по Вальрасу тоже не устойчиво, а по Маршаллу устойчиво по тем же причинам, которые были приведены для Рис.11, а.

Когда кривые спроса и предложения расположены так, как показано на Рис.11, в, по логике Вальраса равновесие в точке P*,Q* устойчиво, поскольку при P1 > Р* возникает избыток, а при P0 < Р* - дефицит. По логике Маршалла варианты отражают неустойчивое равновесие. Так как при Q < Q* цена предложения оказывается выше цены спроса, предложение будет уменьшаться, а в случае Q > Q* - наоборот.

Расхождения взглядов Л. Вальраса и А. Маршалла при описании механизма функционирования рынка вызваны тем, что, по мнению первого, рыночные цены совершенно гибки и мгновенно реагируют на любые изменения конъюнктуры, а, по мнению второго, цены недостаточно гибки и при возникновении диспропорций между спросом и предложением объемы рыночных сделок быстрее реагируют на них, чем цены. Интерпретация процесса установления рыночного равновесия по Вальрасу соответствует условиям совершенной конкуренции, а по Маршаллу - несовершенной конкуренции в коротком периоде.

Наши рекомендации