Тема 1. Национальная экономика, основные результаты и показатели ее развития
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Составила:
доцент каф. Экономической теории, к.э.н.
Н.А. Толстоброва
Пермь 2015г.
Учебно-методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры экономической теории «6» декабря 2011 г., протокол № .
Кэн, доцент кафедры экономической теории Толстоброва Надежда Александровна
(ученая степень, звание) (подпись) (Ф.И.О.)
Цели и задачи освоения дисциплины
1.1. Целью и задачами освоения учебной дисциплины являются:
Цель дисциплины: ознакомление студентов с концептуальными основами макроэкономики как современной социально-гуманитарной фундаментальной науки о закономерностях функционирования экономики в целом, взаимодействии экономических агентов и экономических рынков; формирование экономического мышления на основе знания о совокупности экономических процессов и явлений и их показателей; воспитание навыков экономической культуры.
В процессе освоения дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные компетенции:
· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
· способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
профессиональные компетенции:
· способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4).
Задачи дисциплины:
· изучение макроэкономических явлений и процессов и выявление их закономерностей;
· формирование представлений о макроэкономических зависимостях и связях для оценки существующей в экономике ситуации;
· усвоение общих правил и приемов прогнозного моделирования экономических процессов.
1.2. Предметом освоения дисциплины являются следующие объекты:
· экономический рост, его факторы и темпы;
· экономический цикл и его причины;
· занятость и безработица;
· общий уровень цен и инфляция;
· уровень ставки процента и денежное обращение;
· состояние государственного бюджета;
· финансирование бюджетного дефицита;
· состояние платежного баланса и валютный курс.
Содержание разделов и тем учебной дисциплины «МАКРОЭКОНОМИКА»
Перечень тем занятий
№ п/п | Номер темы дисциплины | Наименование темы практического занятия |
Тема1 | Национальная экономика: основные результаты и показатели ее развития | |
Тема 2 | Макроэкономическое равновесие | |
Тема 3 | Макроэкономическая нестабильность | |
Тема 4 | Государственные финансы | |
Тема 5 | Кредитно – денежная система и ее роль в стабилизации макроэкономического равновесия | |
Тема 6 | Макроэкономическая политика государства | |
Тема 7 | Международные экономические отношения | |
Тема 8 | Теоретические проблемы экономического роста |
Введение
Макроэкономика - особый раздел экономической теории. Общая характеристика производства, экономические модели и теории. Общественное воспроизводство.
Методы макроэкономического анализа. Типы агрегированных рынков в национальной экономике. Основные экономические школы: классическая, кейнсианская, монетаристская: их взгляды на условия равновесия в экономике.
Методология исследования: моделирование, агрегирование.
Теоретическая модель кругооборота продуктов и доходов. Экономические субъекты: домохозяйства и фирмы (предприятия). Государственный сектор. Иностранный сектор.
Модуль 1.
Раздел 1. Основные характеристики функционирования
Национальной экономики
Тема 1. Национальная экономика, основные результаты и показатели ее развития
Система национального счетоводства. Методология исчисления основных макроэкономических показателей.
Понятие и структура национального богатства. Влияние научно-технического прогресса и модернизации экономики на увеличение и изменение структуры национального богатства.
Межотраслевой баланс как инструмент анализа и прогнозирования структурных взаимосвязей в экономике. Метод анализа и прогнозирования структурных взаимосвязей в экономике «затраты - выпуск».