Принятие управленческих решений. Отличие от решения формальных задач
Принятие решений — это «центр»,вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие — как процесс, ведущий к появлению этого продукта.
Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план — это набор решений по размещению ресурсови направлению их использования для достижения организационных целей.
В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в целом. Выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный.
Принятие решений в организации характеризуется как:
•сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;
•поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;
•процесс взаимодействия членов организации;
•выбор альтернатив в рамках социального и политического стояния организационной среды;
•часть общего процесса управления;
•неизбежная часть ежедневной работы менеджера;
•важно для выполнения всех других функций управления.
Принятие правильных решений — это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развиваются с опытом, приобретаемым руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность первого и второго, знания иумения составляют компетентность любого руководителя и, в зависимости от достигнутого уровня компетентности, говорят об эффективности работы менеджера.
Вопрос 29
Требования к управленческому решению
Управленческое решение должно отвечать следующим требованиям.
• Целевая направленность. Это требование означает, что решение всегда ориентировано на достижение одной или нескольких целей.
• Обоснованность. Это требование означает, что принятию решения должна предшествовать подготовительная работа, которая заключается в изучении ситуации, размышлениях, формировании критериев выбора альтернатив и т. п.
• Своевременность. Это требование означает, что следует постараться точно определить время принятия решения. Преждевременное, так же как и запоздавшее, решение не будет столь эффективным, как своевременное.
• Адресность. Это требование означает, что при разработке и принятии решения следует назначить его исполнителей и указать конкретные результаты, которых они должны достичь. Если лицо, принимающее решение, и лицо, исполняющее решение, совпадают, то это требование утрачивает свое значение.
• Директивность. Это требование означает, что принятое решение должно быть обязательно выполнено: оно является директивой для тех, кто его должен выполнять. Невыполнение принятых решений подрывает авторитет лица, принявшего решение, и разрушает организационную иерархию (порождает дезорганизацию).
Вопрос 30
Организационная (корпоративная) культура
Под организационной культурой следует понимать совокупность базовых ценностей, негласных соглашений и норм поведения, которые разделяются всеми сотрудниками организации и становятся их убеждениями. Сотрудники не просто знают эти ценности, соглашения и нормы поведения, но и убеждены в их правильности и необходимости в повседневной трудовой деятельности руководствоваться именно ими.
Корпоративная культура входит во внутреннюю среду организации, а ее формирование является одной из важнейших задач менеджмента.
Вкорпоративной культуре можно выделить.
• Видимый уровень. Это то, что видит сгоревший наблюдатель: артефакты — фирменная одежда, манера одеваться, символы, девизы, церемонии, планировка служебных помещений.
• Невидимые уровни. К ним относятся невидимые для стороннего наблюдателя, но общие и понятные для сотрудников организации ценности и негласные соглашения. К невидимым уровням относятся, во-первых, выраженные в словах и делах общие ценности, во-вторых, основополагающие предположения относительно человеческой природы и смысла ведения бизнеса, такие как: «Главное — прибыль любой ценой», «Любое движение должно приносить доход», «Каждый сотрудник — личность».
Корпоративная культура подвергается влиянию внешней среды и должна приспосабливаться к ее изменениям.
По отношению к внешней среде организации различаются четыре вида корпоративной культуры:
• адаптивная;
• культура, ориентированная на результат;
• клановая;
• бюрократическая.
Адаптивная культура возникает в такой внешней среде, которая требует от организации быстрой реакции на изменения. Ценностями такой культуры являются самостоятельность в принятии решений, отзывчивость на пожелания потребителей, ориентация на изменения, инновативность, творчество, нестандартность мышления.
Культура, ориентированная на результат, характерна для организаций, которые обслуживают известных и достаточно консервативных потребителей. Эта культура предполагает такие ценности, как готовность работать много и долго, личная инициатива в определенных рамках, стабильное качество продукта и обслуживания.
Клановая культура обладает такими базовыми ценностями, как удовлетворение потребностей сотрудников, забота о сотрудниках, равный статус всех сотрудников, семейная атмосфера.
Бюрократическая культура отличается ценностями, ориентированными на внутреннюю стабильность и стабильность внешней среды. В рамках этой культуры ценятся соблюдение правил и бережливость, поощряется рациональность и упорядоченность. Это культура порядка, дисциплины и контроля.