Международный технологический обмен: предпосылки и экономическая целесообразность
Ускорение научно-технического прогресса привело к созданию во второй половине XX в. нового мирового рынка - технологического, который функционирует наряду с мировыми рынками труда и капитала. Материальной основой возникновения и функционирования этого рынка является международное разделение технологий, которое представляет собой исторически сложившееся или приобретенное сосредоточение этого товара в отдельных странах.
Международный технологический обмен - это совокупность экономических отношений между иностранными контрагентами по поводу использования результатов научно-технической деятельности, имеющих научную и практическую ценность.
В международной экономике технологии обычно рассматриваются как развитой фактор производства, отличающийся высокой международной мобильностью, а само понятие «технология» трактуется как совокупность научно-технических знаний, которые можно использовать при производстве товаров и услуг.
Международные документы ООН трактуют понятие «технология» как:
1. набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг;
2. материализованные или овеществленные научно-технические знания, например, оборудование, машины и др.
Можно выделить два уровня предпосылок развития международного обмена технологиями:
1) на уровне страны - это неравномерность развития стран мирового хозяйства в научно-технической сфере, что прежде всего связано с недостаточным объемом затрат на НИОКР в большинстве стран и с различием целей их применения. В промышленно развитых странах приобретение технологии способствует модернизации производственного аппарата в различных отраслях. Для развивающихся стран - это средство преодоления технологической отсталости и создания собственной промышленности, ориентированной на удовлетворение внутренних потребностей;
2) на уровне организаций (фирм) приобретение технологии способствует: решению конкретных экономических и научно-технических проблем; преодолению узости научно-технической базы отдельного предприятия, недостатка производственных мощностей и иных ресурсов; получению новых стратегических возможностей в развитии.
Особенно значимыми являются международный научно – технический обмен для технологически ориентированных предприятий, сделавших ставку на высокую конкурентоспособность выпускаемой продукции и предоставляемых услуг. Стратегия данных предприятий «выпускать не то, что относительно дешевле или качественнее, а то, что больше никто (пока) выпускать не может».