Тема 2. Принципы организации правосудия. Нижегородский государственный университет им
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
П.Г. Марфицин
Л.Б. Обидина
Правоохранительные органы
Учебно-методическое пособие
Рекомендовано методической комиссией юридического факультета для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки
030900.62 «Юриспруденция»
Нижний Новгород
УДК 34.3 (077)
ББК 67р
М-29
М-29Марфицин П.Г., Обидина Л.Б.. Правоохранительные органы: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. - 33 с.
Рецензент: профессор, доктор юридических наук А.С. Александров
В настоящем пособии определен тематический план дисциплины «правоохранительные органы», указано содержание тем дисциплины, изложены методические рекомендации по изучению каждой темы, представлены планы семинарских занятий с практическими задачами, список рекомендуемой литературы, определен примерный перечень вопросов к экзамену.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и слушателей юридического факультета ННГУ очной и заочной, классической и сокращенной форм обучения, а также для преподавателей настоящей дисциплины.
Ответственный за выпуск:
председатель методической комиссии юридического факультета ННГУ, канд. юрид. наук, доцент Н.Е. Сосипатрова
УДК 34.3(077)
ББК 67р
© Нижегородский государственный
Университет им. Н.И. Лобачевского, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Введение. Тематический план……………………………………………4
Раздел П. Содержание тем дисциплины………………………………………….10
Тема 1. Предмет, система и основные понятия курса «Правоохранительные
органы…………………………………………………………………………………10
Тема 2. Принципы организации правосудия……………………………………… 10
Тема 3. Судебная власть и судебная система Российской Федерации………… 11
Тема 4. Прокурорский надзор и органы прокуратуры Российской
Федерации…………………………………………………………………………….12
Тема 5. Органы предварительного расследования Российской
Федерации……………………………………………………………………………13
Тема 6. Министерства, ведомства и иные структуры, выполняющие правоох-ранительные функции………………………………………………………………..13
Тема 7. Адвокатская деятельность и адвокатура…………………………………..14
Тема 8. Правоохранительные органы зарубежных стран…………………………14
Раздел Ш. Методические рекомендации по изучению дисциплины………..15
Примерные темы эссе, рефератов, контрольных работ…………............................15
Раздел IV. Планы семинарских занятий………………………………………....17
Тема 1. Предмет, система и основные понятия курса «Правоохранительные
органы………………………………………………………………………………...17
Тема 2. Принципы организации правосудия……………………………………….17
Тема 3. Судебная власть и судебная система Российской Федерации…………...19
Тема 4. Прокурорский надзор и органы прокуратуры Российской Федерации…20
Тема 5. Органы предварительного расследования Российской Федерации……..22
Тема 6. Министерства, ведомства и иные структуры, выполняющие правоох-
ранительные функции……………………………………………………………….23
Тема 7. Адвокатская деятельность и адвокатура…………………………………..23.
Тема 8. Правоохранительные органы зарубежных стран…………………………25
Раздел V. Примерный перечень вопросов к экзамену………………………....26
Раздел VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисцип-
лины..............................................................................................................................28
РАЗДЕЛ I
ВВЕДЕНИЕ. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» дает общую, исходную информацию о построении и организации деятельности судов, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания, адвокатуры. Исторически эта дисциплина возникла как часть уголовного процесса. В учебной литературе периода 19 – начала 20 столетий изложению процессуального порядка производства по уголовным делам, как правило, предшествовал раздел «Судоустройство», в котором освещались вопросы организации судебной системы: порядок назначения судей, принципы построения органов судебной власти, звенья судебной системы, структура и компетенция отдельных судов и другие вопросы. С учетом того, что учение о судоустройстве постепенно развивалось и превратилось в самостоятельную отрасль науки, а также принимая во внимание, что судоустройственные сведения необходимы и для изучения гражданского, арбитражного процесса, судоустройственная часть уголовного процесса выделилась в отдельную учебную дисциплину. Со временем ее предметом стало устройство органов прокуратуры, предварительного расследования, адвокатуры и ряда других органов. Изменение предмета учебной дисциплины поэтапно привело к изменению его наименования: «Судоустройство», «Организация суда и прокуратуры», «Суд, прокуратура и органы предварительного расследования», «Правоохранительные органы Российской Федерации».
Независимый статус суда, его особое место среди государственных органов, осуществляющих правоохранительные функции, обязывает обозначить условность названия дисциплины, в котором не подчеркиваются исключительные роль и место суда.
Дисциплина «Правоохранительные органы» включена в вариантную часть профессионального цикла основной образовательной программы. Она дает общую, исходную информацию о построении и организации деятельности правозащитного механизма российского государства. Будущий юрист должен хорошо представлять работу этого механизма независимо от того, в какой сфере юридической деятельности он будет реализовывать полученные знания. Это крайне важно для студента-правоведа при изучении иных юридических дисциплин, где речь больше идет не о построении судов и правоохранительных органов, а об их деятельности. Поэтому данная дисциплина тесно связана с такими, входящими в профессиональный цикл дисциплинами, как административное право, гражданский и арбитражный процесс, уголовный процесс. Значительный объем материала, касающийся организации правоохранительных органов, будет служить основой для изучения этих дисциплин.
Целями освоения дисциплины «Правоохранительные органы» являются формирование четкого представления обучаемых об основных понятиях, предмете и системе учебной дисциплины; законодательстве и иных нормативных актах о правоохранительных органах; о судебной власти и системе органов, осуществляющих ее; правосудии и принципах его организации, статусе судей, прокурорском надзоре и органах прокуратуры; органах, осуществляющих расследование преступлений, построении и полномочиях других министерств, ведомств и иных структур, выполняющих правоохранительные функции, что необходимо для подготовки бакалавров, способных решать задачи в соответствии с профессиональной деятельностью.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование правоприменительной, правоохранительной, педагогической компетенций. В связи с этим он предполагает:
– уяснение изучающими действующей системы судов и правоохранительных органов Российской Федерации, задач и целей их деятельности;
– получение сведений о внутреннем построении (структуре) судов и конкретных правоохранительных органов, принципах их организации и деятельности, основных полномочиях;
– ознакомление с ролью и значением каждого правоохранительного органа в решении задач, связанных с охраной права в государстве, важностью взаимодействия между правоохранительными органами в обеспечении безопасности личности, общества и государства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
· основные направления и особенности правоохранительной деятельности, ее роль и место в укреплении законности и правопорядка;
· роль и место судов и правоохранительных органов в системе государственных органов Российской Федерации;
· правовые и организационные основы правоохранительной деятельности;
уметь:
· разграничивать функции и сферы деятельности правоохранительных органов;
· толковать и правильно применять правовые нормы;
· определять направления и формы взаимодействия правоохранительных органов, выполняющих аналогичные виды правоохранительной деятельности;
владеть: юридической терминологией, навыками работы с законодательными и иными нормативными источниками, регламентирующими вопросы, связанные с деятельностью правоохранительных органов, навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики.
Изучение учебной дисциплины заканчивается экзаменационным испытанием. Примерный перечень вопросов к экзамену приводится.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Объем изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы» зависит от формы обучения.
Общая трудоемкость дисциплины для бакалавров очной классической формы обучения составляет 4 зачетные единицы (144 часа).
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы,включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости(по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации(по семестрам) | |||
Лекции | Семинары | Пр. занят. | Сам. раб. | |||||
1. | Предмет, система и основные понятия дисциплины «Правоохранительные органы» | Опрос обучаемых | ||||||
2. | Принципы организации правосудия | 2-4 | Опрос обучаемых | |||||
3. | Судебная власть и судебная система Российской Федерации | 5-8 | Опрос обучаемых, контрольная работа | |||||
4. | Прокурорский надзор и органы прокуратуры Российской Федерации | 9-10 | Опрос обучаемых | |||||
5. | Органы предварительного расследования Российской Федерации | 11-13 | Опрос обучаемых, контрольная работа | |||||
6. | Министерства, ведомства и иные структуры, выполняющие правоохранительные функции | 14-15 | Опрос обучаемых, тестирование | |||||
7. | Адвокатская деятельность и адвокатура | 16-17 | Опрос обучаемых, | |||||
8. | Правоохранительные органы зарубежных стран | Опрос обучаемых, | ||||||
Промежуточная аттестация – экзамен |
Трудоемкость дисциплины для бакалавров очной сокращенной формы обучения составляет 3 зачетные единицы (108 часа).
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы,включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости(по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации(по семестрам) | |||
Лекции | Семинары | Пр. занят. | Сам. раб. | |||||
1. | Предмет, система и основные понятия дисциплины «Правоохранительные органы» | Ё | Опрос обучаемых | |||||
2. | Принципы организации правосудия | 2-4 | Опрос обучаемых | |||||
3. | Судебная власть и судебная система Российской Федерации | 6-8 | Опрос обучаемых, контрольная работа | |||||
4. | Прокурорский надзор и органы прокуратуры Российской Федерации | 9-10 | Опрос обучаемых | |||||
5. | Органы предварительного расследования Российской Федерации | 12-13 | Опрос обучаемых, контрольная работа | |||||
6. | Министерства, ведомства и иные структуры, выполняющие правоохранительные функции | 14-15 | Опрос обучаемых, тестирование | |||||
7. | Адвокатская деятельность и адвокатура | 16-17 | Опрос обучаемых, | |||||
Промежуточная аттестация – экзамен |
Общая трудоемкость дисциплины для бакалавров классической заочной формы обучения составляет 4 зачетные единицы (144 часа).
№ п/п | Раздел дисциплины | Виды учебной работыи трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости(по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации(по семестрам) | |||
Лекции | Семинары | Пр. занят. | Сам. раб. | |||
1. | Предмет, система и основные понятия дисциплины «Правоохранительные органы» | |||||
2. | Принципы организации правосудия | |||||
3. | Судебная власть и судебная система Российской Федерации | Опрос обучаемых | ||||
4. | Прокурорский надзор и органы прокуратуры Российской Федерации | Опрос обучаемых | ||||
5. | Органы предварительного расследования Российской Федерации | |||||
6. | Министерства, ведомства и иные структуры, выполняющие правоохранительные функции | |||||
7. | Адвокатская деятельность и адвокатура | Опрос обучаемых | ||||
Промежуточная аттестация – экзамен |
Трудоемкость дисциплины для бакалавров заочной сокращенной формы обучения составляет 3 зачетные единицы (108 часа).
№ п/п | Раздел дисциплины | Виды учебной работыи трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости(по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации(по семестрам) | |||
Лекции | Семинары | Пр. занят. | Сам. раб. | |||
Предмет, система и основные понятия дисциплины «Правоохранительные органы» | ||||||
2. | Принципы организации правосудия | |||||
3. | Судебная власть и судебная система Российской Федерации | Опрос обучаемых | ||||
4. | Прокурорский надзор и органы прокуратуры Российской Федерации | Опрос обучаемых | ||||
5. | Органы предварительного расследования Российской Федерации | |||||
6. | Министерства, ведомства и иные структуры, выполняющие правоохранительные функции | |||||
7. | Адвокатская деятельность и адвокатура | - | ||||
Промежуточная аттестация – экзамен |
РАЗДЕЛ П
Содержание ТЕМ дисциплины
Тема 1. Предмет, система и основные понятия курса
«Правоохранительные органы»
1. Предмет и система курса «Правоохранительные органы». Значение дисциплины в формировании специалиста-правоведа. Соотношение курса «Правоохранительные органы» с другими юридическими учебными дисциплинами.
2. Основные понятия курса: судебная власть, правосудие, судоустройство, конституционный контроль, судопроизводство, правоохранительная деятельность, правоохранительные органы.
Правоохранительная деятельность – один из видов государственной деятельности. Понятие, задачи, признаки и основные направления правоохранительной деятельности.
Система и общая характеристика органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. Государственные и негосударственные образования (организации, службы, объединения), создаваемые для оказания содействия в охране прав и интересов физических и юридических лиц, обеспечения правопорядка.
Законодательство о правоохранительных органах.
Тема 2. Принципы организации правосудия
1. Понятие и значение принципов организации правосудия. Критерии принципов. Соотношение объективных и субъективных начал в формулировании принципов.
Система принципов организации правосудия и ее развитие. Нормативная основа.
2. Принципы организации правосудия. Осуществление правосудия только судом. Сущность и значение. Нормативная основа. Признание лица виновным не иначе как по приговору суда. Статус суда в государстве. Гарантии граждан на рассмотрение их дел законным и компетентным судом. Доступ к правосудию. «Бегство» от правосудия.
Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел в судах (сущность и значение). Состав суда. Понятие суда присяжных, его роль в осуществлении правосудия. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям. Порядок отбора присяжных заседателей.
Независимость и несменяемость судей. Гарантии независимости судей. Неприкосновенность судьи. Порядок привлечения судей к ответственности. Приостановление и прекращение полномочий судьи. Судейское сообщество как организационная форма обеспечения независимости судей.
Образование судов на началах назначаемости. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Порядок отбора кандидатов в судьи и наделение их полномочиями судьи. Срок полномочий судьи. Порядок наделения полномочиями мировых судей.
Состязательность сторон. Понятие и значение. Нормативная основа. Разделение процессуальных функций участников процесса. Равноправие сторон. Роль суда в состязательном процессе. Реализация принципа состязательности в досудебном производстве по уголовным делам.
Гласность судопроизводства (сущность, значение). Открытое разбирательство дел в судах. Рассмотрение дел в закрытых судебных заседаниях.
Язык судопроизводства. Сущность и значение. Нормативная основа. Обеспечение прав участников процесса, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство.
Равенство граждан перед законом и судом. Обеспечение каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов.
Тема 3. Судебная власть и судебная система Российской Федерации
1. Органы судебной власти (судебная система) Российской Федерации. Суд. Особый статус и полномочия суда.
Система судов общей юрисдикции (компетенции) в России, принципы ее построения и функционирования.
Понятие судебной компетенции, судебной инстанции, звена судебной системы. Процессуальное положение суда в уголовном судопроизводстве.
2. Мировые судьи – судьи общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Порядок назначения мирового судьи на должность. Компетенция мирового судьи.
3. Районный суд – основное звено федеральной судебной системы. Компетенция, порядок образования, состав, структура. Аппарат суда.
4. Областной суд (и равные ему суды). Компетенция, порядок образования, состав, структура, компетенция отдельных структурных подразделений. Аппарат суда.
5. Верховный Суд РФ – высший судебный орган судов общей юрисдикции. Компетенция, порядок образования, структура, компетенция отдельных структурных подразделений. Аппарат суда и его компетенция.
6. Военные суды, их место в судебной системе. Система и компетенция военных судов.
7. Судебные органы, осуществляющие конституционный (уставный) контроль. Конституционный Суд Российской Федерации. Конституционные (уставные) суды субъектов федерации.
8. Специализированные суды. Система арбитражных судов. Предложения о воссоздании в России судов для несовершеннолетних, организации пенитенциарных и административных судов.
9. Понятие и содержание организационного обеспечения деятельности судов. Судебный департамент при Верховном суде РФ и его органы в субъектах Российской Федерации. Роль судебного департамента и его органов в обеспечении деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества. Организационное обеспечение деятельности Верховного суда РФ.
10. Служба судебных приставов в Российской Федерации, ее структура и полномочия. Судебные приставы-исполнители, их задачи, права, обязанности. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, их основные задачи, права и обязанности.
11. Органы судейского сообщества.