Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости

Основные понятия:

статистика населения; численность постоянного населения; средняя численность населения; общий прирост; естественный прирост; механический прирост; коэффициент общего прироста; коэффициент рождаемости; коэффициент смертности; коэффициент Покровского; коэффициент детской смертности; коэффициент механического прироста населения; коэффициент трудоспособности всего населения; численность постоянного населения; трудовые ресурсы; трудоспособное население.

Статистика населения (демографическая статистика) изучает закономерности количественных изменений в народонаселении. В соответствии с этой основной задачей она изучает: численность, состав и движение населения; причины и факторы изменения численности населения, его миграцию, рождаемость, смертность, продолжительность жизни. Она изучает состав населения по различным признакам – полу, возрасту, социальному положению, образованию.

Задачи статистики населения:

· изучение численности, размещения, демографического и социально-экономического состава;

· анализ воспроизводство и динамики населения;

· определение перспективной численности всего населения и отдельных его контингентов.

Численность населения является исходным показателем для расчета многих показателей и имеет большое экономическое и социальное значение. Знание его необходимо для управления, планирования экономического и социального развития страны. О величине страны обычно судят по численности ее населения.

Численность населения непрерывно изменяется вследствие рождаемости и смертности, а также вследствие пространственного перемещения населения.

Численность населения определяется по состоянию на определенный момент времени, т.е. в результате переписей. Перепись является в настоящее время основным методом точного определения численности населения. Однако переписи населения проводятся относительно редко, а данные о численности населения требуются постоянно. Поэтому в периоды между переписями статистические органы проводят, так называемую, текущую оценку численности населения, т.е. проводят расчет, опираясь на данные последней переписи и материалы текущей статистики о движении населения. Ее расчеты уточняются на основании итогов очередной переписи.

Различают две категории населения, учитываемые при проведении переписей населения: постоянное поселение и наличное население. К постоянному населению относятся лица, которые обычно проживают в данном населенному пункте, а кналичному– все лица, находившиеся на критический момент переписи на данной территории, независимо от того, постоянно они здесь проживают или временно. Чтобы определить численность постоянного населения, в процессе переписи производится учет временно отсутствующих и временно проживающих. Временно отсутствующими считаются постоянные жители данного населенного пункта, временно выбывшие из него. Таким образом, временно отсутствующие есть часть постоянного населения. Временно проживающие составляют часть наличного населения.

Численность постоянного населения можно определить:

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru ,

где Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru – наличное население;

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru – временно отсутствующие;

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru – временно прибывшие.

Большое значение в статистике населения имеет показатель средней численности населения. Средняя численность населения может быть рассчитана разными методами. Наиболее точным является метод прожитых населением человеко-лет. В данном случае определяется общее число прожитых данным населением человеко-лет за изучаемый период времени и делится на длину этого периода. Часто среднюю годовую численность населения определяют как полусумму численности его на начало и конец года:

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru ,

где Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru – численность населения на начало года;

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru – численность населения на конец года.

При наличии данных за несколько равностоящих одна от другой дат расчет Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru может быть произведен по формуле средней хронологической простой:

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru .

Если же временное расстояние между датами неодинаковое, то расчет проводится по формуле средней арифметической (хронологической) взвешенной:

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru .

Для расчета изменения численности населения во времени рассчитывают показатели динамики.

Население является главным материальным компонентом общества, и изучение закономерностей его развития имеет большое значение для экономики страны.

Для каждой отдельно взятой страны общая численность населения может меняться за счет двух факторов:

· естественного движения (рождаемости и смертности);

· миграционного (механического) движения.

Однако меняется не только общая численность населения, но и состав.

В настоящее время в статистике используются четыре взаимодополняющих источника данных о населении:

· переписи населения;

· текущий учет естественного движения населения и его миграции;

· выборочные и специальные демографические обследования;

· регистры и различные учеты населения.

Данные этих источников используются для различных целей и не могут заменять друг друга. Однако между ними существует тесная связь: каждый источник дополняет или продолжает другой.

Основным источником данных о населении является перепись, которая проводится один раз в 10 лет. Учет населения при ее проведении осуществляется по населенным пунктам по состоянию на определенный момент времени, который называется критическим моментом. В 1853 г. были сформированы принципы проведения переписи, основные из которых используются до сих пор.

При характеристике динамики численности населения нужно учитывать два обстоятельства:

1) можно сравнивать между собой население только одной категории (либо постоянное, либо наличное);

2) если были административно-территориальные изменения, то данные о численности населения должны быть сопоставимы в отношении территории.

Общий абсолютный прирост населения ( Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru ):

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru или Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru ,

где Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru – естественный прирост;

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru – механический прирост.

При этом: Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru ; Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru ,

где Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru – число родившихся;

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru – число умерших;

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru – число прибывших;

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru – число выбывших.

Тогда: Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru

Как общий, так и естественный, и миграционные приросты могут быть положительными или отрицательными. Абсолютные приросты – это интервальные показатели, они рассчитываются за определенные периоды времени (наибольшее значение имеют годовые показатели).

Данные о численности населения представляются в территориальном разрезе (в пределах административно-территориальных единиц). Для характеристики размещения населения используются структурные показатели. Это: 1) доли населения, проживающего в отдельных регионах; 2) показатель физической плотности населения, который рассчитывается как отношение численности населения к занимаемой им площади (самая большая плотность населения – 15539 чел. на 1 км2 – в Монако).

Одной из главных характеристик размещения населения является его деление на городское и сельское. По принятой классификации города делятся на:

· малые – с числом жителей до 50 тыс.;

· средние – 50-100 тыс.;

· большие – 100-250 тыс.;

· крупные – 250-1 млн.;

· крупнейшие – более 1 млн.

Изучая рождаемость, смертность и естественный прирост населения, статистика, прежде всего, определяет их абсолютные размеры, т.е. устанавливает число родившихся, число умерших и разницу между этими числами, называемую абсолютным показателем естественного прироста населения. Рассчитываются эти показатели за определенный период времени – год, месяц и т.д.

Рассчитывают также относительные показатели по этим величинам, называемым коэффициентами.

Коэффициент рождаемости на 1000 чел.:

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru ,

где Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru – число родившихся;

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru – средняя численность населения.

Коэффициент смертности на 1000 чел.:

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru ,

где М – число умерших.

Коэффициент естественного прироста:

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru

или равен разности между коэффициентом рождаемости и коэффициентом смертности: Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru .

Коэффициент жизненности населения (Покровского):

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru ,

показывает, сколько новорожденных приходится на одного умершего.

Коэффициент детской смертности (формула Ратса):

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru ,

где Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru – умершие до 1 года;

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru – родившиеся;

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru – родившиеся в году, предшествующем данному.

Специфический коэффициент рождаемости Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru рассчитывается, как отношение числа родившихся ( Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru ) к средней численности женщин репродуктивного возраста (15-49 лет, Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru ):

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru .

Общий коэффициент рождаемости (n) равен произведению специального коэффициента рождаемости Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru на долю женщин 15-49 лет во всем населении ( Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru ):

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru ,

где Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru .

Сальдо миграции: Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru

Общий абсолютный прирост: Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru .

Коэффициент механического прироста населения:

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru .

Коэффициент общего прироста населения:

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru или Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru .

К числу показателей естественного движения населения относят показатели браков и разводов. Рассчитывают также показатели миграции населения. Различают иммиграцию и эмиграцию. Показателями миграции являются число прибывших в данный населенный пункт, выбывших и разность между ними – сальдо миграции. Сальдо может быть положительным (механический прирост населения) и отрицательным. Интенсивность миграции и эмиграции, а также относительное изменение численности определяется как отношение этих показателей к средней численности населения, умноженное на 1000.

Трудовые ресурсы– это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, здоровьем, образованием, квалификацией и профессиональными знаниями для работы в народном хозяйстве. Статистика трудовых ресурсов изучает следующие категории:

· население в трудоспособном возрасте;

· трудоспособное население в трудоспособном возрасте;

· трудовые ресурсы.

Численность трудовых ресурсов страны в первую очередь определяется численностью населения трудоспособного возраста.

Трудовые ресурсы в целом – это потенциальные трудовые ресурсы. Кроме них, различают еще и действующие (функционирующие или используемые) трудовые ресурсы. Это часть общих трудовых ресурсов, занятых в народном хозяйстве. Разность между потенциальными и действующими трудовыми ресурсами характеризует абсолютную величину неиспользованных трудовых ресурсов.

Для характеристики возрастной структуры населения с точки зрения трудовых ресурсов рассчитывают ряда относительных показателей структуры и координации. Это удельный вес лиц моложе трудоспособного возраста, трудоспособного и старше трудоспособного возраста в общей численности населения. Чем выше доля лиц в трудоспособном возрасте, тем эффективнее с точки зрения трудовых ресурсов возрастная структура населения.

Трудоспособное население– это совокупность людей, способных к труду по возрасту и состоянию здоровья. Границы трудоспособного возраста устанавливаются законодательством о труде. В РБ трудоспособным населением считается возраст: для мужчин – 16-59 лет; для женщин – 16-54. Все остальное население считается нетрудоспособным по возрастному критерию. Оно делится на две специфические группы: население в дорабочем возрасте (10-15) и население в послерабочем возрасте (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше). Первая из них является источником возмещения убыли и пополнения трудовых ресурсов в будущем. Вторая – «пенсионная нагрузка» на работающее население.

Население трудоспособного возраста не все способно к труду. Поэтому оно делится на трудоспособное население и нетрудоспособное население трудоспособного возраста. Не участвуют в общественном производстве учащиеся и студенты трудоспособного возраста, обучающиеся с отрывом от производства в ВУЗах и СПТУ, лица, находящиеся на военной службе. Кроме того, к ним относится часть населения, занятая в своем домашнем хозяйстве, уходом за детьми и др. причинам.

Ко второй группе относится население трудоспособного возраста, имеющего I и II группы инвалидности и лица, получающие пенсию на льготных условиях.

Численность трудовых ресурсов определяется по состоянию на определенный момент времени. При расчете ряда показателей используют среднегодовую численность трудовых ресурсов, которая определяется аналогично, как и среднегодовая численность населения.

На основе этих контингентов населения определяют два коэффициента трудоспособности:

· всего населения;

· населения трудоспособного возраста.

Коэффициент трудоспособности всего населения:

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru ,

где Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru – трудоспособное население трудоспособного возраста;

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru – общая численность населения.

Коэффициент трудоспособности населения трудоспособного возраста:

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru ,

где Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru – население трудоспособного возраста.

Коэффициент пенсионной нагрузки:

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru ,

где Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru – население пенсионного возраста.

Коэффициент замещения трудовых ресурсов:

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru ,

где Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru – население дорабочего возраста.

Коэффициент общей нагрузки (коэффициент экономичности возрастного состава) отражает степень нагрузки населения трудоспособного возраста населением всех нерабочих возрастов.

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru или Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru .

К занятому населению, помимо трудоспособного населения, относятся работающие пенсионеры (люди пенсионного возраста, но не вышедшие на пенсию; инвалиды I и II групп инвалидности); работающие подростки до 16 лет.

Для характеристики изменения численности трудовых ресурсов во времени и скорости ее изменения исчисляются: абсолютный прирост; темп роста и темп прироста трудовых ресурсов.

Изменение численности трудовых ресурсов от одной даты к другой в пределах года называют движением трудовых ресурсов. Различают естественное и механическое движение трудовых ресурсов.

Естественное движение слагается из пополнения потенциальных трудовых ресурсов за счет перехода подрастающего поколения в трудоспособный возраст (15-16) и убыли их вследствие:

· выхода части людей за пределы трудоспособного возраста;

· переход на инвалидность и на пенсию на льготных условиях;

· смерти.

При механическом движении пополнение происходит вследствие иммиграции, а убыль – вследствие эмиграции населения.

Численность потенциальных трудовых ресурсов может быть определена на начало и на конец года с учетом и без учета сальдо миграции. Разность между числом потенциальных ресурсов на начало и конец года представляет собой абсолютный естественный прирост ( Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru ). Для характеристики интенсивности воспроизводства трудовых ресурсов исчисляюткоэффициент естественного прироста ( Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru ):

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru ; Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru ,

где Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru – коэффициент естественного пополнения;

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru – коэффициент естественного выбытия;

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru – среднегодовая численность трудовых ресурсов.

Коэффициент естественного пополнения:

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru ,

где Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru – естественное пополнение.

Коэффициент естественного выбытия:

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru ,

где Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru – естественное выбытие.

Тогда коэффициент естественного прироста:

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru

Показатель, характеризующий спрос и предложение рабочей силы – уровень вакантности:

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru ,

где Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru – заявленная численность на необходимую рабочую силу;

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru – средняя численность персонала предприятия.

Уровень интенсивности ожидаемого высвобождения рабочей силы:

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru .

Наиболее важной группировкой экономически активного населения является его деление на занятых и безработных.

Коэффициент безработицыможет рассчитываться в двух вариантах:

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru ;

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости - student2.ru .

Важными для РБ и ее регионов являются показатели, характеризующие возрастную структуру населения с точки зрения трудовых ресурсов.

Контрольные вопросы к теме №15

1. Как определить среднегодовую численность населения?

2. Как найти абсолютный прирост населения за год?

3. Как определить коэффициент Покровского?

4. Как определить специфический коэффициент рождаемости?

5. Трудовые ресурсы, основные категории.

6. Как рассчитать коэффициент пенсионной нагрузки населения?

Наши рекомендации