Модель равновесия Бертрана
Суть модели равновесия Бертрана состоит в том, что для анализа стратегии поведения фирмы используется теория игр для организаций с противоположными интересами. Допустим, что на рынке функционируют две фирмы, производящие однородный товар. При этом рассмотрим два случая поведения, когда фирма-конкурент при понижении цены другой фирмой свою цену не меняет, и когда она также понижает цену, то есть фирма действует по принципу «делаю, как ты». Итогом таких расчетов является матрица результатов, иллюстрирующая изменение прибыли при реализации каждой возможной стратегии и для каждого возможного ответа соперника.
Допустим, что в отрасли действую две равноправные фирмы А и В, у которых АТС = МС = 5 ден. ед., а функция спроса задается уравнением Р = 10 — 1(Q — 1). В этом случае получим данные по изменению величин цены и спроса, представленные в таблице 5.4.
Таблица 5.4. Изменения в количестве реализуемой продукции (Q)
в соответствии с изменением величин цен (Р); в ден. ед.
Р, в ден. ед. | ||||||||||
Q, в шт. |
В соответствии с уравнением спроса и издержками определяем общий доход (ТR), издержки (ТС = АТС·Q), прибыль или убытки для двух фирм (таблица 5.5).
Таблица 5.5. Общие доходы (ТR), общие издержки
(TC = ATC·Q) и прибыль (Пр)
Q | P | TR | TC | Пр |
- 7 | ||||
- 16 | ||||
- 27 | ||||
- 40 |
По данным таблицы 5.5 заполним матрицу результатов, в которой отразим изменение прибыли у каждой фирмы при изменении ценовой стратегии.
Данные таблицы показывают, что фирмы будут максимизировать прибыль, выпуская три единицы продукции при цене 8 ден. ед. Суммарная прибыль будет равна 9 ден. ед., то есть каждая фирма получит по 4,5 ден. ед. прибыли.
Заполним первый квадрант матрицы (I), где рассматривается ситуация понижения цены с 8 до 7 ден. ед. обеими фирмами. В этом варианте поведения, общая прибыль уменьшится с 9 до 8 ден. ед., то есть прибыль каждой фирмы уменьшится с 4,5 до 4 ден. ед., или на 0,5 ден. ед. Занесем этот результат в первый квадрант матрицы.
Таблица 5.6. Матрица результатов двух фирм на рынке дуополии
Две стратегии поведения фирм | Фирма В | ||
Понижение цены | Постоянная цена | ||
Фирма А | Понижение цены | А = - 0,5 I В = - 0,5 | А = + 3,5 II В = - 4,5 |
Постоянная цена | А = - 4,5 III В = + 3,5 | А = 0 IV В = 0 |
Рассмотрим теперь второй квадрант (II), где фирма А понижает цену с 8 до 7 ден. ед., а фирма В ее не меняет. Это приводит к тому, что фирма А захватывает весь рынок и ее прибыль увеличивается с 4,5 до 8 ден. ед., то есть на 3,5 ден. ед. Фирма же В своих покупателей потеряет и, следовательно, лишится прибыли в 4,5 ден. ед.
В квадранте III ситуация является противоположной, поскольку фирмы меняются местами, поэтому меняются местами и результаты в матрице.
Квадрант IV показывает, что при стабильных ценах фирмы получают прежнюю по величине прибыль.
На основании данных матрицы можно сделать вывод о том, что оптимальной стратегией фирмы будет снижение цены, если ее понижает конкурент, и понижение цены при стабильной цене у конкурента. В целом же обеими фирмами было выгодно поддерживать прежнюю цену. В этом случае ни одна из них не выиграет, но и не проиграет: стратегия «худой мир лучше доброй ссоры», как видим, в данном случае себя полностью оправдывает.
ВЫДЕЛИМ ГЛАВНОЕ
¨ В рыночной экономике различают рынки с совершенной и с несовершенной конкуренцией.
На рынке совершенной конкуренции множество малых фирм предлагают однородную продукцию множеству покупателей. На таких рынках цены стабильны.
Несовершенными считаются рынки монополии, монополистической конкуренции и олигополии.
¨ Различают поведение фирм в краткосрочном периоде и долгосрочном. В краткосрочном периоде фирма не успевает изменить производственные мощности и поэтому стремится максимизировать прибыль или минимизировать убытки, регулируя объем производства.
Существуют два подхода для определения оптимального объема выпуска продукции фирм. В первом случае экономическая прибыль определяется как разница между общим доходом и издержками, и при оптимальном объеме прибыль максимальна.
Во втором же случае доход от реализации единицы продукции сравнивается с единичными издержками и оптимальным считается объем производства, при котором удельный вес прибыли в выручке от реализации продукции максимален.
Долгосрочное равновесие фирмы при совершенной конкуренции наступает в том случае, когда величины цены единицы продукции, предельный доход и предельные издержки равны минимуму АТС.
¨ К рынкам с несовершенной конкуренцией относят рынки монополии, монополистической конкуренции и олигополии.
Монополией считается рыночная структура, при которой одна фирма является поставщиком продукта, не имеющего аналога.
Фирма-монополист отличается от фирмы конкурентной, главным образом, тем, что может воздействовать на цену реализуемой продукции.
Различают следующие виды монополий:
Ø Закрытую, защищенную от конкуренции с помощью права;
Ø Естественную, при которой долгосрочные АТС достигают минимума, когда фирма обслуживает весь рынок;
Ø Открытую, когда фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо товара, не обладая специальной защитой;
Ø Простую, при которой фирма реализует свою продукцию всем потребителям по одинаковой цене.
В коротком периоде фирма-монополист может терпеть и убытки. В этой ситуации общий доход фирмы меньше общих издержек, а кривая АТС выше величины цены.
В долгосрочном периоде для максимизации прибыли монополист расширяет производство до тех пор, пока количество продукции обеспечивает равенство предельного дохода и долгосрочных издержек.
На рынке монополистической конкуренции относительно большое количество малых фирм предлагают похожую, но не идентичную продукцию.
В краткосрочном периоде особенностью поведения фирмы на рынке монополистической конкуренции является то, что ее линия спроса и единичного дохода по сравнению с монополией более эластична.
При монополистической конкуренции цены на дифференцированный продукт выше, чем на рынках свершенной конкуренции, но ниже, чем при монополии.
Под олигополией подразумевают ситуацию, когда на рынке несколько продавцов, а для других вход затруднен.
В условиях олигополии используется несколько моделей ценообразования:
Ø Стабильность цен и ломаная линия спроса;
Ø Установление ценовых барьеров для потенциальных конкурентов;
Ø «Издержки плюс»;
Ø Установление цен, основанных на сговоре между владельцами фирм;
Ø Лидерство в ценах;
Ø «Война цен».
¨ Для анализа равновесного состояния цен на примере дуополии используется модель равновесия Бертрана. Она позволяет сделать вывод о том, что, в конечном счете, оптимальной стратегией фирм на рынке олиголии является стратегия стабильности цен. В этом случае ни одна фирма не выигрывает, но и не проигрывает. В ее основе лежит принцип «худой мир лучше доброй ссоры».