Тема 6. Формирование рынка научно-технической продукции.

Основные вопросы:

1. Рынок научно-технической продукции.

2. Инновационная инфраструктура.

3. Формы и методы деятельности институциональных субъектов инновационной инфраструктуры ФРГ.

1. В условиях новой экономики создание обособлявшихся раннее научного, инновационного и технического продуктов рассматривается уже не в виде самостоятельных технологических циклов, а как единый взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс. Для реализации последнего требуется более сложная, по сравнению с индустриальным периодом, воспроизводственная система, соответствующая задачам беспрепятственного продвижения нововведений из сферы науки в сферу производства. Эту роль в национальной инновационной системе исполняет рынок научно-технической продукции.

В системе современных взглядов он рассматривается в виде отдельного сегмента товарного рынка, обладающего рядом характерных особенностей. Наиболее значимыми среди них являются специфика реализуемого на этом рынке товара и наличие собственной инфраструктуры.

Согласно законодательству Республики Беларусь под научно-технической деятельностью понимается деятельность, включающая проведение прикладных исследований и разработок с целью создания новых или усовершенствования существующих способов и средств осуществления конкретных процессов. Помимо основных видов, к ней относятся работы по научно-методическому, патентно-лицензионному, программному, организационно-методическому и техническому обеспечению непосредственного проведения научных исследований и разработок, а также их распространения и применения их результатов[33].

Соответственно к научно-технической продукции следует отнести результаты научно-технической деятельности. Они содержатся в отчетах о НИР, докладах, описаниях, монографиях и других печатных изданиях, в конструкторской и технологической документации, программных средствах, сопроводительной документации, моделях, макетах, опытных образцах веществ, материалов и изделий, нормативной документации[34].

Согласно системе взглядов, изложенных ранее, научно-техническая продукция представляет собой инновацию, продуцируемую в научной фазе ее жизненного цикла, включающего в себя четыре основные стадии: фундаментальные исследования; прикладные исследования; опытно-конструктор-ские разработки; создание образцов новых продуктов и процессов. Таким образом ее отличие от любой другой инновационной продукции состоит в том, что в границах потребления она носит промежуточный характер и не относится к сфере массового производства.

Следует заметить, что в научной, и даже учебно-методической литературе, рынок научно-технической продукции часто приравнивается к рынкам высокотехнологичной и наукоемкой продукции. Методологически это крайне ошибочно. Необходимо различать, что последние относятся только к группе товаров, которые характеризуются либо принадлежностью к формирующемуся в экономике ядру VI технологического уклада, либо к перечню изделий, наукоемкость которых, согласно классификации ОЭСР, превышает 8,5 %. В зависимости от меняющейся во времени конъюнктуры рынка к ним могут, например, относиться: реакторы и турбины, авиа- и космические аппараты, телекоммуникационное оборудование, продукты тонкой химии, фармакологические вещества, электроника медицинского назначения, полупроводниковые устройства, контрольно-измерительные приборы, оптические инструменты, вооружение и другое[35].

Чисто теоретически научно-техническая продукция в силу своей априори предельно высокой наукоемкости относится к данному сегменту рынка, но она не определяет принципов его формирования и регулирования. Исходя из смысла, вкладываемого в нее Всемирной организацией интеллектуальной собственности, научно-техническая продукция является ни чем иным, как материализованными на промежуточном этапе объектами интеллектуальной собственности в научной и промышленной областях. Именно это и определяет ее специфику в общей структуре товарного рынка[36].

Отсюда вытекает важное следствие, состоящее в том, что рынок научно-технической продукции должен представлять собой своего рода механизм трансфера инноваций из области науки в область производства, то есть выполнять ту связующую функцию в области инновационной деятельности, которую обычными рыночными методами осуществить не удается. Поэтому, в первую очередь, он должен быть предназначен для актуализации и коммерциализации результатов исследований и разработок, а также организации торговли неовеществленными инновациями: лицензиями, патентами, результатами НИОКР и др.

На современном этапе инновационного развития экономики рынок научно-технической продукции приобретает все более важное значение. Он не только обеспечивает коммерциализацию объектов интеллектуальной собственности, но и позволяет включать их в хозяйственный оборот, организовать правовую защиту, создавать благоприятные условия для формирования международных альянсов. В результате инновация реализуется на каждой стадии ее рыночной готовности. Поэтому идея и промышленный образец продаются также успешно, как и законченная продукция. При этом спрос на такого рода инновационные продукты не только постоянно растет, но и имеет место во всех экономических регионах мира. Более того, в США, например, более 30% ВВП формируется посредством коммерциализации объектов авторского и смежных прав[37].

Поэтому встраивание национального рынка научно-технической продукции в локальную сеть мирового товарообмена ноу-хау, технологиями и прототипами новой продукции является одним из наиболее эффективных направлений инновационного развития экономики. Благодаря ему становится возможной стоимостная оценка такой категории товара как "новые знания". Он способствует проведению дорогостоящих исследований, обеспечивает непрерывность инновационного цикла. Формируемая под него законодательная база инициирует привлечение инвестиций в развитие высокотехнологичного сектора национальной экономики. Развитая инфраструктура рынка научно-технической продукции стимулирует создание в его среде новых наукоемких предприятий, в результате чего он становится не только ретранслятором, но и продуцентом научно-технической продукции.

Таким образом, рынок научно-технической продукции представляет собой важнейший экономический механизм, обеспечивающий актуализацию, разработку, коммерциализацию и использование в производстве создаваемых в сфере науки объектов интеллектуальной собственности, способствующий эффективной интеграции национальной инновационной системы в мировое экономическое пространство.

2. Продвижение научно-технической продукции на рынок и ее внедрение в производство осуществляется производителями и потребителями инновационной продукции в особой рыночной среде, терминологически определяемой как инновационная инфраструктура. Инновационная инфраструктура предполагает, в первую очередь, наличие в ней таких специфических рыночно ориентированных субъектов хозяйственной деятельности, как технологические парки (инновационно-технологические центры) или целые технополисы, а также входящие в их состав, или действующие автономно, бизнес-инкубаторы и бизнес-школы, центры поддержки инновационного предпринимательства и трансфера технологий. К ним, как к базовым структурным элементам, можно отнести и свободно-экономические зоны, в случае преимущественной ориентации последних на производство наукоемкой, высокотехнологичной продукции.

На начальном этапе становления инновационной экономики в состав инновационной инфраструктуры включали научно-исследовательские организации, финансово-кредитные институты, а также институты государственного управления. Однако позднее, с введением в научно-практический оборот понятия национальной инновационной системы все вспомогательные функции, относящиеся к инновационной сфере, отошли к ней, очертив инновационной инфраструктуре круг задач по обеспечению и обслуживанию инновационной деятельности, созданию благоприятного инновационно-инвестиционного климата.

В результате, с точки зрения своего целевого назначения, инновационная инфраструктура фактически идентифицируется с инфраструктурой рынка научно-технической продукции, которую можно представить в виде замкнутой системы функционально взаимоувязанных акторов и механизмов их взаимодействия. Структурно-функциональная схема рынка научно-техничес-кой продукции представлена на рисунке 4.

Тема 6. Формирование рынка научно-технической продукции. - student2.ru

Рисунок 2.4. Структурно-фунциональная схема рынка научно-технической продукции

Рисунок 4. Структурно-функциональная схема рынка научно-технической продукции.

Основу инфраструктуры, обеспечивающей функционирование всего рынка научно-технической продукции, составляют специализированные субъекты инновационной деятельности, в различных комбинациях входящие в состав технологического парка (технопарковые структуры).

Собственно технопарк представляет собой компактно расположенный комплекс, целевой функцией которого является разработка, коммерциализация и внедрение новшеств в сферу материального производства. В том или ином виде технопарки создаются практически во всех странах мира. Наиболее динамично они развиваются в США. В странах Европы бум их создания пришелся лишь на последние 10-15 лет. Эксперты объясняли это европейским консерватизмом, который долгое время не позволял ставить в один ряд предпринимательство и науку. Однако сегодня в Европе, как и во всем мире, количество технопарков постоянно увеличивается в среднем, примерно, на 20 % в год.

Существует много разновидностей технопарков: научные, технологические, исследовательские, инновационные и др. Все зависит от их концептуального предназначения (отбор новых идей, разработка прорывных технологий, коммерциализация интеллектуальной собственности, трансфер инноваций) и типа базового субъекта хозяйствования (академия наук, научно-исследовательский институт, университет, производственное объединение), на основе которого они создаются[38].

Главная задача технологического парка состоит в создании вокруг себя сети малых научно-инновационных предприятий и обслуживании их производственных интересов. Ведь именно МНИП являются в экономике основными генераторами новых прорывных идей и радикальных технологий, но при этом не способны без внешней поддержки выйти на уровень самообеспечения. Они нуждаются в оказании целого спектра услуг, касающихся: экспертизы научно-технических программ и проектов, сертификации продукции, юридического сопровождения, рекламы, информационного обеспечения, различного рода консультаций, поиска инвесторов, предоставления гарантий и др.

С этой целью в технопарке, помимо базовых структурных элементов, таких как упомянутые выше бизнес-инкубаторы, бизнес-школы, центры поддержки инновационного предпринимательства и трансфера технологий, в различных комбинациях создаются вспомогательные хозяйствующие субъекты (технопарковые структуры). К ним относятся информационный центр, гостиничный и ярмарочно-выставочный комплексы, а также предприятия инновационного сервиса: консалтинговые, инжиниринговые, контроллинговые, аудиторские, лизинговые, страховые и венчурные компании.

Центральным звеном технопарка является бизнес-инкубатор. Его назначение а вытекает из его названия. На практике это означает оказание МНИП практической материальной помощи – предоставление производственных и офисных помещений, научного оборудования, льгот по аренде. Инкубатор работает по принципу самоокупаемости, которая обеспечивается за счет участия в прибылях интегрированных в него предприятий.

То же можно сказать о бизнес-школах, основная задача которых состоит в подготовке специалистов, которые могли бы профессионально действовать на рынке научно-технической продукции – производить экспертную оценку инновационных проектов, осуществлять бизнес-планирование, способствовать продвижению интеллектуальных продуктов на мировые рынки, заниматься внедренческой деятельностью и, что очень важно, принимать решения в области венчурного финансирования. То есть, бизнес-школы должны готовить менеджеров, а иногда и целые управленческие команды, для работы в малых инновационных и венчурных предприятиях.

Центры трансфера технологий, в первую очередь, предназначены для оказания помощи субъектам инновационной деятельности в разработке и продвижении инновационных и инвестиционных проектов. С их помощью также решаются задачи по: созданию и поддержке информационных баз данных по международному технологическому трансферу, содействию международному научно-техническому сотрудничеству, поиску деловых партнеров, разработке бизнес-планов, маркетинговым исследованиям, подготовке специалистов в сфере научно-инновационного предпринимательства, организации тематических выставок и семинаров и др. Они могут иметь как локальный, так и региональный статус.

Информационное обеспечение осуществляется путем создания в качестве субъектов инновационной инфраструктуры специализированных информационных центров и объединения на их основе корпоративных информационных сетей. Оно включает в себя: базы данных об авторах и их изобретениях, о научных и научно-технических коллективах и организациях, о наличии незагруженного оборудования; о тендерах на проекты в области исследований и разработок; о ведущихся исследованиях и завершенных проектах; о выполнении научно-технических программ и приоритетах научно-технической деятельности; о возможных трансферах технологий; о рынке свободных капиталов; о потенциальных заказчиках и инвесторах; о емкости товарных рынков; а также прогнозы научно-технического развития, статистику науки и инновационной деятельности, законодательную, нормативно-правовую и другую информацию, касающуюся функционирования научно-инновационной сферы.

Консалтинговые компании. специализирующиеся в сфере инновационного сервиса оказывают консультации и проводят экспертизу в сфере экономики и производства; предоставляют услуги по подготовке бизнес-планов, поиску партнеров и инвесторов, оказывают содействие в области продвижения научно-технических разработок и наукоемкой продукции на рынки сбыта, включая маркетинг, рекламу, выставочную и патентно-лицензионную деятельность.

Инжиниринговые компании предоставляют комплекс инженерно-консультационных услуг, касающихся оптимизации производственных инвестиций, главным образом в строящиеся объекты, организации производства и освоения технологий, а также выполняют предпроектные и проектные разработки.

Аудиторские фирмы осуществляют независимый контроль и анализ финансовой деятельности МНИП, дают заключения по бухгалтерским отчетам и баланса.

Контроллинговые компании обеспечивают повышение отдачи от введенных в действие активов специальными приемами контроля и сопровождения регулируемых процессов в системе управления и производства, включая хозяйственную деятельность.

Юридические фирмы оказывают консультации в области права, хозяйственной и внешнеэкономической деятельности.

Лизинговые компании специализируются на прокате научного и офисного оборудования, контрольно-измерительных и лабораторных приборов, предоставлении расходных материалов.

Страховые компании обеспечиваютстрахование инвестиционных рисков.

Венчурные компании (фонды) аккумулируют в себе профессионально управляемый капитал, направляемый в виде инвестиций в перспективные компании в обмен на их акции или долю в бизнесе, в ожидании продажи этих акций (долей) в среднесрочной перспективе (через 5-7 лет) стратегическому инвестору со значительной прибылью. При этом инвестиции направляются не в отдельный инновационный проект, а в компанию, что позволяет им имущественно гарантировать возврат вложенных средств.

Следует сказать, что предприятия инновационного сервиса являются чисто рыночными структурами, так как только при наличии жесткой конкуренции предприятия прибегают к помощи узкопрофильных организаций, способных решать сложные технические, управленческие и хозяйственные задачи, в результате чего создаются условия для повышения конкурентоспособности производимой ими продукции. Их наличие на рынке труда определяется только спросом со стороны хозяйствующих субъектов и поэтому не требует организационного вмешательства со стороны государства.

3. В заключение, в качестве позитивного практического примера, рассмотрим формы и методы деятельности институциональных субъектов инновационной инфраструктуры Федеративной Республики Германии, как инновационного лидера Европейского Союза. К наиболее значимым из них относятся: технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и их функциональные аналоги и даже торгово-промышленные палаты.

Особое место в инновационной инфраструктуре Германии занимает крупнейший в Европе Технологический парк «Берлин Адлерсхоф», образованный на территории в 420 га, принадлежавшей ранее Академии наук ГДР. После объединения Германии из 5 тыс. исследователей здесь осталось только 1500, образовавших 11 внеуниверситетских институтов. Кроме того на территорию парка переехал Университет Гумбольдта с 6 институтами естественного профиля. В парке также размещаются 410 технологических предприятий. Их основными направлениями деятельности являются:

· информационно-коммуникационные технологии;

· экологические и биоэнергетические технологии;

· фотонные и оптические производства;

· создание новых материалов и микросистем.

Общее число работающих в парке составляет 4800 человек, а также около семи тысяч студентов. Его оборот достигает 500 млн. € в год с ежегодным приростом в 7-8%.

В парке функционирует бизнес-инкубатор площадью более 20 тыс. м2, где размещается более 200 предприятий типа «стартап» с правом пребывания в нем до 5 лет. Стоимость вхождения в сеть технопарка составляет 1000 € в год. Стоимость аренды площадей в бизнес-инкубаторе составляет 8 € за м в месяц, а минимальный уставный фонд для GMBX – 10 тыс. €. Содействие во всех организационных вопросах оказывается консалтинговой компанией, являющейся управляющим партнером технопарка.

Не менее интересен и опыт работы Технопарка Университета Потстдама WISSENCHAFTS PARK. Для него характерно то, что в нем работает около 400 ученых из разных стран мира, в связи с чем рабочий язык технопарка – английский. Парк развивается комплексно, включая детский сад, зону рекреации, места развлечений, транспортную инфраструктуру, гостиничный комплекс и др. Центральное место в нем занимают бизнес-инкубатор, два института Общества Фраунхофера и три института Общества М.Планка.

В его бизнес-инкубаторе начинающая компания может получить офис и лабораторию со стандартным набором оборудования, например, физического или химического профиля. Стоимость аренды площадей составляет 12 € за м2 в месяц, что на 40% ниже общепринятых расценок. Также как и в берлинском технопарке срок пребывания малых научно-инновационных предприятий на его площадях не должен превышать 5 лет. Однако в тех случаях, когда ими смонтировано уникальное оборудование, перенос которого на новую промышленную площадку экономически и технически нецелесообразен, период их пребывания в технопарке может быть продлен на новый срок.

Функции бизнес-инкубатора и собственно технопарка разведены. Первый из них подготавливает научные разработки к коммерческому использованию, включая составление бизнес-планов. Второй, в случае успешного прохождения компанией начальной стадии развития, создает условия для продвижения на рынок созданного ей инновационного продукта.

Сопровождением и координацией инновационных проектов от разработки бизнес-плана и до его реализации профессионально занимаются центры трансфера технологий (ЦТТ).

В данном контексте следует выделить Агентство Будущего Бранденбург, действующее при Земельном совете экономического развития. Это универсальное учреждение, задачей которого является создание для предпринимателей «одного окна» по всем вопросам экономического развития, в рамках целевых программ, инициируемых Министерством экономики и технологий Германии. Для удобства работы с ним в одном здании расположен Инвестиционный банк земли Бранденбург. Основными видами деятельности Агентства являются:

· поддержка при поиске ремесленных и промышленных площадей, координация разрешительных процедур;

· обработка заявок об оказании содействия от консультации по субсидиям вплоть до принятия решения;

· поиск партнеров по сотрудничеству;

· помощь в формировании первоначального акционерного и привлечении венчурного капитала;

· стимулирование технологий и инноваций, передача технологий, поддержка при освоении рынка внутри страны и за рубежом, участии в выставках;

· сопровождение начинающих предпринимателей совместно с палатами от формирования бизнес-идеи до достижения успеха на рынке;

· содействие в создании сетевых структур.

При этом Агентством используется весьма креативный механизм регулирования инновационной деятельности, исходной установкой которого является ориентация на развитие тех сильных сторон земли Бранденбург, по которым она может быть конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках. Таким образом происходит концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научно-технической деятельности. Все эти направления пользуются поддержкой профильных НИИ и сети трансфера технологий.

В основе деятельности Агентства лежит Земельная инновационная концепция, основные положения которой ориентированы на:

· концентрацию стимулирующих мероприятий на отраслевых сферах компетенций, связанных с исследованиями, разработками и технологиями;

· расширение и дальнейшее развитие системы передачи технологий;

· развитие ориентированной на инновации стратегии размещения;

· поддержку создания технологически ориентированных предприятий;

· развитие инновационных инструментов финансирования.

На реализацию данных положений и научное обеспечение приоритетных направлений научно-технической деятельности ориентированы 7 ВУЗов и 25 вневузовских НИИ Земли Бранденбург, обладающих достаточным числом высококвалифицированных специалистов. Характерно, что производственные предприятия получают баллы за активность в инновационной деятельности, в зависимости от числа которых варьируется размер заемных средств, получаемых ими на развитие, и за контакты с НИИ баллы начисляются в максимальном размере.

Основная нагрузка по обеспечению инновационной деятельности Агентства ложится на центры трансфера технологий, которые объединены в Ассоциацию IQ BRANDERBURG. Ее основными задачами определены:

· передача экспертных знаний по подготовке совместных проектов исследований и разработок;

· привлечение заинтересованных сторон и административная помощь при осуществлении проектов;

· оказание поддержки при внесении заявок и ходатайств;

· организация заседаний, выставок, семинаров по передаче знаний и технологий;

· проведение мероприятий по совершенствованию и повышению квалификации для предприятий;

· передача персонала – оказание содействия учащимся и выпускникам;

· сопровождение технологически ориентированных дочерних компаний;

· информация о возможностях оказания содействия.

В Ассоциацию ЦТТ входят 7 вузовских и 9 отраслевых структур. Их действия полностью определяются вышеназванной Земельной инновационной концепцией. За нарушение ее правил они могут лишиться финансирования, что очень важно для них, так как в первые 3 года с момента своего образования они получают стабильные субсидии в размере 120 тыс. € в год. Далее размер субсидий зависит от успешности работы ЦТТ и количества отработанных ими договоров.

Несмотря на небольшое число сотрудников (в среднем 3-4 человека), ЦТТ берут на себя все бюрократические процедуры, включая кадровый трансфер и стажировки. Поэтому нужда в них не отпадает даже тогда, когда с их же помощью уже установились стабильные связи между субъектами научной и производственной деятельности. При необходимости ЦТТ привлекают для экспертизы ученых нужного профиля. Стоимость экспертизы составляет до 1000 € и относится на проектные расходы.

К наиболее действенным ЦТТ относится и «Берлинский фонд технологий». В нем работает около 100 сотрудников, большинство из которых являются специалистами высшей квалификации. Клиентами Фонда выступают инновационные предприятия, обладающие собственными исследовательскими центрами или конструкторскими бюро, а также имеющие тесные связи с университетами или независимыми НИИ. Финансирование проектов частично идет за счет собственной прибыли Фонда (6,5 млн. € в год), а также субсидий, получаемых по тендерам, и привлекаемых средств, представляемых специально созданным для этих целей Земельным инвестиционным банком.

Фонд эффективно сотрудничает с торгово-промышленной палатой (ТПП) Берлина. ТПП создает условия для обеспечения инновационной деятельности, а Фонд отвечает за реализацию конкретных проектов. При этом сотрудники ТПП постоянно участвуют в работе различных комиссий Фонда.

Торгово-промышленные палатыГерманииявляются независимыми общественными объединениями, организованными по отраслевому принципу. Помимо основных задач, связанных с лоббирование интересов своих членов в органах власти и управления, они также занимаются поддержкой инновационных инициатив и стратегий производственных компаний.

Среди предприятий, входящих в ТПП, не все являются инновационно ориентированными. Из них только 40% относятся к инновационно активным, 40% – к малоинновационным и 20% – к неинновационным. Тем не менее они объединяются для создание общих научно-исследовательских центров, так как считают инновации главным фактором обеспечения экономического успеха. Альтернативным вариантом для них является сотрудничество с научными учреждениями. Однако на это идет лишь треть даже инновационно активных предприятий. Это связано с тем, что только две трети из них располагают собственным инновационным бюджетом

Для помощи предприятиям в реализации их инновационных проектов ТПП формируют гибкие программы поддержки. Так ТПП Берлина инициировала программу «Трансфер–Бонус» для малых предприятий, которые в очень упрощенном режиме могут получить для этих целей 1,5 тыс. € и сделать небольшой заказ НИИ, например, на изучение конъюнктуры рынка[39].

Как следует из проведенного анализа национальная инновационная система Германии достаточно эффективна. При этом важно отметить, что ни Министерство, ни субъекты инновационной инфраструктуры не руководят предприятиями, а лишь создают рамочные условия для их функционирования. И делают они это весьма успешно, что не может не послужить позитивным примером для стран, ставших на путь инновационного развития.

Вопросы для самоконтроля.

По теме 1:

1. Каковы предмет, задачи, роль, концепция и структура дисциплины «Стимулирование инновационной деятельности»?

По теме 2:

1. Какае поведенческие модели личности относятся к мотивации?

2. Что относится к характеристикам креативного потенциала сотрудников?

По теме 3:

1.Что такое институты?

2. Что относится к фундаментальным институциональным образованиям?

3. Какие локальные институты относятся к экономическим?

4. Какие локальные институты относятся к политическим?

5. Какие локальные институты относятся к социальным?

6. Что относится к институциональным условиям инновационного развития экономики?

7. Какие индикаторы характеризуют индекс «Ведение бизнеса»?

8. Какие системные условия характеризуют инновационный климат в стране?

9. Какие системные факторы характеризуют инвестиционный климат в стране?

10. Что относится к экономическим факторам, формирующим институциональную среду для осуществления инвестиционной деятельности?

11. Что относится к политическим факторам, формирующим институциональную среду для осуществления инвестиционной деятельности?

12. Что относится к социальным факторам, формирующим институциональную среду для осуществления инвестиционной деятельности?

13. Что относится к правовым факторам, формирующим институциональную среду для осуществления инвестиционной деятельности?

14. По каким критериям оценивается индекс экономической свободы?

По теме 4:

1. Что относится к определяющим условиям финансирования НИОКР?

2. Что относится к факторам экономической целесообразности инвестиций в НИОКР?

3. Что такое наукоемкость ВВП?

4. Какой уровень наукоемкости ВВП считается предельно допустимым для индустриальной экономики?

5. Какими прямыми и косвенными эффектами располагают фундаментальные исследования?

6. Какая допустимая пропорция в вопросе государственного финансирования НИОКР соответствует рамочному соглашению ЕС?

7. Какие научные Общества существует в ФРГ и какова их роль?

8. Какие существуют формы участия государства в финансировании НИОКР?

9. В чем состоит принцип комплементарности в государственном финансировании НИОКР?

10. В каком размере НИОКР финансируются корпоративным сектором экономики в развитых странах мира?

11. Что относится к задачам международного научно-технического сотрудничества?

12. Какие существует формы сотрудничества в научно-инновационной сфере?

13. Что представляет собой коллективный протекционизм в системе международного научно-технического сотрудничества?

14. Что является главной проблемой при проведении НИОКР для малых стран?

15. Что следует учитывать стране-участнице договора о научно-технической кооперации?

16. Какие преимущества создаются при проведении полидисциплинарных НИОКР?

17. Что отличает институциональные программы?

По теме 5:

1.Какова зависимость наукоемкости ВВП от инновационной активности промышленных предприятий?

2. Что входит в структуру затрат на технологические инновации?

3. Какие предприятия являются наиболее инновационно активными?

4. Что характерно для малых предприятий в инновационной деятельности?

5. Что характерно для крупных предприятий в инновационной деятельности?

6. Что характерно для малых инновационных предприятий?

7. Что относится к методам государственного регулирования инновационной деятельности?

8. Что характеризует деятельности паевых инвестиционных фондов в США?

9. Есть ли паевые инвестиционные фонды в Беларуси?

10. В чем состоят базовые принципы эффективного функционирования СЭЗ?

11. Что относится к важнейшим составляющим успешности стартап-проекта?

12. Какие существуют виды поддержки стартапов?

13. Что является источниками инвестиций для стартапов?

14. Какие стадии стартап проходит в своем развитии?

По теме 6:

1.Что относится к научно-технической продукции?

2.Чему способствует рынок научно-технической продукции?

3. В чем состоит роль технопарка?

4. В чем состоит роль бизнес-инкубатора?

5. В чем состоит роль бизнес-школы?

6. В чем состоит роль центра поддержки инновационного предпринимательства?

7. В чем состоит рольярмарочно-выставочного комплекса?

8. В чем состоит роль центра трансфера технологий?

9. В чем состоит роль информационного центра?

10. Что относится к предприятиям инновационного сервиса и в чем состоит их роль?

11. Каковы формы и методы деятельности институциональных субъектов инновационной инфраструктуры ФРГ?

12. Как действуют технопарки ФРГ?

13. Как действуют центры трансфера технологий ФРГ?

14. Как действуют торгово-промышленные палаты ФРГ?

2. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Наши рекомендации