Краткосрочный и долгосрочный периоды
Рыночного равновесия
Экономические явления происходят как в пространстве, так и во времени. Фактор времени играет существенную роль, а потому в экономическую теорию были введены понятия краткосрочного и долгосрочного периодов.
Они не означают какой-либо фиксированный отрезок календарного времени, а имеют экономический смысл и определяются в зависимости от изменения условий функционирования предприятия. Так, краткосрочный период – это такой промежуток времени, в течение которого предприятие не может увеличить объем производства для удовлетворения возросшего потребительского спроса. Сделать это возможно лишь за счет реализации запасов готовой продукции.
Возможности свободного доступа новых предприятий в отрасль в краткосрочном периоде также ограничены, вследствие чего число предприятий на отраслевом рынке остается постоянным.
В отличие от краткосрочного в течение долгосрочного периода предприятие может менять все факторы производства, чтобы увеличить объем производства. В долгосрочном периоде предприятие имеет максимальную свободу маневрирования. В соответствии с возрастающим спросом оно в состоянии расширить выпуск продукции. Для этого оно увеличивает закупки машин, оборудования, сырья, нанимает дополнительных рабочих. Даже после всего этого пройдет некоторое время, прежде чем предприятие начнет выпускать дополнительную продукцию.
Кроме того, долгосрочный период характеризуется также изменением числа функционирующих в отрасли предприятий, так как в течение этого времени преодолеваются барьеры для входа в отрасль и выхода из отрасли.
Краткосрочное равновесиеустанавливается за короткий промежуток времени, когда предложение увеличивается, но число предприятий, производящих товар, не меняется. Убедившись в том, что данный товар пользуется спросом, то же самое число предприятий начинает увеличивать его производство (рис. 7.5).
Рис. 7.5. Краткосрочный период рыночного равновесия
Понятие краткосрочного равновесия можно рассматривать как временный этап для установления долгосрочного равновесия между спросом и предложением.
Долгосрочное, или нормальное равновесие устанавливается, когда изменяется как объем используемых ресурсов для производства товара, так и число предприятий. Благодаря этому предложение товара увеличивается, а это приводит к понижению равновесной цены. Таким образом, долгосрочное равновесие называется нормальным потому, что оно отражает типичную ситуацию, когда возникает конкуренция между предприятиями и в результате устанавливается относительно длительное равновесие между спросом и предложением (рис. 7.6).
Рис. 7.6. Долгосрочный период рыночного равновесия