Лекция 8. Менеджмент в сфере здравоохранения
План:
I. Основные категории менеджменту.
II. Основные понятия, принципы и функции управления.
I. Основные категории менеджмента.
Менеджмент в сфере здравоохранения
а). Менеджмент в сфере здравоохранения– это наука управления, регулирования и контроля финансовых, трудовых и материальных ресурсов органами и учреждениями здравоохранения.
б). Цель менеджмента – снижение издержек общества от заболеваемости, инвалидности и смертности населения при имеющихся ресурсах.
в). Задания менеджмента в сфере здравоохранения – это наиболее эффективное достижение цели путем повышения качества лечебных, диагностических и профилактических мер, а также рационального использования ресурсов здравоохранения.
г). Объект менеджмента – лечебно-профилактическое учреждение.
Генеральный и функциональный менеджмент.
Различают генеральный и функциональный менеджмент.
а). Под генеральным менеджментом следует понимать управление лечебно-профилактическим учреждением в целом.
б).Под функциональным – управление определенными сферами деятельности медицинского учреждения и его подразделами. Это касается управления инновационной, финансовой, профессиональной и маркетинговой деятельностью лечебно-профилактического учреждения.
Сущность управление.
а). Управление возникает тогда, когда люди объединяются для совместного выполнения любой деятельности.
Управление– это преимущественно человеческая функция, которая заключается в планомерном, сознательном влиянии на систему в целом и отдельные ее компоненты, процессы, которые происходят в ней.
б). В управлении присутствуют две стороны:
– Субъект управление (руководители);
– Объект управление (трудовые, финансовые и материальные ресурсы).
в).В лечебно-профилактическом учреждении действуют три равные системы управления:
– Стратегический уровень (главный врач, директор);
– Тактический уровень (заместитель главного врача по направлениям и разделам работы, включая старшую медицинскую сестру);
– Оперативный уровень (руководители отделений, подразделов, которые не имеют в подчинении других руководителей, включая старших медицинских сестер отделений).
Функции управления.
Существует три основные функции управления:
а). Первая функция управленческого цикла включает изучение ситуации, сбор и обработку информации (анализ ситуации).
б). Вторая функция включает принятие решений с учетом первичных расчетов или преобразования информации.
– После получения комплексной, полной, достоверной и своевременной информации (данные о фактическом состоянии объекта управления здравоохранения) принимается управленческое решение и осуществляется планирование его исполнения.
– Управленческое решение является директивным актом, обязательным для исполнения, имеет три подфункции: направляющая, координационная, мобилизирующая.
– Требования к управленческому решению:
= иметь ясную целевую направленность;
= быть обоснованным;
= быть адресным;
= не противоречивым;
= правомерным;
= эффективным (при наименьших затратах достичь определенных результатов);
= конкретным.
– Существует два основных способа принятия решений: индивидуальный и коллективный. В любом случае последнее решение вопроса остается за руководителем.
в). Третья функция управления заключается в организации осуществления принятого решения путем упорядочения сил и средств, настраивания необходимых производственных связей и контроль за его исполнением. Контроль может быть предварительный, направляющий, фильтрующий и последующий (после завершения работ).
– Контроль состоит из четырех этапов:
= установление желаемого результата исполнения;
= изучение фактических результатов;
= оценка и сравнение полученных результатов с запланированными;
= обработка корректирующих влияний.
– В зависимости от особенностей объекта, вместе с функциями управления объектом в целом, выделяются функции отдельных звеньев управления, в том числе:
= технические функции – управление производственной деятельностью (лечебно-профилактический процесс в лечебно-профилактическому учреждении);
= коммерческая;
= административная;
= финансовая;
= страховая;
= учетная функция.