Торговля лицензиями и ноу-хау

Для СЭЗ особый интерес представляет торговля лицензия­ми и ноу-хау на мировом рынке, которая в силу ее большой значимости в передаче технологических знаний на коммерчес­кой основе выделилась в самостоятельную сферу. Предметом лицензионной торговли являются патентные и беспатентные лицензии.

Лицензия — это разрешение продавца (лицензиара) на ис­пользование другим лицом — покупателем лицензии (лицен­зиатом) — изобретения, технологии, технологических знаний, производственного опыта, секретов производства, торговой мар­ки, которые необходимы для производства коммерческой и иной информации, в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение.

Лицензии могут быть патентными и беспатентными.

Патентная лицензия — это передача права использования патента без соответствующего ноу-хау ("чистый патент").

Подавляющая часть лицензионной торговли приходится на беспатентные лицензии, поскольку приобретение "чистого па­тента", как правило, требует дополнительных НИОКР, расхо­дов на внедрение в производство. При этом лицензиат должен иметь развитую технологическую базу. Все это связано с ком­мерческим риском и может оказаться экономически неэффек­тивным и технологически труднореализуемым.

Примеров такого рода можно найти достаточно во внешне­торговой практике СССР, когда приобретались технологичес­кие линии для производства конкретной продукции, медицин­ское оборудование без ноу-хау, вследствие чего многомилли­ардные затраты превращались в груды металла.

Однако в последнее время в мире наметилась тенденция к сокращению объема продаж беспатентных лицензий, так как в развитых странах патентуются новые технические решения, изобретения и товары, произведенные по новой технологии.

В зависимости от характера и объема прав на использова­ние предметов лицензии они могут быть:

неисключительными (простыми), которые оставляют лицен­зиару возможность предоставлять одну и ту же лицензию не­скольким лицензиатам, распложенным на данной территории;

исключительными, которые предполагают монопольное пра­во лицензиата на использование предмета лицензии. Лицензи­ар отказывается от самостоятельного использования запатен­тованного им предмета лицензии и продажи его на оговорен­ной территории;

полными, которые предоставляют лицензиату исключитель­ное право на использование патента или ноу-хау в течение срока действия соглашения.

Лицензионная торговля осуществляется на основе лицензи­онных соглашений (договора), в которых определяются вид ли­цензии, характер и объем прав лицензиата, а также производ­ственная сфера, территориальные границы и сроки использо­вания лицензии.

В мировой практике все чаще используются лицензионные соглашения, которые предусматривают комплексную передачу нескольких патентов и связанного с ними ноу-хау. Чаще всего это применяется в инжиниринге при организации лицензион­ного производства, сопровождающегося поставками оборудо­вания, сырья и комплектующих узлов. В таких соглашениях лицензиар, чтобы оградить себя от конкуренции лицензиатов, предусматривает право экспорта лицензионной продукции.

Лицензиат же, чтобы наиболее эффективно использовать предмет лицензии в течение всего срока, оговаривает обяза­тельства лицензиара предоставлять информацию о совершенствованиях предмета лицензии.

Наиболее характерными при передаче технологии являются лицензионные соглашения на приобретение ноу-хау в сочета­нии с контрактом на техническое содействие и на промышленное и коммерческое использование патента, с контрактом на инженерно-консультационные услуги, использование товар­ного знака и технологическое содействие.

Ведущее место в лицензионной торговле занимают промышленно развитые страны, на долю которых приходится более 70% от среднего объема совокупной торговли. По оценкам экс­пертов, в целом оборот по лицензионной торговле составлял в 90-х гг. около 30 млрд. долл. в год, но значимость его опреде­ляется тем фактом, что стоимость продукции, выпускаемой в различных странах мира по иностранным лицензиям, состав­ляет 350—400 млрд. долл. ежегодно. Лидирующее положение в экспорте лицензий занимают США, на долю которых прихо­дится более 65% поступлений капиталистических стран от экс­порта лицензий; на втором месте — страны Западной Европы; Япония пока остается нетто-импортером.

Лицензионная торговля представляет собой особо монопо­лизированную сферу мирового рынка. Свыше 75% экспортных поступлений по лицензионным соглашениям приходится на внутрифирменную торговлю, т.е. торговлю между головным предприятием и филиалами (дочерними предприятиями) ТНК.

Это связано с тем, что именно ТНК являются обладателями наиболее передовых технологий, патентов и, кроме того, такая торговля снижает степень риска при заключении соглашений, гарантирует сохранение промышленных секретов и предохра­няет ее утечку в третьи страны.

В развивающихся странах торговля лицензиями менее раз­вита (на них приходится примерно 20% мирового объема). Это связано с небольшой емкостью технологического рынка и низ­ким уровнем развития производительных сил. Интересно от­метить, что импорт лицензий стал одним из основных факто­ров бурного экономического развития так называемых новых индустриальных стран, которые через каналы сопутствующих лицензий* приобретали большой объем технологических зна­ний. В настоящее время эти страны уже начинают экспортиро­вать лицензии, главным образом по линии ТНК.

* Лицензии, предоставляемые одновременно с заключением контрактов на строительство предприятия, поставку комплектного оборудования, оказания инженерно-консультационных услуг.

Бывшие социалистические страны практически не участву­ют в мировой торговле лицензиями и ноу-хау, хотя для этого у них есть все условия — емкий внутренний рынок и высокий научно-технический потенциал. Достаточно сказать, что толь­ко в странах СЭВ производилось примерно 1/3 мировой про­мышленной продукции и 1/4 совокупного национального дохо­да. В этих странах занята 1/4 научных работников мира, на ко­торых приходится 40% мирового патентного фонда изобрете­ний; накоплен весьма серьезный задел в фундаментальных ис­следованиях, а многие научные достижения имеют мировое зна­чение. Однако столь мощные возможности практически не ис­пользовались. Доля услуг, продажи лицензий и ноу-хау едва ли достигает 2—3% в совокупном мировом обороте бывших стран СЭВ.

Лицензионная торговля экономически эффективна и для экспортеров, и для импортеров.

За продажу лицензий выплачивается вознаграждение (ли­цензионные платежи), наиболее распространенными видами которого являются:

периодические отчисления (роялти) от дохода покупателя в течение всего периода действия соглашения, позволяющие ус­тановить прямую зависимость размера вознаграждения от эко­номического эффекта использования предмета лицензии;

единовременные платежи, устанавливаемые заранее на ос­нове экспертных оценок. Эти платежи не связаны во времени с фактическим использованием лицензии.

Периодические отчисления определяются как выплата про­цента от оборота, стоимости чистых продаж лицензионной продукции или устанавливаются в расчете на единицу выпус­каемой продукции. Уровень роялти варьирует в пределах от 2 до 10%, но наиболее часто встречаются ставки в 3—5%.

Периодические отчисления могут быть в виде участия в при­были лицензиата. Такая форма предполагает отчисления в поль­зу лицензиара определенной части прибыли, полученной в ре­зультате использования предмета лицензии, — от 10% по про­стой до 20—30% по исключительной лицензии.

Единовременные платежи осуществляются в форме паушаль­ных платежей, а также посредством передачи части ценных бумаг и в других формах.

Паушальные платежи — это твердо зафиксированная в ли­цензионном соглашении сумма вознаграждения, которая вы­плачивается один раз и размер которой не зависит от объема производства или сбыта лицензионной продукции.

Передача части ценных бумаг лицензиата в форме акции и облигации — довольно распространенная в мировой практике форма лицензионных платежей в связи со стремлением и воз­можностью лицензиара установить контроль над производст­венной деятельностью лицензиата. Как правило, лицензиар получает от 5 до 20% акций, но иногда эта доля существенно выше.

Особая форма лицензионных расчетов — перекрестное ли­цензирование, взаимный обмен лицензиара и лицензиата ли­цензиями на льготных условиях, с взаимным информировани­ем обо всех усовершенствованиях, доработках и нововведениях в рамках предмета и срока соглашения.

Перекрестное лицензирование возникло в мировой практи­ке в середине 70-х гг. и сейчас получает все большее развитие в связи с расширением масштабов научно-технического сотруд­ничества и научно-производственной кооперации между неза­висимыми фирмами и компаниями, а также между ТНК и его филиалами. Это дает право специалистам говорить о возмож­ном снижении объемов лицензионной торговли. Перекрестное лицензирование будет носить в основном частномонополисти-ческий (внутрифирменный) характер, что связано с торгово-экономической стратегией главных субъектов международной передачи научно-технических новаций — ТНК. Кроме того, предполагаемое снижение объемов лицензионной торговли будет связано с тем, что большее развитие получит продажа знаний без патентной защиты —ноу-хау.

Ноу-хау позволяет передавать технические знания, практи­ческий опыт во всех аспектах человеческой деятельности, если он представляет коммерческую ценность и применим в произ­водственной и профессиональной практике. Ноу-хау может включать в себя коммерческие секреты, незапатентованные технологические процессы, любую информацию производст­венного и торгового характера, недоступную широкой общест­венности.

Элементами ноу-хау могут быть всевозможные руководства к использованию, спецификации, формулы, рецептура, схемы организации производства, характеристики технологического процесса, знания и опыт в области маркетинга и др.

Один из основных признаков ноу-хау — конфиденциаль­ность информации, которая со временем утрачивается и ста­новится доступной широкому кругу лиц. Продажа ноу-хау чаще всего осуществляется совместно с заключением лицензионных соглашений. Она может предусматриваться в договорах о тех­ническом инвестиционном сотрудничестве, оказании консал­тинговых и других услуг. Продажа ноу-хау всегда способствует увеличению доходов продавца и ускорению освоения предме­тов соглашения покупателем.

Рассмотренные виды международной торговли услугами имеют большое значение не только как источники наращива­ния экспортного потенциала СЭЗ. На этапе ее формирования и становления импорт услуг, лицензий, ноу-хау — обязатель­ное и необходимое условие для создания научно-производст­венного комплекса зоны на уровне требований мирового рын­ка.

Наши рекомендации