Лекция 3. Анализ и формирование рабочего места

Ключевые термины:

· рабочее место;

· формирование рабочего места;

· количественная оценка;

· качественная оценка;

· оплата труда…

Цель лекции: дать анализ основ формирования рабочего места; обосновать значимость рабочего места на процесс труда; рассмотреть рабочее место как основной элемент производственной системы; определить роль, которую играет рабочее место.

План лекции

1 Анализ и формирование рабочего места;

Понятие рабочего места;

3.Рабочее место в системе управления персоналом;

4. Выбор системы и способа обслуживания

1. Анализ и формирование рабочего места

Можно выделить следующие стадии анализа и конструирования (рационализации) рабочего места (схема 4).

Схема 4. Стадии анализа и конструирование рабочего места

(в основу схемы положен материал по Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А., 1993)

Лекция 3. Анализ и формирование рабочего места - student2.ru Шаг 1. Анализ структуры организации и места каждого рабочего процесса в нем  
   
Лекция 3. Анализ и формирование рабочего места - student2.ru Шаг 2. Определение целей анализа рабочего места (РМ), как будет использоваться информация о нем  
   
Шаг 3. Отбор типичных РМ  
Лекция 3. Анализ и формирование рабочего места - student2.ru  
Шаг 4. Выбор метода анализа РМ и его использование с целью сбора необходимых данных  
Лекция 3. Анализ и формирование рабочего места - student2.ru  
Лекция 3. Анализ и формирование рабочего места - student2.ru Шаг 5. Описание РМ  
   
Шаг 6. Создание спецификации РМ  
Лекция 3. Анализ и формирование рабочего места - student2.ru Лекция 3. Анализ и формирование рабочего места - student2.ru  
Шаг 7а. Использование информации для проектирования РМ   Шаг 7б. Использование информации для формирования критериев оценки кандидатов на работу в должности
Лекция 3. Анализ и формирование рабочего места - student2.ru    
Шаг 8. Оценка и внедрение проекта модифицированного рабочего места    
       

Информация о существующих рабочих местах, собранная в ходе реализации шагов 1-6, может быть использована:

- для проектирования рабочего процесса (шаг 7а.) и выбора оптимального сочленения рабочих элементов, обязанностей и задач работника.

Спроектированные варианты тщательно проверяются в ходе 8-го шага с целью выявления и устранения недостатков;

- для формирования перечня критериев оценки кандидатов на работу в должности (шаг 7б).

Результаты анализа рабочих мест могут быть использованы в ходе реализации следующих кадровых программ (см. табл.16) (Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А., 1993):

Таблица 16. Особенности использования информации для реализации кадровых программ

Наименование программы Содержание информации и цели ее использования
описание рабочего места изложение сути рабочего процесса, обязанностей работника и степень его ответственности, сведения об условиях работы
спецификация рабочего процесса личностные и профессиональные качества, которыми должен обладать исполнитель
создание проекта рабочего места оптимальное сочетание элементов, обязанностей и задач, связанных с данной рабочей должностью
подбор сотрудников личностные и профессиональные качества, которыми должен обладать исполнитель, используемые при проектировании процедур подбора и оценки кандидатов на должность
оценка результативности труда плановая и фактическая производительность используется для расчета "приемле­мого" (этичного) уровня производительности труда для РМ
подготовка кадров и совершенствование квалификации описание производственных задач и функций, перечень профессионально значимых качеств и навыков для создания эффективных программ подготовки
планирование карьеры и продвижения по службе данные о взаимозависимости и последовательности производственных процессов для создания оптимальных программ продвижения и ротации
оплата труда данные об условиях труда, уровне производительности с целью получения базы для сопоставления, адекватной оценки и эффективного стимулирования
безопасность труда информация о безопасных нормативах работы, расположения оборудования, взаимодействия работников с целью создания инструкций по ТБ, оценки и поощрения за их выполнение

Процедура профессиографического анализа деятельности, как правило, начинается с ознакомления с целями, структурой и схемой информационных сетей организации. Затем осуществляется сбор информации о содержании описываемой деятельности с точки зрения как исполнителей, так и их руководителей.

В качестве метода, как правило, используется структурированное интервью с исполнителем и его непосредственным руководителем. Важно по итогам сбора первичной информации произвести схематизацию анализируемой деятельности и экспертизу полученных результатов.

Наши рекомендации