Антимонопольное регулирование цен на продукцию естественных монополий
Антимонопольное законодательство направлено на ограничение злоупотреблений монопольным положением хозяйствующих субъектов на рынке. Оно определяет и устанавливает правила рыночных отношений в части соблюдения фирмами добросовестной конкуренции.
Рассмотрим установление цены на продукцию и услуги естественной монополии в отсутствие регулирования.
Естественные монополии имеют низкие предельные издержки и, применяя правило MR = МС,стремятся максимизировать прибыль в точке пересечения кривых предельных издержек МС и предельного дохода MR при объеме производства Qm и цене Рт (рис. 5.4). Из-за больших постоянных издержек кривая спроса пересекает кривую средних издержек на убывающем участке.
Ввиду того что установленная цена существенно превышает средние издержки предприятия, монополист получает дополнительную прибыль (выделена серым цветом). С другой стороны, так как цена превышает предельные издержки, налицо ситуация недоиспользования ресурсов.
Обозначения:
MR – предельный доход;
МС – предельные издержки на единицу продукции;
АС – средние издержки на единицу продукции;
D – спрос;
Qm – объем производства;
Рт – цена
Рис. 5.4. Монопольное ценообразование в отсутствие регулирования
(ситуация монополистической прибыли)
Возможна и обратная ситуация, когда кривая спроса расположена ниже кривой средних издержек (рис. 5.5).
В данном случае предприятие-монополист становится убыточным.
Регулирование цен может улучшить социальные последствия деятельности естественной монополии.
Так, общественно оптимальная цена Р0вызовет эффективное перераспределение ресурсов, что потребует постоянных государственных субсидий (рис. 5.6). С другой стороны, цена Р1, которая обеспечивает монополисту «справедливую прибыль», позволяет ему безубыточно работать, но не решает полностью вопрос перераспределения доходов.
Навязывание монополисту цены Р0является причиной того, что кривой эффективного спроса монополиста становится P0RD, т.е. кривая спроса становится совершенно эластичной и P0 = MR до точки R, где регулируемая цена перестает быть эффективной.
Рис. 5.5. Монопольное ценообразование в отсутствие регулирования
(ситуация монополистического убытка).
Рис. 5.6. Установление общественно оптимальной цены.
При этом монополист вынужден максимизировать прибыль или минимизировать убытки при объемах производства Q0. Поэтому установление регулирующим органом предельной цены Р0приводит к уничтожению стимула у монополиста ограничить выпуск продукции с целью извлечения выгод от более высоких цен.
В большинстве развитых стран (США, Великобритания, Франция и др.) тарифное регулирование естественных монополий основано на следующем: регулирование рентабельности (rate of return regulation), участие в прибыли (profit-sharing regulation), RPI-X регулирование, конкуренция за рынок (вместо конкуренции на рынке).
В случае регулирования рентабельности цена обеспечивает безубыточность работы предприятия при условии, что регулирующий орган устанавливает ее исходя из анализа экономически обоснованных затрат. Однако в данном случае отсутствует мотивация к снижению издержек и происходит неоправданное наращивание производственных активов, так как уровень цены прямо пропорционален величине амортизации и прибыли:
Р=С + К × r,(5.14)
где Р – цена;
С – издержки;
К – капитал;
r – рентабельность капитала.
При этом не стоит сбрасывать со счетов и некоторую субъективность оценки «необходимого уровня» рентабельности.
В случае если важно оценить эффективность использования вложенного капитала, а также получить некоторую экономию за счет снижения издержек, необходимо «завязать» уровень цены с показателями инфляции (RPI – X регулирование):
РI = P0×(RPI – X),(5.15)
где Р – цена в отчетный период;
Р0– цена в базовый период;
RPI – индекс потребительских цен;
X – корректирующий индекс.
При таком подходе к формированию цены явно прослеживается стимул к увеличению эффективности производства. Однако не ясны перспективы капиталовложений. К примеру, если при установлении цены на следующий регулируемый период используются фактические данные капиталовложений, а не планировавшийся уровень инвестиций, т.е. если предприятие инвестировало более эффективно в отчетном периоде и затратило на это меньше средств, то в следующем регулируемом периоде соответствующая составляющая цены будет уменьшена. Как выход - наращивание объема основных средств. Как и в случае определения «необходимого уровня» рентабельности, так и при определении X (корректирующий индекс) вопрос объективной оценки их величин остается наиболее «узким».
Поэтому более логичным кажется участие регулирующего органа в доли прибыли (profit-sharing regulation). Тогда при установлении цены используются прогнозируемые издержки предприятия. Далее, если по данным мониторинга фактические затраты меньше прогнозных, то уровень цены снижается на величину пропорционально полученной «сверхприбыли». Таким образом, фактическая прибыль доводится до величины прогнозной. При таком способе регулирования требуется четко организовать мониторинг фактических затрат, прибыли предприятий.
В отсутствие конкуренции на рынке для монополиста предлагается введение совершенно нового подхода к регулированию ценообразованием, а именно замена в данном случае конкуренции на рынке конкуренцией за рынок. К примеру, на рынок допускается тот претендент, который предлагает наилучшее соотношение цены и качества. В данном случае регулирующим органом создаются реальные конкурентные стимулы.
Отметим, что политика заниженных тарифов на товары и услуги естественных монополий снижает издержки остальных отраслей реального сектора, повышает их конкурентоспособность и создает стимулы к росту, но консервирует моральное и физическое старение инфраструктурных отраслей, высокую энергоемкость потребителей их продукции и услуг.
В современной России антимонопольное законодательство базируется на следующем.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О естественных монополиях» естественная монополия – это «состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров». Под субъектами естественной монополии понимается «хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии».
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.04 № 314 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Она находится в ведении Правительства Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы.
Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:
а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг;
б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;
в) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе до внесения изменений в Федеральный закон «О рекламе».
ФАС России в установленной сфере деятельности разрабатывает и принимает нормативные акты. Это касается в первую очередь порядка определения доминирующего положения финансовых организаций на рынке банковских услуг; управления ценными бумагами, положения лизинговых организаций на рынке лизинговых услуг, рынка страховых услуг, положения негосударственных пенсионных фондов, а также форм уведомления о соглашениях или согласованных действиях финансовых организаций, правил рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
Функции и полномочия ФАС России законодательно определены постановлением Правительства РФ от 30.06.04 № 331.
С 26 октября 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 26.06.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Данный Закон направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Он определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.