Кругооборот товаров, ресурсов и денег
По объектам рыночных отношений;
По субъектам рынка;
По географическому положению;
По степени ограничения конкуренции;
По отраслям;
По характеру продаж;
По соответствию действующему законодательству.
Инфраструктура рынка - это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование.
Инфраструктура рынка включает в себя такие элементы как:
Биржи (товарные, фондовые, валютные);
Аукционы, ярмарки;
Предприятия оптовой и розничной торговли;
Банки, страховые компании, фонды, фондовые биржи;
Биржи труда;
Информационные центры;
Юридические конторы;
Рекламные агентства;
Аудиторские и консалтинговые фирмы и др.
Учитывая все выше сказанное, современной рыночной экономике присущи следующие черты:
- частная собственность;
- множество продавцов и множество покупателей;
- свобода выбора и свобода предпринимательства;
- наличие частного интереса;
- механизм свободного ценообразования (цены складываются в рыночной системе в соответствии со спросом и предложением);
- конкуренция;
- ограниченная роль государства.
Кругооборот товаров, ресурсов и денег.
В этой модели действуют два типа хозяйствующих субъектов: домохозяйства (потребители) и фирмы ( производители), вступающие в отношения купли-продажи, товарно-денежные отношения на рынке продуктов и рынке ресурсов.
Домохозяйство - это экономическая единица, объединяющая лиц, живущих под одной крышей, которые принимают или вынуждены принимать общие финансовые решения.
Фирма - экономическая единица, покупающая экономические ресурсы на рынке ресурсов для производства товаров и услуг, которые она затем продает домохозяйствам на рынке продуктов.
Таким образом, модель кругооборота товаров, ресурсов и денег показывает два основных кругооборота:
- кругооборот товаров и экономических ресурсов, совершающийся против часовой стрелки;
- кругооборот денежных средств, совершающийся по часовой стрелке.
14. Рыночный механизм – это определенная система взаимодействующих между собой элементов, которая обеспечивает саморегулирование рынка по принципу отрицательной обратной связи.
Основные элементы: спрос, предложение, рыночное равновесие конкуренция, цена.
Рынок – место, на котором вступают в отношения купли-продажи покупатели и продавцы. Установление данных отношений предполагает наличие на данном рынке спроса - готовности и способности покупателей покупать по определенной цене определенное количество данного товара в течение данного отрезка времени - и предложения – готовности и способности продавца продавать по определенной цене определенное количество данного товара в течение данного периода времени.
15. Спрос на какой-либо товар характеризует потребности людей, их желание приобрести то или иное количество данного товара. Потребность в некотором благе подразумевает желание его иметь. Спрос же предполагает не только желание, но и возможность его приобретенияпо существующим на рынке ценам. Поэтому спрос представляет собой платежеспособную потребность в каком либо товаре или услуге.
Величина спроса (Qd, quantity of demand) - количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.
Максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги, в данное время называется ценой спроса (Pd).
Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочих параметров (вкусов, доходов, цен на другие товары и т.д.). На графике подобное изменение отражается движением вдоль кривой спроса из точки А в точку В.
Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением всей кривой спроса вправо из D1 в D2 ( если спрос растет) или влево D2 в D1(если падает).
Закона спроса: