Указания по выполнению заданий и их оценке

При выполнении указанных заданий следует использовать учебники и учебные пособия по дисциплине (в том числе электронные), нормативно-правовую документацию, материалы периодической печати и интернет-страниц согласно рекомендованному списку источников.

Особенностью большинства заданий является поиск дополнительной информации, необходимой для их решения, в частности обработка отраслевых статистических данных и данных о результатах работы конкретных предприятий и организаций. Предусматривается также сбор информации в рамках проведения самостоятельного исследования по выбранной тематике.

Оценка выполненных заданий производится периодически после завершения изучения соответствующих разделов дисциплины. Отдельные задания, характеризующиеся особой сложностью и объемом работы, оцениваются индивидуально. Кроме того, качество выполнения заданий является основой оценки профессиональных компетенций, формируемых при изучении дисциплины в соответствии с требованиями рабочей программы.

По итогам работы предполагается выставление общей оценки.

При возникновении вопросов по решению заданий или необходимости их уточнения студенту следует обратиться к преподавателю за консультацией.

Допуском к экзамену является качественное проведение и защита статистического исследования по выбранной тематике, а также наличие заполненной рабочей тетради( то есть отсутствие задолженностей по темам курса).

Раздел1. Введение в статистику

Тема занятия Методическое обеспечение занятия Литература Примечание (самостоятельная работа)
Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации Схема органов статистики в РФ Программа курса 1) Закон Российской Федерации «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ 2) Постановление Правительства РФ "Об утверждении положения о Федеральной службе государственной статистики" от 02.06.2008 №420 3) Положение о Федеральной службе государственной статистики 4) Учебник под ред. Р.А. Шмойловой «Теория статистики». М.: Финансы и статистика. 1999 г. и изд. 2004 г.   2 часа Написание рефератов по истории статистики, по функциям органов государственной статистики.
         

Студент должен знать:

ü предмет и задачи статистики;

ü основные этапы истории статистики;

ü особенности статистической методологии;

ü понятия статистической совокупности, вариации признаков, статистического показателя, единицы статистической совокупности;

ü закон больших чисел.

Студент должен иметь представление о:

ü системе государственной статистики в Российской Федерации;

ü задачах и принципах организации государственного статистического учета, тенденциях его развития;

ü иерархической структуре органов государственной статистики;

ü функциях органов государственной статистики;

ü современных технологиях организации статистического учета

Тематика рефератов:

1. Статистика как наука об обществе и отрасль практической деятельности

2. Предмет и объект социально-экономической статистики

3. Социальная статистика в системе общественных наук

4. Организация международной статистики

5. ФСГС: задачи, функции, организация

6. Современные технологии организации статистического учета

7. Курганская область в цифрах (сообщения, характеризующие развитие промышленности, сельского хозяйства, науки, образования, здравоохранения в регионе на основе данных средств массовой информации).

8. Проблемы и перспективы развития Курганской области

План:

1. Развитие статистической науки.

2. Организация статистики в Российской Федерации.

3. Предмет статистики, методология и задачи.

4. Теоретические основы и важнейшие категории статистики.

Вопросы для самоконтроля

по теме «Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации»

1. Что понимают под термином «статистика» в настоящее время?

2. На базе каких наук возникла статистика?

3. Для каких целей проводились первые статистические исследования?

4. Какие направления статистики можно выделить в период ее становления как науки?

5. Дайте определение предмета статистики и составляющих его категорий.

6. Дайте определение статистике как науке и на его основе выделите основные особенности статистики.

7. Почему вариация определяет необходимость применения статистики?

8. Для чего нужна общая теория статистики?

9. Какие отрасли статистической науки Вы знаете? Раскройте содержание и задачи каждой.

10. Что означает «в конкретных условиях места и времени» в определении статистики как науки?

11. Что такое статистический признак? Какие виды статистических признаков Вы знаете?

12. Раскройте смысл и особенности выявления статистических закономерностей.

13. Что представляет собой статистический показатель?

14. Каковы основные методы статистики?

15. Дайте определение статистического исследования и выделите основные его стадии и этапы.

16. Что первично при проведении статистического исследования: определение объекта или предмета? Почему?

17. Какие из этапов статистического исследования, на Ваш взгляд, наиболее сложные ? Почему?

18. Каковы принципы организации статистики в России в настоящее время?

19. Опишите организационную структуру Росстата РФ.

20. Каковы основные направления совершенствования деятельности Росстата?

Тренировочный тест

по теме «Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации»

1 .Статистика — это:

а) Общественная наука, которая изучает международные экономические отношения;

б) Общественная наука, имеющая целью сбор, упорядочивание, анализ и сопоставление данных, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям;

в) Общественная наука, имеющая целью сбор, упорядочение, анализ данных, относящихся к необычным явлениям в природе и обществе.

2.Предметом статистики является:

а) Количественная сторона необычных явлений в природе и обществе;

б) Международные экономические отношения;

в) Количественная сторона качественно определенных массовых социально - экономических явлений и процессов, отображаемая посредством статистических показателей.

З.Одна из познавательных задач статистики как науки:

а) Изучение уровня и структуры массовых социально - экономических явлений;

б) Изучение необычных явлений в природе;

в) Изучение необычных явлений в обществе.

4.Множество единиц, обладающих массовостью, однородностью, определенной целостно­стью, взаимозависимостью состояний отдельных единиц и наличием вариации называется:

а) Закономерность;

б) Статистическая совокупность;

в) Статистическая методология.

5.Система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных зако­номерностей, проявляющихся в структуре, динамике и взаимосвязи социально - экономи­ческих явлений - это:

а) Статистическая методология;

б) Система показателей;

в) Статистическая совокупность.

6.Наука о наиболее общих принципах, правилах и законах цифрового освещения социально - экономических явлений - это:

а) Экономическая статистика;

б) Общая теория статистики;

в) Социально - демографическая статистика.

7.Особое место в механизме управления экономикой принадлежит статистике, т.к.:

а) Состав информации, ее качество и актуальность определяют качественный уровень принимаемых управленческих решений;

б) Состав информации, ее качество определяют количество принимаемых управленческих решений;

в) Состав информации, ее качество определяют уровень цен на различные товары.

8. В основу организации статистической работы в России положены принципы:

а) Компьютеризация статистики; децентрализованное руководство статистикой; разнообразие организационных методологий.

б) Централизованное руководство статистикой; единое организационное строение и методологии; неразрывная связь статистических органов с органами государственного управления.

в) Децентрализованное руководство статистикой; неразрывная связь статистических органов с органами государственного управления.

9.Система государственной статистики находится в ведении:

а) Президента России;

б) Министерства Финансов РФ;

в) Правительства РФ.

10. Руководящим организационным и методологическим центром статистики в РФ являют­ся:

а) Центральное статистическое управление;

б) Министерство статистики РФ;

в) Госкомстат РФ;

г) Федеральная служба государственной статистики.

Практические задания

по теме «Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации»

1. Определите вид следующих признаков:

а) количество работников на фирме;

б) родственные связи членов семьи;

в) пол и возраст человека;

г) социальное положение вкладчика в Сбербанк;

д) этажность жилых помещений;

е) количество детей в семье;

ж) розничный товарооборот торговых объединений.

Ответ представьте в виде таблицы:

Количественные признаки Атрибутивные признаки
     

2. Укажите, какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?

_________________________

3.Укажите, какие можно выделить статистические совокупности кредитных учреждений; сферы потребительского рынка; крестьянских хозяйств.

_________________________

4. Какими количественными и атрибутивными признаками можно охарактеризовать совокупность студентов Вашего колледжа?

_________________________

5. Перечислите наиболее существенные варьирующие признаки, характеризующие студенческую группу.

6. Назовите основные факторные признаки, определяющие вариацию успеваемости студентов.

_________________________

7. Какими показателями можно охарактеризовать совокупность жителей города?

_________________________

_____________

8. Какими признаками являются:

а) численность населения страны;

б) количество браков и разводов;

в) производство продукции легкой промышленности в стоимостном выражении;

г) капитальные вложения в стоимостном выражении;

д) процент выполнения плана реализованной продукции;

е) число посадочных мест в самолете;

ж) урожайность зерновых культур в центнерах с 1 га.

Ответ представьте в виде таблицы:

Прерывные признаки Непрерывные признаки
     

Указания по выполнению заданий и их оценке - student2.ru Домашнее задание

по теме «Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации»

1.К каким видам (качественным или количественным) относятся следующие признаки:

а) тарифный разряд рабочего;

б) балл успеваемости;

в) форма собственности;

г) вид школы (начальная, неполная средняя и т. д.);

д) национальность;

е) состояние в браке.

Ответ представьте в виде таблицы:

Качественные признаки Количественные признаки
     

2.Приведите перечень показателей, которыми можно было бы при статистическом обследовании полно охарактеризовать следующие явления:

а) население;

________________________

б) потребительский рынок;

________________________

в) промышленность;

________________________

г) транспорт и связь.

________________________

________________________

Для этой цели используйте ежемесячный журнал Росстата России «Статистическое обозрение» или статистические ежегодники Росстата России.

3. По статистическим сборникам Росстата России выпишите данные, характеризующие динамику за четыре-пять лет. Для этой цели используйте предложенные таблицы.

Если макеты Вас не устраивают, дополните необходимые строки или столбцы.

а) численности населения;

         
         

б) производства отдельных видов продовольственных товаров;

         
         
         

в) экспорта и импорта;

         
         
         
         

г) курса доллара США и индекса потребительских цен на товары и платные услуги.

         
         
         
         

Терминологический словарь

Понятие статистики - общественная наука, имеющая целью сбор, упорядочивание, анализ и сопоставление данных, относящихся к са­мым разнообразным массовым явлениям.

Предмет статистики — количественная сторона качественно опре­деленных массовых социально-экономических явлений и процессов, отображаемая посредством статистических показателей.

Задача статистического исследования - получение обобщающих показателей и выявление закономерностей социально-экономических явлений и процессов в конкретных условиях места и времени.

Статистическая совокупность - множество единиц, обладающих массовостью, однородностью, определенной целостностью, взаимоза­висимостью состояний отдельных единиц и наличием вариации.

Единица статистической совокупности - каждый отдельно взя­тый элемент данного множества, обладающий определенными призна­ками.

Признак - общее свойство, характерная черта или иная особен­ность единиц совокупности, которые могут быть наблюдаемы или измерены.

Вариация - колеблемость, многообразие, изменяемость значения признака у отдельных единиц совокупности явлений.

Статистический показатель - обобщающая количественная ха­рактеристика социально-экономических явлений в конкретных условиях места и времени.

Система показателей - совокупность взаимосвязанных показате­лей, которые отражают состояние и развитие массовых социально-эко­номических явлений с разных сторон. Закономерность - повторяемость, последовательность и порядок изменений в явлениях.

Статистическая закономерность - форма проявления причинной связи, выражающаяся в последовательности, регулярности, повторяе­мости событий с достаточно высокой степенью вероятности, если при­чины, порождающие события, не изменяются или изменяются незна­чительно. Статистические закономерности устанавливаются на основе анализа массовых данных.

Статистическая методология - система приемов, способов и ме­тодов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре, динамике и взаимосвязи социально-эко­номических явлений.

Общая теория статистики - отрасль статистической науки о наи­более общих принципах, правилах и законах цифрового освещения социально-экономических явлений.

Дополнительный материал

Основные аспекты организации статистики
Организация статистики Единый централизованный орган - Федеральная статистическая государственная служба (Росстат). Он решает основные задачи, стоящие перед статистикой страны, осуществляет единое методологическое руководство, сводит и исследует важнейшие материалы, научно обобщает статистические данные о явлениях общественной жизни. Таким образом, Росстат выполняет ряд функций: 1) исполнительную, 2) научно-методологическую, 3) по научному обобщению и анализу статистических материалов.
Единая система государственной статистики Создание единой системы государственной статистики, охватывающей все важнейшие стороны развития хозяйства страны, каждой отрасли и каждой организации в отдельности, дает возможность обеспечить широкомасштабный учет и наблюдение за производством и распределением материальных благ.
Важнейшая задача органов статистики Регулярное информирование общественности и органов управления о происходящих изменениях в социально-экономическом развитии страны. Поэтому система статистики должна обеспечивать достоверность и надежность статистических данных, возможность использования языка статистической информации как средства международного общения.
Современные требования, предъявляемые к статистике Организация и методология статистических исследований должны соответствовать международным стандартам статистического учета. В соответствии с опытом, накопленным в мировой практике, рекомендациями международных статистических и экономических организаций вместо широкомасштабного, всеохватывающего сбора информации внедряется практика выборочных наблюдений.

Наши рекомендации