Источники монопольной власти

Монопольное положение фирмы воз­можно только при наличии непреодолимых барьеров проникновения в отрасль, что, собственно, и является при­чиной существования абсолютных монополий. Способствующие фор­мированию таких барьеров факторы выступают источниками моно­польной власти.

В качестве источника монопольной власти могут выступать ис­ключительные права, предоставляемые производителю на ведение оп­ределенного рода деятельности или применение определенного спо­соба производства. Такие права обеспечиваются органами государ­ственной власти, как, например, в отношении оказания услуг почтовой связи, производства опасных товаров и веществ, или муниципалите­тами — в случае предоставления прав на деятельность в сфере комму­нального хозяйства или торговли. Часто источником монопольной власти, хотя и ограничен­ной во времени, являются авторские права. Реализуясь через патенты и лицензии, они позволяют их владельцу занимать монопольное по­ложение на рынке какого-либо товара (услуги) или в применении в производстве некоей технологии.

Источником монопольной власти может служить контроль над производственными ресурсами.Если фирма обладает собственностью на весь объем предложения ключевого ресурса для производства какого-то товара, то это обеспечит ей и монополию на рынке данного товара.

Источником монопольной власти может быть и эффект масш­таба, если экономия от масштаба устойчиво растет с расширением производства вплоть до обеспечения всего долгосрочного рыночного спроса. В этом случае сама конкуренция по цене приводит к тому, что в отрасли останется лишь одна фирма, которая обеспечит наиболее низкие долгосрочные средние издержки.

Иногда источниками монопольной власти могут выступать и предпочтения потребителей, когда существует устойчивая лояль­ность торговой марке, и недобросовестная конкуренция, когда монопольное положение на рынке является следствием незаконных действий (под­куп государственных чиновников, картельные соглашения и т.п.).

Типы монополий

Выделяют несколько типов монополии: закрытую, открытую, естественную монополии, монопсонию и двустороннююю монополию.

Закрытая монополия имеет место тогда, когда монопольное по­ложение фирмы на рынке защищено законодательно или какими-либо юридическими правами, ограждающими ее от конкуренции. Закрытая монополия представляет собой наиболее устойчивую форму монополь­ной власти. Это, однако, не обусловливает получения монопольно вы­соких прибылей, так как предоставление исключительных прав обыч­но сопровождается ограничениями в отношении как уровня цен, так и нормы прибыли.

Открытая монополия обнаруживает себя в том случае, когда об­ладание монопольной властью является результатом авторских до­стижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, достиже­ния в маркетинге). Специфика этого типа монополии состоит в том, что она всегда имеет временный характер, поскольку связанные с но­вовведениями рыночные преимущества могут быть превзойдены или скопированы конкурентами. Тем не менее, именно в условиях откры­той монополии фирма может наиболее полно реализовать имеющую­ся у нее рыночную власть и получить монопольно высокую прибыль.

Естественная монополия характерна для отраслей, в которых при­сутствие единственного производителя обусловливает минимальные средние издержки производства при обеспечении всего рыночного спроса.

Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем двумя фирмами или более, то говорят, что отрасль является естественной монополией.

Поскольку причиной возникновения естественных монополий является проявляющаяся в положительном эффекте масштаба корре­ляция между объемом рыночного спроса и эффективным размером предприятия, то такого рода монополии находятся под патронатом государства, регулирующего их деятельность.

Монопсония представляет собою рыночную структуру, для кото­рой характерна концентрация монопольной власти у одного покупателя. Рыночная власть монопсонии состоит в том, что монопсонист спосо­бен оказывать влияние на цены закупаемых им благ. Монопсония наблюдается в сфере государственных закупок вооружений и на локальных рынках труда, где отдельная фирма выступает единственным работодателем на данной территории.

Двусторонняя монополия имеет место в том случае, когда моно­польная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупате­ля. Поскольку обе стороны обладают рыночной властью, договорные цена и количество будут находиться в пределах между предложениями покупателя и продавца, а конечный результат сделки будет функцией от степени информированности сторон друг о друге и способности каждой из сторон вести переговоры.

Наши рекомендации