Прогнозирование социально-экономического развития
Рекомендации по совершенствованию системы прогнозирования социально-экономического развития города Нижнего Новгорода заключаются во внесении комплекса изменений в Порядок разработки прогноза социально-экономического развития города на очередной финансовый год и плановый период.
Рекомендуется внести в Порядок следующие изменения:
- определить перечень прогнозируемых показателей социально-экономического развития городского округа (объект прогнозирования) и порядок определения значений прогнозируемых показателей;
- определить основания для начала процесса формирования прогноза и участников разработки прогноза (как внутри администрации города, так и за ее пределами, например, порядок получения сведений, необходимых для разработки прогноза от крупных организаций города), установить взаимосвязи между предварительным прогнозом СЭР и прогнозом СЭР, вносимым в городскую Думу;
- определить порядок запроса информации, необходимой для формирования прогноза, формы документа, по которой прогноз СЭР представляется в установленные адреса;
- установить, на основании каких документов, информации, сведений департамент экономического развития формирует основные параметры прогноза и сценарные условия развития городского округа;
- установить, в чем непосредственно заключаются функции департамента экономического развития при координации разработки прогноза и в какой форме департамент экономического развития их осуществляет;
- определить сроки представления информации в департамент экономического развития участниками процесса разработки прогноза;
- определить форму разработки департаментом экономического развития прогноза СЭР и порядок его рассмотрения для одобрения администрацией города перед внесением в городскую Думу в соответствии с положениями ст. 173 Бюджетного кодекса РФ;
- установить процедуру согласования значений прогнозируемых показателей СЭР до принятия администрацией города решения об одобрении прогноза СЭР, предусмотренного ст. 173 БК РФ;
- определить срок, на который разрабатывается прогноз СЭР, и который в соответствии со ст.173 БК РФ должен быть не менее трех лет;
- предусмотреть процедуру согласования проекта прогноза СЭР с уполномоченным органом государственной власти Нижегородской области;
- определить применяемые методы разработки проекта прогноза СЭР, которые определены в Федеральном законе от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»;
- включить положения относительно вариантов разработки прогноза и их применения в процессе планирования (в т.ч. бюджетном);
- дополнить в части прогнозирования потребности в поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для муниципальных нужд;
- выделить в перечне прогнозируемых показателей показатели, влияющие непосредственно на доходы бюджета города, прежде всего в части муниципальных налогов (земельного налога, налога на имущество физических лиц), а также доходов от использования муниципального имущества;
- расширить применение процедуры прогнозирования, т.е. не ограничивать прогнозирование только составлением прогноза социально-экономического развития в рамках бюджетного процесса, но и установить порядок формирования прогнозов при разработке проектов целевых и инвестиционных программ, инвестиционных проектов, в т.ч. для целей оценки планируемых капитальных вложений за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода.
Социально-экономическое планирование
В части совершенствования социально-экономического планирования рекомендуется определить порядок стратегического планирования, применения утвержденных стратегических задач при формировании проектов программ и инвестиционных проектов, а также в бюджетном планировании. Рекомендуемые изменения касаются как корректировки отдельных формулировок утвержденных муниципальных правовых актов с целью повышения их функционального содержания или приведения их в соответствие с другими правовыми актами, так и дополнения правовых актов положениями и разделами, описывающими отсутствующие элементы процесса социально-экономического планирования.
Кроме того, рекомендуется определить порядок принятия решений по изменению параметров документов социально-экономического планирования в ходе их исполнения в случае наступления факторов, делающих невозможным выполнение принятых обязательств. Соответствующий порядок должен предусматриваться муниципальными правовыми актами, регулирующими процесс социально-экономического планирования. Поскольку планирование – комплексный, многокомпонентный процесс, есть потребность в разработке и утверждении специальным правовым актом методики комплексного планирования, регулирующей взаимодействие различных участников процесса планирования.
Бюджетный процесс
Рекомендуется внести следующие дополнения в правовые акты, определяющие порядок бюджетного планирования и формирования проекта бюджета на очередной год и плановый период в городе Нижнем Новгороде:
- определить регламент, методику расчета и перечень прогнозных показателей, предоставляемых ГРБС и участниками бюджетного процесса в финансовый орган для составления проекта бюджета;
- определить порядок планирования бюджетных ассигнований на решение задач планируемого периода с использованием документов социально-экономического планирования (тех документов, которые фактически используются в городе Нижнем Новгороде для целей долгосрочного планирования, в частности стратегии развития города, Генерального плана города, программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры) и документов среднесрочного планирования, в частности целевых программ, порядок применения которых, кроме применения ведомственных целевых программ, фактически в городе не определен.