Краткий словарь терминов по Микроэкономике

АКТИВЫ— средства, обеспечивающие денежные поступления их владельцу в форме как прямых выплат (прибыль,дивиденды, рента и т. д.), так и скрытых выплат (увеличение стоимости фирмы, недвижимости, акций и т. д.).

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ (ВМЕНЕННЫЕ) ИЗДЕРЖКИ— издержки, отражающие ценность наилучшего из альтернативных вариантов, от которого пришлось отказаться при экономическом выборе. Альтернативные издержки часто характеризуются как ценность упущенных возможностей: издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пожертвовать для получения первого блага.

АНАЛИЗ (от греч. "разложение") — метод, заключающийся в разделении целого на части.

АНАЛОГИЯ (от греч. "сходство") — метод, основанный на переносе свойств с известного объекта на неизвестный.

АНГЛИЙСКИЙ АУКЦИОН - аукцион, в котором ставки растут снизу вверх до тех пор; пока товар не будет продан по максимальной из предложенных цен.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.

АРЕНДНАЯ ПЛАТА — сумма, которую арендатор платит земельному собственнику, включающая ренту, амортизацию на постройки и сооружения (которые находятся на земле), а также процент на вложенный капитал.

АСИММЕТРИЯ ИНФОРМАЦИИ —положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть нет.

БЕЗРИСКОВЫЕ АКТИВЫ — активы, дающие денежные поступления, размеры которых заранее известны (казначейские векселя США, застрахованные денежные счета в банке, краткосрочные депозитные сертификаты и др.).

БЛАГА (goods) — средства, удовлетворяющие потребности. "

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ, ЛИНИЯ ЦЕН, ПРЯМАЯ РАСХОДОВ — все комбинации товаров, которые потребитель имеет возможность купить на данный доход при данных ценах этих товаров, характеризуют совокупность допустимых вариантов выбора набора товаров потребителем при условии полного расходования им имеющегося дохода.

ВАЛОВАЯ (БУХГАЛТЕРСКАЯ) ПРИБЫЛЬ— прибыль, равная разнице между совокупной выручкой от продажи товаров (или услуг) и внешними затратами, связанными с их производством и реализацией.

ВАЛОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (gross investment) — общее увеличение запаса капитала.

ВАЛОВОЙ ДОХОД ( TR) — показатель суммарного дохода делового предприятия по итогам года от всех видов его экономической деятельности, состоит из валовой выручки от реализованных товаров (услуг) и сальдо платежного баланса, учитывающего внереализационную деятельность предприятия. Понятие "валовой доход" используется как показатель дохода, полученного от продажи данного продукта (или нескольких продуктов).

ВЕРОЯТНОСТЬ — возможность получения определенного результата. (387)

ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТЬ БЛАГ — свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом.

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ БЛАГ — свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) за счет друг друга.

ВНЕШНИЕ (ЯВНЫЕ) ИЗДЕРЖКИ — затраты факторов производства, которые не принадлежат фирме и покупаются ею.

ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ, ЭКСТЕРНАЛИИ— издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах.

ВНУТРЕННИЕ (НЕЯВНЫЕ) ИЗДЕРЖКИ —затраты принадлежащих фирме факторов производства.

ВНУТРЕННЯЯ НОРМА ОКУПАЕМОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ (ВНУТРЕННЯЯ НОРМА ОТДАЧИ) — показатель эффективности инвестиционного проекта. Равна ставке дисконтирования (ставке процента), обращающей чистую текущую ценность инвестиционного проекта в ноль. Экономический смысл для фирмы следующий: внутренняя норма отдачи равна максимальной цене капитала, которую фирма может уплатить, чтобы при этом инвестиционный проект остался эффективным (что показывает неотрицательная величина чистой текущей ценности инвестиционного проекта).

ВОЗМЕЩЕНИЕ — это процесс замены изношенного основного капитала.

ВОЗРАСТАЮЩАЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА — увеличение объема продукции более быстрыми темпами, чем увеличение затрат всех использованных для производства ресурсов. Например, при росте затрат ресурсов на 20% объем производства возрастает на 30%.

ВТОРАЯ ТЕОРЕМА ЭКОНОМИКИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ — утверждает, что всякое Парето-оптимальное состояние является равновесным для некоторого первоначального распределения вкладов факторов производства.

ВЫПУСК— любое благо (продукция или услуга), изготовленное фирмой для продажи. ВЫРУЧКА— см. Совокупный доход.

ГИПОТЕЗА (от греч. "предположение") — метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о природе, структуре или закономерностях развития явлений и процессов.

ГОЛЛАНДСКИЙ АУКЦИОН — аукцион, в котором ставки снижаются сверху вниз до тех пор, пока товар не будет полностью продан за минимально доступную цену.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ —собственность, решение по которой принимается на основании установленных правил и процедур, регулирующих интересы общества в целом.

ДВУСТОРОННЯЯ МОНОПОЛИЯ — рыночная структура, при которой монополисту противостоит монопсонист (единственный продавец сталкивается с единственным покупателем).

ДЕДУКЦИЯ (от лат. "выведение") — метод познания от общего к частному.

ДИАЛЕКТИКА (от греч. "искусство вести беседу, спор") —наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ — метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими рисковыми товарами таким образом, что повышение риска от покупки (или продажи) одного означает снижение риска от покупки (или продажи) другого.

"ДИЛЕММА ЗАКЛЮЧЕННОГО" — описывает ситуацию, когда двое заключенных должны не сговариваясь выбрать линию своего поведения на следствии (признаваться или не признаваться), причем от этого зависит возможность минимизировать свой срок наказания.

ДИСКОНТИРОВАНИЕ— приведение экономических показателей (выручки, издержек) будущих лет к сегодняшней ценности .

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО — метод нахождения убедительных оснований.

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ИЛИ ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД — отрезок времени, достаточный для внесения изменений во все факторы производства.

ДОМИНИРУЮЩАЯ СТРАТЕГИЯ —стратегическое поведение фирмы, обеспечивающее ей максимизацию прибыли или минимизацию потерь. В теории игр считается, что игрок (фирма) выберет доминирующую стратегию, независимо от реакции своего партнера. ДУГОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ— показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке.

ДУОПОЛИЯ — рыночная структура, когда на рынке действуют две фирмы, взаимоотношения которых определяет объем производства в отрасли и рыночную цену.

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ— возникает там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, кроме того, увеличение числа фирм в этой отрасли вызывает рост средних издержек.

ЗАКОН ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ — закон формальной логики, требующий, чтобы всякая истинная мысль обосновывалась другими мыслями, истинность которых была доказана ранее.

ЗАКОН ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО — закон формальной логики, утверждающий, что из двух отрицающих друг друга мыслей об одном и том же предмете, взятом в одном и том же времени, отношении и т. д., одно непременно истинно.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ— прямая связь между ценой и количеством продаваемого товара.

ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ — закон формальной логики, утверждающий, что две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одном и том же времени, отношении и т. д., не могут быть истинными.

ЗАКОН СПРОСА — обратная связь между ценой и количеством покупаемого продукта.

ЗАКОН ТОЖДЕСТВА — закон формальной логики, требующий, чтобы каждая мысль имела строго определенное устойчивое содержание.

ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ — закон, утверждающий, что с ростом использования какого-либо производственного фактора (при неизменности остальных) рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению относительного и далее абсолютного объемов выпуска продукции.

ЗАКОН ЭНГЕЛЯ — положение, что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы (0 < Ег < 1),должно существовать благо с Е > 1 для конкретного потребителя.

ЗАКРЫТЫЙ АУКЦИОН, ИЛИ АУКЦИОН ВТЕМНУЮ — аукцион, в котором ставки выставляются всеми участниками независимо друг от друга одновременно и товар достается тому, кто предложил наивысшую цену.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА— в современной экономической науке цена, выплачиваемая за использование труда наемного работника.

ЗАТРАТЫ— все, что производитель (фирма) закупает для использования в целях достижения необходимого результата.

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА — плата за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено.

ЗЕМЛЯ, ЕСТЕСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ — природные условия, необходимые для.производства товаров и услуг.

ЗОНА ЗАМЕЩЕНИЯ (ЗАМЕНЫ, СУБСТИТУЦИИ) — участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.

ИГРА — взаимоотношения экономических субъектов в ситуациях с заранее установленными правилами, когда необходимо принимать ответственные решения.

ИГРА С НЕНУЛЕВОЙ СУММОЙ— игра, во время которой группа игроков, взятая в целом, либо увеличивает, либо уменьшает свое благосостояние.

ИГРА С НУЛЕВОЙ СУММОЙ— игра, в ходе которой происходит перераспределение благ между участниками, причем выигрыш одних возникает исключительно из проигрыша других игроков.

ИЗЛИШЕК (ВЫИГРЫШ) ПОТРЕБИТЕЛЯ — разница между ценой, за которую потребитель готов купить товар, и ценой, которую он в действительности платит.

ИЗЛИШЕК (ВЫИГРЫШ) ПРОИЗВОДИТЕЛЯ— это разница между валовыми доходами и полными издержками производителя.

ИЗОКВАНТА— кривая, представляющая все сочетания ресурсов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продукции; кривая равного выпуска.

ИЗОКОСТА— линия, объединяющая все возможные сочетания ресурсов, которые имеют одинаковую суммарную стоимость; прямая равных издержек.

ИМПЛИЦИТНЫЙ КОНТРАКТ — см. Отношенческий контракт.

ИНВЕСТИРОВАНИЕ — процесс пополнения и увеличения капитальных фондов, приток нового капитала в фирму в данном году.

Валовые (совокупные) инвестиции - представляют собой сумму амортизации — возмещения затраченных в текущем году капитальных средств — и чистых инвестиций— увеличения объема использования капитала. Сумма амортизации рассчитывается исходя из стоимости основного капитала фирмы (капитальных фондов) и полезного срока службы основного капитала — числа лет, в течение которых капитальные активы будут приносить фирме доходы или сокращать ее издержки. Для расчета суммы амортизации необходимо знать норму амортизации.

ИНДЕКС А. П. ЛЕРНЕРА—лернеровский индекс монопольной власти.В условиях совершенной конкуренции МС = Р. Следовательно, L = 0. Если L представляет из себя положительную величину (L > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.

ИНДЕКС ХЕРФИНДАЛЯ—ХИРШМАНА — показатель, определяющий степень концентрации рынка. При его расчете используется удельный вес продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем выше потенциальные возможности для возникновения монополии.

Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы имеем пример чистой монополии), то S, = 100%, а НН = 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то S. = 1%, а НН = 100.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФИРМА — фирма, которой владеет одно физическое лицо, самостоятельно ведущее дело в собственных интересах и отвечающее за нее личным

имуществом.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПРОС— спрос, предъявляемый одним потребителем.

ИНДУКЦИЯ (от лат. "наведение") — метод познания от частного к общему.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ — экономическая наука об институтах, внутри и посредством которых осуществляется кругооборот экономических благ.

ИНТЕРСПЕЦИФИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ — взаимодополняемые, взаимоуникальные ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме и посредством нее.

КАПИТАЛ— ресурсы длительного пользования, используемые для производства товаров и услуг.

КАРТА ИЗОКВАНТ— совокупность изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции, достигаемый при использовании определенных сочетаний ресурсов.

КАРТА КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ - множество кривых безразличия.

КАРТЕЛЬ—- рыночная ситуация, при которой фирмы образуют сговор (соглашение) относительно цен и/или объема производства с целью максимизации совокупной прибыли картеля.

КВАЗИОПТИМУМ (ВТОРОЕ ЛУЧШЕЕ)— выбор наилучшей из доступных комбинаций выпуска, когда Паретоэффективный объем выпуска товаров невозможен.

КЕЙНСИАНСТВО — экономическое течение современного либерализма, обосновывающее необходимость государственного стимулирования эффективного спроса.

КЛАССИЧЕСКИЙ КОНТРАКТ — двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки м предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий

КЛАССИЧЕСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ (ЛИБЕРТАРИЗМ) — течение экономической теории, которое исходит из приоритета интересов личности. Согласно данной теории каждый человек готов к активной автономной деятельности, способен сам наиболее эффективно реализовать свои таланты и способности.

КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА— система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой по средством государственного планирования.

КОМПЕНСАЦИОННАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА — заработная плата, компенсирующая неравенство в условиях и привлекательности труда.

КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ БЛАГА— блага, дополняющие друг друга в потреблении.

КООПЕРАТИВНАЯ ИГРА— такая игра, в которой наблюдается заключение соглашения между участниками. В экономике примером кооперативной игры может служить картель.

КОРРЕКТИРУЮЩАЯ СУБСИДИЯ — субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным.

КОРРЕКТИРУЮЩИЙ НАЛОГ— налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных; направлен на корректировку ценовых диспропорций, вызванных влиянием "провалов" рынка.

КОРПОРАЦИЯ — фирма, имеющая форму юридического лица и принадлежащая группе акционеров, причем имущество и собственность этой фирмы отделены от имущества и ответственности ее совладельцев (ответственность каждого акционера ограничена его вкладом).

КРАТКОСРОЧНЫЙ ИЛИ КОРОТКИЙ ПЕРИОД в деятельности фирмы — отрезок времени, в течение которого невозможно изменить хотя бы один производственный фактор.

КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ— линия постоянного уровня удовлетворенности потребителя (постоянной полезности) от потребления различных наборов благ.

КРИВАЯ "ДОХОД—ПОТРЕБЛЕНИЕ" — кривая, каждая точка которой — оптимальное количество потребляемых благ при разном, уровне дохода (но постоянном соотношении цен).

КРИВАЯ КОНТРАКТО— множество возможных эффективных вариантов распределения двух экономических благ между двумя потребителями, для которых выполняется условие:

Предельная норма замещения товара Y товаром X для обоих потребителей равна отношению цены товара X к цене товара Y).

КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ— графическое изображение зависимости между рыночной ценой блага и количествами этого блага, которое готовы продать производители в данный моментвремени.

КРИВАЯ (ГРАНИЦА) ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ — кривая, демонстрирующая различные комбинации двух благ, которые могут быть произведены в экономике при полном использовании данного объема ресурсов и данной технологии.

КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ — множество возможных вариантов Парето-эффективного размещения ресурсов, для которых выполняется условие:

Предельная норма технологического замещения трудом капитала в производстве обоих товаров равна отношению цены труда к цене капитала. (365)

КРИВАЯ РЕАГИРОВАНИЯ— доказывает,каким образом объем выпуска одной фирмы зависит от объемавыпуска другой фирмы.

КРИВАЯ СПРОСА— графическое изображение зависимости между рыночными ценами блага и количествам этого блага, которое готовы купить потребители в данный момент

времени.

КРИВАЯ "ЦЕНА—ПОТРЕБЛЕНИЕ" — кривая, соединяющая ряд равновесных точек, образующихся при постепенном повороте бюджетной прямой (при измене-

нии цены одного товара и неизменном доходе).

КРИВАЯ ЭНГЕЛЯ— кривая, показывающая зависимость изменения величины потребления товара от изменения дохода потребителя. В зависимости от реакции потребителя на изменение дохода при покупке товара различают три категории товаров: ценные, малоценные и обычные.

КРИТЕРИЙ КАЛДОРА—ХИКСА — критерий оценки благосостояния, согласно которому благосостояние повышается, если те, кто выигрывает, оценивают свои доходы

выше убытков потерпевших.

ЛОББИЗМ— попытки влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения.

ЛОГРОЛЛИНГ (logrolling — "перекатывание бревна") — практика взаимной поддержки путем "торговли голосами".

МАЛОЦЕННЫЕ ТОВАРЫ — товары, спрос на которые уменьшается при росте дохода (товары низкого качества).

МГНОВЕННЫЙ ПЕРИОД — период в деятельности фирмы, когда количество всех используемых факторов остается постоянным.

МЕЖВРЕМЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ — показывает возможности переключения текущего потребления на будущее потребление.

МЕРТВЫЙ ГРУЗ МОНОПОЛИИ (ЧИСТЫЕ ИЗДЕРЖКИ МОНОПОЛИИ) — разница между потенциально возможным объемом производства в отрасли без монополии и реальным объемом выпуска монополиста.

МЕТОД (от греч. "methodos" — путь к чему-либо) — учение о происхождении, структуре и способах применения всей совокупности познавательных средств. В наиболее широком смысле к методу науки относится логика и весь разработанный в ее рамках

научный аппарат.

МИКРОЭКОНОМИКА — раздел экономиической науки, изучающий деятельность отдельных экономических агентов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.) и их поведение на отраслевых рынках.

МОДЕЛЬ — абстрактная теоретическая конструкция, логическая структура которой определяется как свойствами объекта, так и целями, характером исследования.

МОДЕЛЬ МЕДИАННОГО ИЗБИРАТЕЛЯ— модель, характеризующая существующую в рамках прямой демократии тенденцию, согласно которой принятие решений осуществляется в интересах избирателя-центриста (человека, занимающего место в середине шкалы интересов данного общества).

МОНЕТАРИЗМ — неоклассическая экономическая теория, приписывающая денежной системе определяющую роль в процессе изменения экономической конъюнктуры.

МОНОПОЛИЯ— см. Чистая монополия.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — тип рыночной структуры, возникающий в результате дифференциации товаров и услуг. Монополистическая конкуренция — случай, когда "много конкуренции и мало монополии", монополистическая власть на рынке относительно невелика.

МОНОПСОНИЯ — монополия со стороны покупателя.

НЕИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ В ПОТРЕБЛЕНИИ — означает, что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю.

НЕИСКЛЮЧАЕМОСТЬ В ПОТРЕБЛЕНИИ — означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Чисто общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех.

НЕЙТРАЛЬНЫЙ К РИСКУ — человек, который при данном ожидаемом доходе безразличен к выбору между гарантированным и рисковым результатами. КООПЕРАТИВНАЯ ИГРА— такая игра, в которой ее участники принимают самостоятельные решения по всем жизненно важным для них вопросам. Примером некооперативной игры может служить олигополия.

НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ КОНТРАКТ — долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки.

НЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС— незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя.

НЕФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС — спрос, обусловленный факторами, не связанными с самим товаром.

НОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ (теория общественного выбора) —наука, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

НОМИНАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА — цена, выплачиваемая за использование труда.

НОМИНАЛЬНАЯ СТАВКА ПРОЦЕНТА — ставка процента, выраженная в деньгах (рублях, долларах, франках) по их текущему курсу.

НОРМА АМОРТИЗАЦИИ — доля основного капитала, подлежащая амортизации (списанию) в текущем году.

НОРМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ (НУЛЕВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ — альтернативная стоимость использования предпринимательской способности. Когда фирма получает только нормальную прибыль, то ее доход полностью расходуется на покрытие всех затрат фирмы.

НОРМАТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА — наука, изучающая условия достижения индивидами, фирмами или обществом в целом максимального результата при данных затратах, наука о рациональном (прежде всего в рамках рыночной экономики) поведении людей и деятельности институтов.

ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU) — совокупная полезность всех потребляемых благ.

ОБЩАЯ (КОММУНАЛЬНАЯ) СОБСТВЕННОСТЬ — все участники организации (коммуны), которой такая собственность принадлежит, обладают общим правом использования блага до его присвоения и частным правом на использование после того, как удалось его получить (присвоить) во временное или постоянное владение.

ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ — равновесие, возникающее в результате взаимодействия всех рынков, когда изменение спроса или предложения на одном рынке влияет на.равновесные цену и объемы продаж на всех рынках.

ОБЩИЕ ИЗДЕРЖКИ (TC) — совокупность всех затрат предприятия на производство и реализацию какого-либо продукта или экономического блага, включающая в себя переменные издержки и постоянные издержки.

ОБЩИЕ РЕСУРСЫ— это ресурсы, ценность которых не зависит от нахождения в данной фирме: и внутри, и вне ее они оцениваются одинаково.

ОБЫЧНЫЙ ТОВАР — товар, спрос на который при росте дохода вначале незначительно увеличивается, но помере дальнейшего увеличения дохода стабилизируется на каком-либо постоянном уровне (предметы первой необходимости).

ОБЪЕДИНЕНИЕ РИСКА — метод, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики.

ОБЪЕКТИВНАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ (от лат. "предмет") — вероятность, базирующаяся на расчете частоты, с которой происходит данный процесс или явление.

ОЛИГОПОЛИЯ— рыночная структура, когда на рынке действует ограниченное число фирм, выпускающих однородный продукт и обладающих неполной рыночной властью над ценами, а вход в отрасль новых производителей ограничен высоки-

ми барьерами.

ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение индивида, уклоняющегося от соблюдения контракта с целью получения прибыли за счет партнеров.

ОПЦИОН, ИЛИ СДЕЛКА С ПРЕМИЕЙ — разновидность срочного контракта (фьючерса), согласно которому одна сторона приобретает право купить или продать что-либо в будущем по заранее оговоренной цене с уплатой комиссионных (премии).

ОТКЛОНЕНИЕ'— разница между действительным результатом и ожидаемым.

ОТНОШЕНЧЕСКИЙ, ИЛИ ИМПЛИЦИТНЫЙ, КОНТРАКТ — долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ — эффект, возникающий в случае, когда деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

ПАРАДОКС ГОЛОСОВАНИЯ — противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ.

ПАРЕТО-ЭФФЕКТИВНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЛАГ, ИЛИ ПАРЕТО-ОПТИМУМ — такое распределение благ, при котором невозможно улучшить чье-либо благосостояние (посредством перераспределения) без ущерба для благосостояния другого лица.

ПАРЕТО-ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ РЕСУРСОВ — такое размещение ресурсов, при котором нельзя увеличить выпуск одного товара, не сократив выпуск другого.

ПАРТНЕРСТВО— фирма, которая принадлежит двум или более лицам, которые совместно владеют и управляют предприятием, получают часть прибыли и несут неограниченную ответственность за деятельность фирмы.

ПАУТИНООБРАЗНАЯ МОДЕЛЬ — простейшая динамическая модель, показывающая различные виды колебаний, в результате которых формируется (или не формируется) равновесие. Она показывает образование равновесия в отрасли с фиксированным циклом производства (например, в сельском хозяйстве), когда производители, приняв решение о производстве на основании существовавших в предыдущий год цен, уже не могут изменить его объем.

ПЕРВАЯ ТЕОРЕМА ЭКОНОМИКИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ— гласит, что, если соблюдаются все восемь исходных положений, то тогда полученное конкурентное рыночное равновесие является Парето-оптимальным.

ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ— эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо.

ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (VC) — издержки, которые изменяются с изменением объема выпуска продукции.

ПЕРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА — факторы, затраты которых зависят от уровня выпуска продукции.

ПЛАТА ЗА ВЫБРОСЫ — плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов.

ПОЗИТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА — наука, изучающая развитие объективно складывающихся экономических явлений и процессов.

ПОИСК ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕНТЫ — стремление получить экономическую ренту с помощью политического процесса.

ПОЛЕЗНОСТЬ БЛАГА — способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЛОВОЙ) ЦИКЛ— цикл экономической и политической активности правительства между выборами.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ — фундаментальная экономическая наука, изучающая методологические и теоретические проблемы производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. В различных школах экономической мысли существовали следующие определения предмета политической экономии: меркантилизм: наука о видах деятельности, связанных с обменом и торговлей между людьми (и странами); классическая политэкономия: наука о богатстве; .марксистская политэкономия, наука о производственных отношениях — отношениях между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ на разных этапах развития человеческого общества; маржинализм: экономическая наука о деятельности людей по удовлетворению своих потребностей путем использования ограниченных производственных ресурсов; историческая школа: наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей в разные эпохи и в разных странах.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ — эффект, возникающий в случае, когда деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

ПОНЯТИЕ — мысль о предмете.

ПОСТОЯННАЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА — увеличение объема продукции теми же темпами, что и увеличение затрат всех использованных для производства ресурсов. Например, при росте затрат ресурсов на 20% объем производства также возрастает на 20%.

ПОСТОЯННЫЕ (ФИКСИРОВАННЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (FC) — издержки, которые фирма несет независимо от объема выпуска продукции.

ПОСТОЯННЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА — факторы, затраты которых не зависят от уровня выпуска продукции.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР — выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

ПОТРЕБНОСТИ — внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Интенсивность потребностей наряду с редкостью определяет ценность экономических благ.

ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ — совокупность властных прав, санкционированных поведенческих отношений, складывающихся между людьми по поводу использования ими экономических благ.

ПРАВИЛО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ: MRP = MRС

ПРАВИЛО МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ :MRP. = P..

ПРАВИЛО МАКСИМИЗАЦИИ ФУНКЦИИ ПОЛЕЗНОСТИ — правило, согласно которому функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний доллар ( рубль, евро и т.д.), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

ПРАВИЛО НАИМЕНЬШИХ ИЗДЕРЖЕК —правило, согласно которому издержки заданного объема производства минимизируются, когда последний доллар, затраченный на каждый ресурс, дает одинаковый предельный продукт.

ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕЩЕНИЯ, СУБСТИТУЦИИ (MRS) — количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ТЕХНИЧЕСКОГО (ИЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО) ЗАМЕЩЕНИЯ КАПИТАЛА ТРУДОМ MRTSLK) — мера количества капитала, которую может заменить дополнительная единица труда без увеличения или уменьшения выпуска продукции.

ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ТРАНСФОРМАЦИИ (MRTx ) —- показывает минимальное количество товара Y, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства'товара X на единицу. Представляет собой альтернативную ценность товара X. Равна отношению предельных издержек производства товара X к предельным издержкам производства товара Y.

ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (MU) — полезность последней единицы потребляемого блага.

ПРЕДЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАПИТАЛА— такая норма процента, которая уравнивает издержки, связанные с инвестициями, и ожидаемую на них выручку.

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ (, MC) — дополнительные издержки, связанные с увеличением производства данного товара на единицу.

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ НА РЕСУРС — дополнительные издержки на приобретение дополнительной единицы ресурса.

ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОД (MR) — приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции:

ПРЕДЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (MP) — фактор производства — дополнительный выпуск товара, связанный с увеличением фактора производства на единицу при неизменности объема прочих используемых факторов производства. Предельный продукт определяется как прирост выпуска товара, приходящийся на единицу прироста данного фактора.

ПРЕДЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ РЕСУРСА В ДЕНЕЖНОМ ВЫРАЖЕНИИ (MRP) — дополнительная выручка от реализации дополнительного объема продукции, полученной при увеличении использования ресурса на единицу.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ , УПРАВЛЕНИЕ — способность рационально и наиболее эффективно сочетать (использовать) ресурсы для производства экономических благ.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ— политическая система, в условиях которой граждане периодически избирают представителей в выборные органы власти.

ПРИБЫЛЬ — определяется как разность между совокупной выручкой и совокупными издержками : п=TR - ТС.

ПРОБЛЕМА (от греч. "задача", "задание") — четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникших в процессе познания.

ПРОБЛЕМА БЕЗБИЛЕТНИКА, "ЗАЙЦА" — проблема, связанная с возникновением у потребителей желания обойтись без лишних выплат, получив выгоды от чисто общественного блага (которым обеспечиваются все потребители независимо от того, платят они за него или нет).

"ПРОВАЛЫ" (ФИАСКО) ГОСУДАРСТВА (ПРАВИТЕЛЬСТВА) — случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

"ПРОВАЛЫ" (ФИАСКО) РЫНКА— ситуации, когда действие механизма конкурентных рынков не приводит к максимизации общественной полезности.

ПРОИЗВОДНЫЙ СПРОС — спрос на ресурсы, зависящий от спроса на конечные продукты, производимые на основе этих ресурсов.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ фирмы, производящей определенный товар Q — показывает максимально возможный объем .выпуска данного товара при использовании всех возможных комбинаций факторов производства: Q=f(F1,F2,...Fn). Упрощенный вариант производственной функции — зависимость товара Q от труда (L) и капитала (К): Q = f(L, К).

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ— возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии.

ПРОТИВНИК РИСКА— человек, который при данном ожидаемом доходе предпочтет определенный, гарантированный результат ряду неопределенных, рисковых результатов.

ПРОФСОЮЗ — объединение работников, обладающее правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов.

ПРОЦЕНТ (interest) — см. Ссудный процент.

ПРЯМАЯ ДЕМОКРАТИЯ — политическая система, при которой каждый гражданин имеет право лично высказать свою точку зрения и голосовать по любому конкретному вопросу.

РАВНОВЕСИЕ БЕРТРАНА— описывает ситуацию на рынке, при которой в условиях дуополии фирмы конкурируют за цену товара при данном объеме выпуска каждой фирмы. Стабильность равновесия достигается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам, т. е. достигается конкурентное равновесие.

РАВНОВЕСИЕ КУРНО) — достигается на рынке тогда, когда в условиях дуополии каждая фирма, действуя самостоятельно, выбирает такой оптимальный объем производства, какой ожидает от нее другая фирма. Равновесие Курно возникает как точка пересечения кривых реагирования двух фирм.

РАВНОВЕСИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ — предельная норма технической субституции факторов, которая равна соотношению цен этих факторов.

РАВНОВЕСИЕ ШТАКЕЛЬБЕРГЕРА — описывает дуополию с неравным распределением рыночной власти между фирмами, так что одна из них ведет себя как лидер (либо по цене, либо в отношении объема, либо по тому и другому одновременно), в то время как другая осуществляет стратегию приспособления, корректируя свое поведение в зависимости от выбора, сделанного первой фирмой.

РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА— цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РИСКА — это метод, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики.

РАЦИОНАЛЬНОЕ НЕВЕДЕНИЕ— ситуация, когда избиратели не видят пользы от участия в политическом процессе.

РЕАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА— покупательная способность заработной платы, выраженная в количестве товаров и услуг, которые можно приобрести на полученную сумму.

РЕАЛЬНАЯ СТАВКА ПРОЦЕНТА— ставка процента, скорректированная на инфляцию, т. е. выраженная в неизменных ценах.

РЕСУРСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА— необходимые для производства экономических благ элементы. Основными видами ресурсов выступают:

труд, земля, капитал, предпринимательские способности. Часто к ним также добавляют информацию.

РИСКОВЫЕ АКТИВЫ— активы, доход от которых частично зависит от случая.

РОУЛЗИАНСКИЙ ПОДХОД — особая разновидность эгалитаризма, развитая в трудах современного философа Дж. Роулза. По Роулзу, должна максимизироваться полезность наименее обеспеченных членов общества.

РЫНОК— система отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА— система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

СИНТЕЗ (от греч. исоединение") — метод, заключающийся в соединении частей в целое.

СКЛОННЫЙ К РИСКУ (risk preference) — человек, который при данном ожидаемом доходе предпочтет связанный с риском результат гарантированному результату.

СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА— тип общества, синтезирующий элементы рыночной и командной экономик, в котором механизм рынка дополняется активной деятельностью государства.

СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ—рыночная структура, характеризующаяся следующими признаками: 1) большое число продавцов и покупателей товара; 2) однородность продукции; 3) абсолютная мобильность движения ресурсов, отсутствие барьеров вхождения в отрасль и выхода из нее; 4) ни один экономический агент не обладает властью над ценами; 5) полная информированность участников о ценах и условиях производства.

СОВОКУПНЫЙ ДОХОД, ВЫРУЧКА —сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага. TR = Р х Q

СОВОКУПНЫЙ (ОБЩИЙ) ПРОДУКТ (TP) —фактора производства — объем выпускаемого товара, приходящийся на определенное количество данного фактора.

СОВОКУПНЫЙ СПРОС - сумма индивидуальных опросов на рынке по каждой цене.

СПЕКУЛЯТИВНЫЙ СПРОС — спрос, возникающий в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.

СПЕКУЛЯЦИЯ— деятельность, выражающаяся в покупке с целью перепродажи по более высокой цене.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ— ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее.

СРАВНЕНИЕ — метод, определяющий сходство и различие явлений и процессов.

СРЕДНИЕ ИЗДЕРЖКИ (AC) — издержки на единицу выпуска продукта.

СРЕДНИЙ ДОХОД (AR) — доход, приходящийся на единицу проданного блага. В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене:

СРЕДНИЙ ПРОДУКТ (АР) ФАКТОРА ПРОИЗВОДСТВА — объем выпускаемого товара, приходящийся на единицу используемого фактора.

СРОК ОКУПАЕМОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА —показатель эффективности инвестиций. Равен минимальному числу периодов, необходимых для того, чтобы текущая ценность потоков чистого дохода сравнялась с величиной инвестиций (чистая текущая ценность инвестиционного проекта обратилась в ноль). Чем ниже срок окупаемости, тем выше эффективность инвестиционного проекта.

ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ — цена, уплачиваемая собственникам капитала за использование заемных средств в течение определенного периода.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ НА Р НКЕ —поведение, при котором выбор фирмой варианта своей деятельности зависит от возможных ответных действий ее конкурентов.

СУБСТИТУТЫ — блага, замещающие друг друга в потреблении.

СУБЪЕКТИВНАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ — вероятность, основанная на предположении о возможности получения данного результата.

ТАЙНЫЙ СГОВОР — негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, такие соглашения преследуются законом.

ТЕКУЩАЯ ДИСКОНТИРОВАННАЯ (ПРИВЕДЕННАЯ) СТОИМОСТЬ (PDV) — это нынешняя стоимость 1 доллара, выплаченного через определенный период времени.

ТЕОРЕМА КОУЗА — если права собственности всех сторон тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода).

ТЕОРИЯ ИГР— наука, исследующая математическими методами поведение участников ситуаций (игроков), связанных с принятием решений.

ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА —теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих

собственных интересах.

ТОВАР ГИФФЕНА— товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.

ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ— издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ ВО ВНУТРЕННИЕ — может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам).

УБЫВАЮЩАЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА— увеличение объема продукции более низкими темпами, чем увеличение затрат всех использованных для производства ресурсов. Например, при росте затрат ресурсов на 20% объем производства возрастает только на 10%.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — прием мышления, в результате которого из исходного знания получается выводное знание. К формам умозаключения относятся: анализ и синтез; индукция и дедукция; сравнение, аналогия, антиномия, апория и др. методы познания формальной логики.

УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ :УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ ФИРМЫ):MR = MC.

УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ ФИРМЫ НА КОНКУРЕНТНОМ РЫНКЕ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ MR = MC = AC = P.

УТИЛИТАРИЗМ — направление экономической теории, сторонники которого полагают, что общественное благосостояние представляет собой сумму функций индивидуальных полезностей всех членов. Такая "арифметика счастья" опирается на предпосылку о возможности сложения индивидуальных полезностей. Поэтому справедливость, по мнению утилитаристов, существует там и тогда, где и когда удается максимизировать совокупную полезность всех членов общества.

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА — любой товар или услуга, использующиеся для производства товара.

ФИРМА — экономический субъект, обладающий хозяйственной самостоятельностью и выполняющий три функции: он покупает ресурсы (факторы производства), использует их для производства продукта и продает продукт; под фирмой понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек.

ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА — наука, изучающая мысль со стороны ее структуры, формы; совокупность общезначимых форм и средств мысли, необходимых для рационального познания.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС — спрос на товар, обусловленный качествами, присущими самому товару.

ФУНКЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ — функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества.

ФУНКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ— функция, определяющая предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов: технология; налоги и субсидии; количество продавцов; прочие факторы.

ФУНКЦИЯ СПРОСА— функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных, факторов: доход потребителя; изменение вкусов и предпочтений; ожидания (ценовые, дефицитные); цены: субститутов и дополняющих товаров ;количество покупателей; прочие факторы.

ФЬЮЧЕРС — срочный контракт о поставке к определенной в будущем дате некоторого количества товара по заранее оговоренной цене.

ХЕДЖИРОВАНИЕ ( операция, посредством которой рынки фьючерсов и рынки опционов используются для компенсации одного риска другим.

ЦЕНА ЗЕМЛИ— представляет собой сумму денег, положив которую в банк, бывший собственник земли получал бы аналогичный процент на вложенный капитал.

ЦЕННЫЕ ТОВАРЫ— товары, спрос на которые резко увеличивается при росте дохода (предметы роскоши).

ЦЕНОВАЯ ВОЙНА — циклическое постепенное снижение существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.

554 Краткий словарь экономических терминов

ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ — состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности.

ЧАСТИЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ— равновесие, складывающееся на отдельном рынке.

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — ситуация, когда всей полнотой прав в отношении объекта правополномочий обладает отдельный человек.

ЧАСТНОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ФИРМА — фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам (т. е. является субъектом неограниченной ответственности).

ЧИСТАЯ ДИСКОНТИРОВАННАЯ (ПРИВЕДЕННАЯ) ЦЕННОСТЬ (NPV) — разница между дисконтированной стоимостью суммы ожидаемых в будущем размеров чистого дохода и дисконтированной стоимостью инвестиций.

ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ — фирма, являющаяся единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей-субститутов, и огражденная от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.

ЧИСТО ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО— такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона.

ЧИСТО ЧАСТНОЕ БЛАГО— такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.

ЧИСТЫЕ ИНВЕСТИЦИИ - валовые инвестиции за вычетом средств, идущих на возмещение.

ЭГАЛИТАРИЗМ (от франц. "равенство") — направление экономической теории благосостояния, сторонники которого исходят из посылки, что все члены общества должны иметь не только равные возможности, но и более или менее равные результаты. Этим достигается единство и сплоченность нации, отвечающие идеалам коллективизма. Поэтому правительство должно, стремиться, чтобы все члены общества получали равные блага, которые стали доступными благодаря успехам развития цивилизации.

ЭКОНОМИКА БЮРОКРАТИИ - согласно теории общественного выбора это система организаций, удовлетворяющая как минимум двум критериям: во-первых, она не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку, и, во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности.

ЭКОНОМИКС, ЭКОНОМИКА — наука об использовании людьми редких или ограниченных производственных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация), при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей общества.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ — формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ (ЧИСТАЯ) ПРИБЫЛЬ - разница между доходом и альтернативными издержками фирмы, включая нормальную прибыль, т. е. разница между совокупной выручкой от продаж и всеми издержками, как внешними, так и внутренними.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕНТА — плата за ресурс, предложение которого строго ограничено. Экономическая рента также определяется как разница между минимальной (резервированной) ценой труда и рыночной ценой.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА — возможность индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ — в рыночной экономике — целесообразность использования средств для достижения поставленных целей. Основным критерием оценки того или иного действия, как эффективного или неэффективного, является критерий Калдора—Хикса. Критерий Калдора—Хикса утверждает, что экономическое действие является эффективным, если положительные результаты от него в виде потребительского излишка и прибыли производителей превышают его возможные отрицательные результаты.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ — субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ— это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ — цели, которые преследуют в своей деятельности индивиды (домохозяйства), фирмы, общество в целом.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР— выбор наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимизация полезности в результате использования ограниченных ресурсов.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРУГООБОРОТ— круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — искусственное изменение или воспроизведение экономических явлений с целью их практического изучения в наиболее благоприятных условиях.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГО — средство удовлетворения потребностей, имеющееся в ограниченном количестве. Экономические блага делятся на продукты и услуги.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОТРЕБНОСТИ— недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом.

ЭКОНОМИЯ — наука о ведении домашнего хозяйства как, элемент воспитания достойных граждан, в отличие от хрематистики — искусства делать деньги (в сфере оптовой торговли и ростовщичества).

ЭЛАСТИЧНОСТЬ— важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость относительного изменения величины спроса (или предложения) в зависимости от изменения различных факторов (цены, дохода и др.).

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕНЕ — показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ — показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент.

ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ПО ДОХОДУ — показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения дохода на один процент.

ЭФФЕКТ ДОХОДА — изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в его потребительский набор.

ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ, СУБСТИТУЦИИ — изменение структуры потребления (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.

ЭФФЕКТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ — эффект, отражающий изменения частичного равновесия на данном рынке в результате изменений, возникающих на сопряженных рынках под влиянием первоначальных изменений на данном рынке.

ЭФФЕКТ ВЕБЛЕНА - эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену.

ЭФФЕКТ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К БОЛЬШИНСТВУ — эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие.

ЭФФЕКТ СНОБА— эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар.

ЭФФЕКТИВНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КОНТРОЛЯ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ — такая политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для его проведения в жизнь.

ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ РЕСУРСОВ— сочетание факторов производства во времени и пространстве, позволяющее максимизировать полезность.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ — понятие, характеризующее соотношение объема произведенных экономических благ (результатов) и количества ресурсов (затрат): производство данного объема благ с минимальными издержками; производство максимального объема благ при данных ресурсах.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА — достигается тогда, когда уже невозможно перераспределять наличные ресурсы, чтобы увеличивать выпуск одного экономического блага без уменьшения выпуска другого (Парето-оптимальное распределение ресурсов).

Наши рекомендации