Глава 5. трудовые ресурсы и оплата труда в туризме

5.1. Сущность и особенности труда в туризме

Туризм имеет ряд особенностей, отличающих его от других видов эконо­мической деятельности. Главное отличие в том, что результатом производ­ственного процесса является товар в форме туристского продукта или турист­ской услуги.

Отличительные особенности туристского продукта от других товаров состоят в том, что:

♦ туристский продукт нематериален, его нельзя складировать, как, напри­
мер, товары легкой промышленности (непроданный тур или незаселенная ком­
ната в гостинице означают прямой убыток, и эти потери нельзя восстановить);

♦ туристский продукт нельзя получить в собственность;

♦ производство туристского продукта происходит одновременно с его по­
треблением (клиент сам присутствует при его получении);

♦ потребитель, клиент интегрируется в процесс производства туристского
продукта;

♦ при оплате туристского продукта потребитель покупает готовность по­
лучить услугу.

Перечисленные особенности обусловливают характер труда в туриз­ме.Его специфика заключается в следующем:

♦ большой удельный весе живого труда, что затрудняет его нормирова­
ние. Менеджер, работающий в туристской фирме, — специалист широкого
профиля. Он должен обладать высокой квалификацией и глубокими знания­
ми в области экономики (бухгалтерский учет, финансирование, планирова­
ние, банковское дело и др.), маркетинга, правоведения, технологии производ­
ства туристского продукта (оказания услуг), социальной психологии и пси­
хологии поведения покупателя; знать основы одного или нескольких инос­
транных языков; владеть персональным компьютером, множительной тех­
никой; уметь вести деловые переговоры, увеличивать число клиентов фир­
мы; обладать организаторскими способностями, деловитостью, "оборотистос­
тью", сообразительностью, находчивостью, энергичностью, а также высоки­
ми моральными качествами.

Таким образом, труд менеджера туристской фирмы носит умственный, творческий характер, имеет высокую нервно-эмоциональную и интеллекту-

альную нагрузку. Нестандартные производственные ситуации требуют высо­кой самоотдачи, психической энергии;

♦ высокая степень воздействия на процесс производства и реализации ту­
ристского продукта субъективных факторов как со стороны менеджера ту­
ристкой фирмы, так и со стороны клиента;

♦ комплексность составляющих туристского пакета. Каждый вид дея­
тельности (размещение, питание, транспортные средства и др.) имеет свою
специфику и самостоятельно организует свое производство. Высококачес­
твенный конечный продукт — результат слаженной работы отдельных кол­
лективов, труд которых подчинен главной цели — удовлетворению потреб­
ностей клиента;

♦ наличие производительного и непроизводительного труда.

5.2. Трудовые ресурсы туристских предприятий

Основой формирования кадрового потенциала туристского предприятия является рабочая сила. Термин "рабочая сила" трактуется в экономической литературе по-разному. Тем не менее она представляет собой часть трудоспо­собного населения, обладающего совокупностью физических и духовных способностей, которые используются для производства каких-либо потреби­тельных стоимостей. Это экономически активное население.В соответ­ствии с методологией Международной организации труда оно представляет собой часть населения, предлагающего свой труд для производства товаров и оказания разнообразных услуг.

Трудовые ресурсы туристского предприятия— совокупность работни­ков различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В списочный состав вклю­чаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и неосновной деятельностью.

Трудовые ресурсы как главный ресурс туристского предприятия характе­ризуются основным составом и количественным соотношением отдельных категорий и групп работников. В силу специфики труда в туристских пред­приятиях занят непромышленный и промышленно-производственный персо­нал. По выполняемым функциям работники подразделяются на руководите­лей, специалистов, технических исполнителей, рабочих. Их отнесение к той или иной группе определяется общегосударственным классификатором про­фессий.

Структура кадров предприятий сферы туризма складывается под воздей­ствием профессионального и квалификационного разделения труда. Основ­ной контингент занятых — это экономисты разных специальностей и работ­ники, имеющие гуманитарную направленность. Работники различаются уровнем квалификации, т.е. степенью овладения профессией или специаль­ностью, которые отражаются в квалификационных (тарифных) разрядах и


Экономика туризма

категориях. Профессионально-квалификационная структура работников ту­ристского предприятия находит отражение в штатном расписании.

Штатное расписание — это ежегодно утверждаемый руководителем предприятия документ, представляющий собой перечень сгруппированных по отделам и службам должностей специалистов с указанием разряда (кате­гории) и должностного оклада. В течение года штатное расписание может пе­ресматриваться в случае необходимости внесения в него изменений в соот­ветствии с приказом руководителя предприятия.

Кадровый состав туристского предприятия имеет как количественные, так и качественные характеристики, которые могут быть отражены абсолют­ными и относительными показателями.

К количественным характеристикамотносятся:

♦ списочная численность, т.е. численность работников предприятия по
состоянию на определенную дату с учетом прибывших и выбывших на этот
день работников;

♦ явочная численность — количество работников списочного состава,
явившихся на работу;

♦ среднесписочная численность, которая определяется путем суммирова­
ния численности работников списочного состава за каждый календарный день
месяца и деления полученной суммы на количество календарных дней месяца.
Это показатель применяется для исчисления производительности труда, сред­
ней заработной платы, коэффициентов оборота, текучести кадров и др.

Качественные характеристики трудовых ресурсов определяются сте­пенью профессиональной и квалификационной пригодности работников для достижения целей предприятия. Выразить показателем качественные ха­рактеристики кадрового состава работников туризма достаточно сложно. Тем не менее они определяются:

♦ объемом доходов туристского предприятия;

♦ его финансовым положением;

♦ имиджем турфирмы;

♦ конкурентоспособностью;

♦ качественным обслуживанием клиентов, отсутствием обоснованных
жалоб и др.

В настоящее время не существует проблемы обеспеченности трудовыми ресурсами предприятий индустрии туризма — наблюдается дефицит высо­кообразованных профессиональных кадров.

Туристский сектор является крупнейшим работодателем. По всему миру он предоставляет рабочие места и возможности для профессионального роста 112 млн человек (данные Всемирной туристской организации). Каждый 15-й трудящийся занят в сфере туризма, в Республике Беларусь — около 1 %. Объем занятости в этой отрасли растет в 2 раза быстрее, чем в сфере других услуг. Неограниченные возможности в этом плане имеются и в нашей стране.

60 Экономика туризма

5.3. Заработная плата и ее сущность

В экономической литературе даются разные определения сущности зара­ботной платы:

♦ заработная плата как основная форма распределения по труду. С этой
точки зрения она представляет собой личный трудовой доход работников, оп­
ределяемый по его количеству и качеству;

♦ заработная плата как денежное выражение цены рабочей силы, т.е. сто­
имости средств существования, необходимых для воспроизводства рабочей
силы. Последние определяются исходя из минимального потребительского
бюджета, рассчитываемого на основе системы потребительских корзин.
Нижней границей является минимальная заработная плата.

Трудовой кодекс Республики Беларусь (ст. 57) дает определение заработ­ной платы, отражая лишь ее количественную сторону:

Заработная плата— совокупность вознаграждений, исчисляемых в де­нежных единицах или натуральной форме, которые наниматель обязан вы­платить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время.

Сущность заработной платы проявляется в ее функциях;

♦ воспроизводственной;

♦ стимулирующей;

♦ регулирующей;

♦ компенсирующей.

В основе организации заработной платы лежит ряд принципов;

♦ опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом
заработной платы;

♦ сохранения прямой зависимости заработной платы от результатов труда;

♦ материальной заинтересованности в конечных результатах труда и не­
ограниченной заработной плате;

♦ усиления социальной защищенности работников;

♦ государственной регламентации минимальной заработной платы.
Механизм регулирования заработной платы должен основываться на со­
четании следующих направлений:

♦ государственного регулирования;

♦ рынка труда;

♦ Генерального соглашения;

♦ коллективных договоров.

Сфера государственного регулирования оплаты труда определена Консти­туцией, Законом о предприятиях, Кодексом законов о труде, другими норма­тивными документами.

Государственное регулирование осуществляется прямым или косвен­ным путем.

Прямое регулирование представляет собой установление определенных количественных параметров, обязательных для субъектов хозяйствования, а именно:

Экономика туризма




Экономика туризма



♦ минимальной заработной платы исходя из минимального потреби­
тельского бюджета;

♦ размера тарифной ставки первого разряда и коэффициентов;

♦ ставки налогообложения.

Косвенное регулирование осуществляется путем периодических рекомен­даций по применению тарифных ставок, организации прогрессивных форм и систем оплаты труда, информирования об уровнях оплаты труда в отраслях народного хозяйства и др.

Важным элементом системы регулирования оплаты труда является фор­мирование потребительского бюджета. Минимальный потребительский бюд­жет (МПБ) — это расходы на приобретение набора товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных по­требностей человека. На основе МПБ устанавливается размер минимальной заработной платы.

Вопросы заработной платы работников предприятий, в том числе и турист­ских, регулируются коллективным договором.

Коллективный договор принимается как средство согласования интере­сов коллектива и нанимателя, регулирования трудовых отношений на турис­тском предприятии. Он заключается между нанимателем и трудовым кол­лективом в организациях любых организационно-правовых форм. Раздел "Оплата труда" коллективного договора регламентирует:

♦ организацию оплаты труда и сроки ее выплаты;

♦ величину тарифной ставки 1-го разряда и соответствующие ей коэффи­
циенты;

♦ порядок пересмотра тарифных ставок и окладов в зависимости от фи­
нансовых возможностей предприятия;

♦ размеры надбавок и доплат, премиальных выплат;

♦ порядок и размер выплат вознаграждений по итогам года;

♦ порядок формирования резервного фонда оплаты труда и др.

Все эти вопросы составляют суть организации оплаты труда на турист­ском предприятии.

Структура заработной платы формируется из двух частей: тарифной (та­рифные, должностные оклады) и надтарифной (надбавки, доплаты, премии, вознаграждения и др.). Первая устанавливается в виде минимальных госу­дарственных гарантий оплаты труда и зависит от результатов деятельности экономики в целом; вторая обеспечивается доходами самого предприятия.

Основой организации оплаты труда на туристских предприятиях являет­ся тарифная система.

Тарифная система — это совокупность нормативных актов по диффе­ренциации и регулированию уровня заработной платы различных групп и категорий работников в зависимости от квалификации, условий, сложности работ и ответственности за их выполнение.

Тарифная система включает:

♦ тарифную ставку 1-го разряда;

♦ единую тарифную сетку (ЕТС), которая содержит шкалу из 27 тариф­
ных разрядов и соответствующих им коэффициентов. На основе ЕТС и та­
рифной ставки 1-го разряда (ее величина зависит от финансовых возможно­
стей предприятия) осуществляется дифференциация тарифных ставок (ок­
ладов) по разрядам по признакам сложности выполняемых работ и квалифи­
кации работников. Другие факторы — тяжесть, вредность, напряженность
труда, значимость сфер его приложения — учитываются с помощью таких
элементов организации заработной платы, как надбавки, доплаты, премии,
вознаграждения и др. Тарифная ставка 1-го разряда по отношению к ним яв­
ляется базой для формирования всей заработной платы;

♦ тарифно-квалификационные справочники, К ним относятся:

- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий ра­
бочих;

- Квалификационный справочник профессий рабочих;

- Квалификационный справочник должностей служащих.
На их основе производится тарификация работников.

Согласно Декрету Президента Республики Беларусь "О некоторых вопро­сах регулирования оплаты труда" от 18 июля 2002 г. № 17, организация оп­латы труда на туристских предприятиях должна быть основана на элементах тарифной системы. Перевод работников на условия оплаты труда, соответ­ствующие требованиям декрета № 17, производится путем совершенствова­ния состава заработной платы в пределах средств на оплату труда, включае­мых в себестоимость туристского продукта (услуги).

Минимальная заработная плата (МЗП) — это норматив, определяю­щий минимально допустимый уровень денежных либо натуральных выплат работнику нанимателем за выполненную для него работу. МЗП должна обес­печиваться туристскими предприятиями всех форм собственности и хозяй­ствования.

На туристских предприятиях имеют место сдельная, повременная, формы оплаты труда (рис. 5.1).

Труд работников может оплачиваться:

♦ по сдельным расценкам;

♦ часовым тарифным ставкам;

♦ месячным должностным окладам;

♦ в процентах от выручки.

Повременной называется форма оплаты труда, при которой заработная плата работникам начисляется по установленной тарифной ставке или окла­ду за фактически отработанное время.

Сдельная форма оплаты труда предусматривает начисление заработной платы по заранее установленным расценкам за каждую единицу выполнен­ной работы.

Источники выплаты заработной платы:

Экономика туризма

ОЬЕ

Рис. 5.1. Формы оплаты труда

♦ средства на оплату труда, которые формируются за счет себестоимости
туристского продукта (услуги). Они включаются в статью "Расходы на опла­
ту труда";

♦ прибыль, остающаяся в распоряжении туристского предприятия (чис­
тая прибыль);

♦ средства специального назначения и целевые поступления.

В связи с инфляцией, вызванной ростом цен на потребительские товары и услуги, важное значение имеет индексация заработной платы.

Индексация — автоматическая корректировка размеров не имеющих од­норазового характера доходов физических лиц из бюджетных источников (зарплата), пенсий, пособий, ценных сбережений (вкладов, облигаций) с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией. Она увеличи­вает доходы работников, однако выступает лишь как средство смягчения со­циальных последствий роста потребительских цен.

Важным стимулом материальной заинтересованности работников сфе­ры туризма в выполнении производственных заданий, изыскании резер­вов повышения рентабельности производства, качества обслуживания ту­ристов и экскурсантов является премирование. По экономическому со­держанию премия отличается от тарифной части заработной платы тем, что ее начисление и размер непосредственно зависят от конечных резуль­татов работы туристского предприятия и поэтому не могут быть гаранти­рованными.

Премирование на туристских предприятиях регламентируется соответ-

64 Экономика туризма

ствующими положениями, являющимися приложениями к коллективному договору. Они предусматривают премирование в разрезе отдельных категорий работников, содержат показатели, размеры и порядок его осуществления.

На туристских предприятиях применяются следующие виды премирова­ния:

♦ за основные результаты хозяйственной деятельности (выполнение пла­
на по прибыли; достигнутый уровень рентабельности, выручки от реализа­
ции);

♦ за достижения в труде;

♦ единовременное поощрение за выполнение особо важных заданий;

♦ единовременное поощрение по итогам работы за год;

♦ единовременное поощрение из фонда потребления за особые успехи в
труде;

♦ по итогам конкурсов, смотров.

Источником средств для премирования могут быть:

♦ фонд заработной платы в составе издержек производства;

♦ прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;

♦ средства по специальным системам премирования.

На туристских предприятиях практикуются следующие формы оплаты и поощрения:

♦ повременно-премиальная;

♦ сдельно-премиальная;

♦ в процентах от стоимости путевки;

♦ на комиссионных началах;

♦ оплата продукцией, товаром;

♦ направление на международные семинары;

♦ бесплатная путевка на реализуемый маршрут после продажи 20 путе­
вок;

♦ дополнительные дни к отпуску;

♦ дополнительная оплата (вознаграждение) за реализацию определенно­
го объема услуг или количества путевок сверх нормы.

Фонд заработной платы (ФЗП) представляет собой сумму всех расходов туристского предприятия на оплату труда в денежной, натуральной и сме­шанной формах независимо от источников выплат.

Структура фонда заработной платы туристского предприятия представ­лена на рис. 5.2.

Заработная плата в натуральной форме может выплачиваться работнику путем выдачи продукции, производимой на туристском предприятии либо приобретенной у третьих лиц. Замена денежной оплаты полностью или час­тично натуральной (смешанная форма) допускается только с согласия работ­ника, что в обязательном порядке должно быть оговорено.

Оплата труда за фактически выполненную работу производится:

♦ по сдельным расценкам, тарифным ставкам, должностным окладам;

♦ по договорам подряда и совместителей;

Экономика туризма

Экономика туризма



ОЬЕ

Рис. 5.2. Структура фонда заработной платы

♦ в виде доплат за совмещение профессий, выполнение обязанностей от­
сутствующих работников;

♦ в виде заработной платы студентам вузов и техникумов, проходящим
производственную практику и зачисленным на должности;

♦ в виде оплаты простоев не по вине работника;

♦ в виде заработной платы работников, осуществляющих руководство
практикой студентов и учащихся.

Выплаты стимулирующего характера:

♦ надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастер­
ство, высокие достижения в труде и т.д.;

♦ вознаграждение за выслугу лет, стаж работы;

♦ премии за производственные результаты;

♦ единовременные поощрения;

♦ вознаграждения по итогам работы за год;

♦ материальная помощь к отпуску.

Выплаты компенсирующего характера, связанные с условиями труда и режимом работы:

♦ доплаты за работу в тяжелых и вредных условиях, в ночное время;

♦ оплата за работу в выходные и праздничные (нерабочие) дни, в сверх­
урочное время;

♦ оплата за дни отдыха (отгулы), предоставленные в связи с работой сверх
нормальной продолжительности рабочего времени.

Денежные компенсации:

♦ по удорожанию стоимости питания;

♦ за путевки, поездки и др.

Выплаты и расходы, не учитываемые с составе фонда заработной пла­ты:

♦ выходное пособие, выплачиваемое уволенным работникам в связи с сок­
ращением численности штата, реорганизацией или ликвидацией;

♦ надбавки к пенсиям, единовременные выплаты и пенсии;

♦ пособия женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до
достижения им определенного возраста по законодательству;

♦ командировочные расходы;

♦ компенсация за использование личного автомобиля в служебных це­
лях;

♦ расходы, связанные с подготовкой кадров;

♦ расходы на проведение культурно-просветительских и оздоровитель­
ных мероприятий;

♦ пособие по социальному страхованию и другие выплаты за счет фонда
социальной защиты;

♦ материальная помощь, оказываемая пенсионерам, семьям погибших и
ò.ä.;

♦ материальная помощь работникам для первоначального взноса на коо­
перативное жилищное строительство, на частичное погашение кредитов;


Экономика туризма

♦ расходы на погашение ссуд, выданных работникам предприятия.

В состав фонда заработной платы не включаются доходы, полученные ра­ботниками предприятий в виде сумм, начисленных к выплате по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятия (дивиден­ды, проценты).

Анализ и планирование фонда заработной платы проводится на осно­ве отчетных данных туристского предприятия (баланс и соответствующие приложения к нему).

Анализ осуществляется по следующим направлениям:

♦ динамика заработной платы;

♦ состав и структура источников образования ФЗП;

♦ доля расходов на оплату труда в затратах и основные тенденции;

♦ динамика средней заработной платы;

♦ соотношение темпов роста производительности труда и средней зара­
ботной платы;

♦ эффективность использования ФЗП на основе показателей выручки от
реализации, прибыли, среднемесячной численности, интегрального показа­
теля и др.

Результаты анализа являются основой для планирования фонда заработ­ной платы. На практике метод прямого счета зарекомендовал себя как наи­более простой и достоверный.

Тренировочные задания

1. Определите размер изменения уровня расходов на оплату труда в отчет­
ном году на основе следующих данных:

♦ уровень расходов на оплату труда в предшествующем году — 33 %;

♦ темпы прироста в отчетном году:

а) производительности труда — 12,6 %;

б) средней заработной платы — 9,2 %.

2. Определите прирост объема продаж за счет повышения производитель­
ности труда и численности работающих на основе нижеприведенных дан­
ных.

Показатель Предшествую­щий год Отчетный год Изменения (+,-) изменений
Объем продаж, млн р. Численность работающих, чел. 58 700 45 58 700    

68 Экономика туризма

3. Проведите анализ структуры фонда заработной платы туристского предприятия и определите удельный вес выплат за счет средств, включае­мых в себестоимость туристского продукта, и прибыли предприятия.

Тест

1. В чем состоит главное отличие туризма от других видов деятельности:

а) результатом труда является туристский продукт, услуга;

б) непроизводительный труд;

в) совпадение процесса производства и потребления туристского продукта?

2. Перечислите отличительные особенности туристского продукта:

а) нематериален;

б) потребитель интегрируется в процесс производства туристского про­
дукта;

в) невостребованный продукт теряется навсегда.

3. Какие особые требования предъявляются к менеджеру туристской
фирмы:

а) специалист широкого профиля;

б) высококвалифицированный специалист с глубоким знанием основ эко­
номики;

в) организаторские способности?

4. Что является главным ресурсом туристского предприятия:

а) компьютерная и другая техника;

б) трудовые ресурсы;

в) оборотный капитал?

5. Чем определяется кадровый состав туристского предприятия:

а) количественными и качественными показателями;

б) среднесписочной численностью персонала?

6. В чем проявляется сущность заработной платы:

а) в функциях;

б) формах;

в) принципах?

7. Что является основой механизма регулирования заработной платы:

а) рынок труда;

б) коллективный договор;

в) государственное регулирование;

г) минимальный потребительский бюджет?

8. Что включает тарифная система:
а) единую тарифную сетку;

Экономика туризма 69

б) формы оплаты труда;

в) минимальную заработную плату?

9. Какая из перечисленных ниже форм оплаты труда получает наиболь­
шее применение на предприятиях туризма;

а) сдельная;

б) повременная;

в) премиальная?

10. Какая из выплат в денежной форме имеет наибольший удельный вес в
структуре фонда заработной платы:

а) за выполненную работу;

б) выплаты стимулирующего характера;

в) выплаты компенсирующего характера;

г) оплата за неотработанное время;

д) денежные компенсации?

Наши рекомендации