Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» (8 ч.)
Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии.
Учебно-тематический план
№ пп | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе Теор. Практ. | Формы занятий | |
1. | Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы | вводная лекция практикум (входной контроль) | |||
2. | Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ | ||||
2.1 | Содержательные линии « Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы | лекция семинар практикум | |||
2.2 | Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» | лекция семинар практикум | |||
2.3 | «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы | лекция семинар практикум | |||
2.4 | Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» | лекция семинар практикум | |||
Повторение . | практикум | ||||
Итого в 10 классе |
№ пп | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе Теор. Практ. | Содержание занятий | |
1. | Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы | вводная лекция практикум (входной контроль) | |||
2. | Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ | ||||
2.1 | Содержательные линии « Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы | ||||
Социум как особенная часть мира. | Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура | ||||
Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. | Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты.. | ||||
Многовариантность общественного развития. | Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества | ||||
Культура и духовная жизнь. Тенденции духовной жизни | Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни | ||||
Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). | Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). | ||||
Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). | Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории. | ||||
Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий | Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий | ||||
2.2 | Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» | ||||
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. | Основные теоретические положения.Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. | ||||
Цель и смысл жизни человека.. | Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. | ||||
Познание мира. | Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание. | ||||
Человек как индивид, индивидуальность, личность. | Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). | ||||
Социализация личности | Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). | ||||
Научное познание | Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации). | ||||
Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям. | Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям. | ||||
2.3 | «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы | ||||
Социальное взаимодействие и общественные отношения. | Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. | ||||
Социальный статус. | Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. | ||||
Социальные нормы. | Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль.. | ||||
Семья и брак как социальные институты. | Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. | ||||
Этнические общности. | Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России | ||||
Характеристика понятия «социальный конфликт». | Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук | ||||
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг повыполнению заданий. | Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг повыполнению заданий. | ||||
2.4 | Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» | ||||
Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. | Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. | ||||
Экономическое содержание собственности. | Экономическое содержание собственности. Экономические системы.. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. | ||||
Рыночный механизм. | Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие | ||||
Роль государства в экономике. | Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. | ||||
Банковская система. | Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. | ||||
Экономика потребителя. Семейная экономика.. | Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. | ||||
Рынок труда. | Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. | ||||
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии. | Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии. | ||||
Повторение . | практикум | ||||
Итого в 10 классе |
Литература
1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие.- СПб., 2007.
2. Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. – М.: Просвещение, 2006.
3. ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С.А. Нижников, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт.- М.: Экзамен, 2007.
4. ЕГЭ-2007: Обществознание реальные варианты. Федеральный институт педагогических измерений. /Авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
5. ЕГЭ 2007.Обществознание. Сборник заданий. / Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, Эксмо, 2007.
6. ЕГЭ-2008. Обществознание. Тренировочные задания./ Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая,О. А., Котова, Е.С. Королькова, Т. Е. Лискова. - М.: Экзамен, 2007.
7. ЕГЭ 2008. Обществознание. Методические материалы. /Авт.-сост. Е.Л. Рутковская. М.: Эксмо, 2008.
8. Единый государственный экзамен 2009. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2009.
9. ЕГЭ-2009: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2008.
9. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник. – М.: Эксмо, 2008.
10. Лазебникова А.Ю ЕГЭ-2010: Обществознание: Репетитор. – М.: Просвещение, Эксмо, 20010.
11. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. ЕГЭ. Обществознание. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2007 -2011
12. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: типичные ошибки выпускников. //Преподавание истории и обществознания в школе.- 2009.- № 10.
13. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: подходы к выявлению и анализу типичных ошибок. // ОКО. Оценка качества образования. – 2008.- № 6.
14. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
15. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Общество. Духовная жизнь общества». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
16. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Человек. Познание». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
17. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Экономика». /П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
18. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Политика». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
19. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Социальные отношения». /П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
120. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Право». /П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
21. www.fipi.ru Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования», 2005-2011 гг.