Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» (8 ч.)

Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.

Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии.

Учебно-тематический план

№ пп Наименование разделов и тем Всего часов В том числе Теор. Практ. Формы занятий
1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы   вводная лекция практикум (входной контроль)
2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ  
2.1 Содержательные линии « Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы лекция семинар практикум
2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» лекция семинар практикум
2.3 «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы лекция семинар практикум
2.4 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» лекция семинар практикум
Повторение .   практикум
Итого в 10 классе
№ пп Наименование разделов и тем Всего часов В том числе Теор. Практ. Содержание занятий
1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы   вводная лекция практикум (входной контроль)
2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ  
2.1 Содержательные линии « Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы  
  Социум как особенная часть мира.       Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура
  Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества.     Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты..
  Многовариантность общественного развития.     Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества
  Культура и духовная жизнь. Тенденции духовной жизни     Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни
  Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности).     Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира).
  Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития).       Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.  
  Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий     Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий  
2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание»
  Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.     Основные теоретические положения.Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность.  
  Цель и смысл жизни человека..   Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности.
  Познание мира.     Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.  
  Человек как индивид, индивидуальность, личность.   Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов).
  Социализация личности   Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач).
  Научное познание   Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).
  Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям.     Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям.  
2.3 «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы
  Социальное взаимодействие и общественные отношения.     Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация.
  Социальный статус.   Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность.
  Социальные нормы.   Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль..
  Семья и брак как социальные институты.   Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа.
  Этнические общности.   Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России
  Характеристика понятия «социальный конфликт».   Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук
  Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг повыполнению заданий.     Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг повыполнению заданий.  
2.4 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика»
  Экономика и экономическая наука. Предпринимательство.   Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса.
  Экономическое содержание собственности.   Экономическое содержание собственности. Экономические системы.. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена.
  Рыночный механизм.   Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие
  Роль государства в экономике.   Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги.
  Банковская система.   Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система.
  Экономика потребителя. Семейная экономика..   Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль.
  Рынок труда.   Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.
  Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии.     Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии.  
Повторение . практикум
Итого в 10 классе

Литература

1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие.- СПб., 2007.

2. Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. – М.: Просвещение, 2006.

3. ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С.А. Нижников, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт.- М.: Экзамен, 2007.

4. ЕГЭ-2007: Обществознание реальные варианты. Федеральный институт педагогических измерений. /Авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

5. ЕГЭ 2007.Обществознание. Сборник заданий. / Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, Эксмо, 2007.

6. ЕГЭ-2008. Обществознание. Тренировочные задания./ Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая,О. А., Котова, Е.С. Королькова, Т. Е. Лискова. - М.: Экзамен, 2007.

7. ЕГЭ 2008. Обществознание. Методические материалы. /Авт.-сост. Е.Л. Рутковская. М.: Эксмо, 2008.

8. Единый государственный экзамен 2009. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2009.

9. ЕГЭ-2009: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2008.

9. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник. – М.: Эксмо, 2008.

10. Лазебникова А.Ю ЕГЭ-2010: Обществознание: Репетитор. – М.: Просвещение, Эксмо, 20010.

11. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. ЕГЭ. Обществознание. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2007 -2011

12. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: типичные ошибки выпускников. //Преподавание истории и обществознания в школе.- 2009.- № 10.

13. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: подходы к выявлению и анализу типичных ошибок. // ОКО. Оценка качества образования. – 2008.- № 6.

14. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

15. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Общество. Духовная жизнь общества». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

16. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Человек. Познание». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

17. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Экономика». /П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

18. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Политика». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

19. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Социальные отношения». /П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

120. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Право». /П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

21. www.fipi.ru Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования», 2005-2011 гг.

Наши рекомендации