Сущность основ организационного поведения

Организационное поведение представляет собой отрасль знаний, сущность которой состоит в систематическом и научном анализе поведения отдельных личностей, групп, организаций с целью понимания, прогнозирования и улучшения показателей работы индивидуумов и, в конечном итоге, организаций, частью которых они являются.

Сущность организационного поведения заключается в описании, осознании, прогнозировании и управлении определенными явлениями и процессами.

Конечная цель изучения организационного поведения — овладение навыками управления поведением людей в процессе труда и их совершенствование. Менеджер несет ответственность за результаты выполнения рабочих заданий, а значит, возможности воздействия на поведение работников и деятельность команд имеют для него жизненно важное значение.

Предметом организационного поведения выступает взаимосвязь системы управления на всех уровнях.

Отличительной особенностью организационного поведения является междисциплинарный подход к его изучению.

Теоретическая база организационного поведения базируется на достижениях психологии, социологии, экономики, истории и философии. В свою очередь организационное поведение представляет основу для изучения целого комплекса управленческих дисциплин.

Организационное поведение включает следующие основные компоненты

Индивидуум (личность);

Группа;

Организация.

Сущность основ организационного поведения - student2.ru

Организационное поведение делит поведение людей на три основных уровня:

1) поведение личности. Предполагает изучение закономерностей поведения отдельного работника организации. Изучение поведения личности очень важно при формировании групп;

2) поведение группы. На данном уровне рассматриваются такие закономерности группового поведения, как групповое мышление, стадии формирования и развития групп, работа людей в командах и др; 3) поведение организации. Рассматривается организационная культура, философия организации и другие элементы, которые отличают поведение всех работников организации от высшего руководства до исполнителей от поведения работников и руководства других предприятий.

Тенденции организационного поведения:

1) доверие и взаимопомощь между руководителем и подчиненным. Авторитарный стиль управления уходит в прошлое. Отношения построены на взаимной выгоде и компромиссах;

2) возрастающая роль кооперации при осуществлении задач;

3) баланс между личной жизнью каждого сотрудника и его работой.

Теперь руководитель должен учитывать психологическое состояние работника, интересоваться его семейной жизнью во избежании ситуаций, когда человек находится в стрессе из-за проблем в личной жизни и не может адекватно выполнять предписанные ему обязанности.

Задачи организационного поведения:

1) раскрыть потенциал работника и предоставить ему такие полномочия, которые будут в полной мере удовлетворять его потребности и использовать имеющийся у него опыт, квалификацию и т. д.;

2) добиться научного понимания поведения работника и попытаться разработать рекомендации по управлению работниками, уделяя внимание практичности и удобству использования этих рекомендаций в реально существующих организациях.

29. Сущность контроля: понятие, объект, типы и формы. Особенности контроля в государственных и частных организациях.

Контроль – труд по наблюдению и проверке соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям – планам, нормам, стандартам, выявление результатов отклонений от требований управленческих решений и их корректировка.

Объект контроля:

· средства и предметы труда

· персонал

· производственные и управленческие процессы

Типы контроля:

· Предварительный - до начала деятельности во время определения ее целей и планов реализации

· Текущий - производится от начала деятельности до момента получения результата (компьютерная техника!!!)+менедж бай волкинг эроунд)

· Заключительный - осуществляется после выполнения какой-либо программы

Формы контроля:

· по принадлежности к предприятию субъекта контроля (внутренний, внешний)

· по основанию для обязанности (добровольный, по уставу, договорной, по закону)

· по объекту контроля (за объектом, за решениями, за результатами)

· по регулярности (регулярный, нерегулярный, специальный)

· по регулярности наблюдения – активный (наблюдения осуществляются во время всего процесс) и пассивный-!косвенный! (осуществляется дискретно, по окончании процесса)

· по решаемым задачам (производственный, управленческий, финансовый и др.)

Частные организации являются формой закрепления отношений частной собственности.

Государственные структуры часто производят услуги сосуществуя и конкурируя с частным сектором.

И, наконец, в обществе встречается немало ситуаций, где конкуренция не уместна. Это прежде всего касается охраны границ государства, военно-оборонной сферы, милиции, прокуратуры, юстиции, судопроизводства и т.п.

Контроль за деятельностью государственного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами. К таким органам следует, в первую очередь, отнести налоговые, таможенные и другие органы, осуществляющие контроль за деятельностью унитарного предприятия в иных, не урегулированных законом формах.

Федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах) управления, ежегодно утверждают программы деятельности подведомственных им федеральных государственных унитарных предприятий. Ежегодно (до 1 августа) руководитель федерального государственного унитарного предприятия представляет в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, проект программы деятельности предприятия на следующий год, разработанной по установленной форме и представляющей собой комплекс мероприятий, связанных между собой по срокам и источникам финансирования.

Мероприятия программы должны отражать основные направления деятельности в планируемом периоде по достижению целей, определенных уставом, решениями Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. Вместе с проектом программы представляется технико-экономическое обоснование планируемых мероприятий, затрат на их реализацию, а также ожидаемого эффекта от их выполнения.

Другой важной формой контроля за деятельностью государственного предприятия является представление отчетности о результатах его деятельности.

Контроль в частных организациях.

Наши рекомендации