Классификация смешанных общественных благ
Природа смешанных общественных благ разнообразна. В реальном мире существует огромное количество сочетаний признаков неконкурентности и неисключаемости, определяющих различные виды благ.
Прежде всего, ряду общественных благ присуща определенная «привязка к месту»: потребление их невозможно вне ограниченной области. С точки зрения дифференциации границ предоставления и потребления благ выделяют:
· международные;
· общенациональные (общегосударственные);
· локальные (местные) общественные блага.
Международные общественные блага доступны всем жителям планеты или определенного региона (экологические программы, результаты фундаментальных научных исследований, международная стабильность и т.п.).
Общенациональные (общегосударственные) общественные блага распространены на территории страны, представлены системой национальной обороны, правопорядка, дипломатии и т.п.
Локальные (местные) общественные блага включают блага, доступ к которым имеет лишь некоторая часть населения страны (область, район, город). Они воспроизводятся в локальных рамках. Диапазон конкретных примеров данных благ достаточно широк: освещение улиц, транспорт, дороги, свет маяка и т.п. На современном этапе в самостоятельную новую подгруппу выделились сетевые блага.
На рис. 13.3. некоторая область страны изображена в виде квадрата, разделяемого на районы – клетки. Районы делятся на два вида. В районе, охваченном сетевым благом, увеличение числа потребителей на единицу (подключение нового потребителя) не требует дополнительных издержек, т.е. предельные издержки равны нулю. Такие районы обозначены заштрихованными клетками. В районе, не охваченном сетевым благом, нет ни одного потребителя. При этом подключение нового потребителя требует издержек С, а для всех последующих жителей данного района издержки подключения равны нулю. Иными словами, подключение первого потребителя переводит район из разряда не охваченных благом в разряд охваченных. Таким образом, величина предельных издержек производителя сетевого блага зависит от того, в районе какого вида проживает новый потребитель. Поскольку заранее это не известно, предельные издержки рассчитываются как средняя ожидаемая величина по формуле: , где – удельный вес районов, не охваченных сетевым благом, в общем количестве районов области О.
Случаю, изображенному на рис. 13.3, а отвечают предельные издержки 0,75С, а случаю на рис. 13.3, б – предельные издержки – 0,25С. Как видно, с увеличением числа заштрихованных клеток (зоны охвата) предельные издержки убывают. В случае полного охвата сетевым благом всего населения предельные издержки равны нулю и сетевое благо фактически становится общественным благом.
Корнейчук Б.В. Информационная экономика. – СПб.: Питер, 2006. – С. 206.
Локальные общественные блага называются также коллективными. Данный термин часто применяется в отношении благ, которые потребляются небольшой группой людей и имеют сравнительно узкие границы несоперничества и неисключаемости. Для их характеристики выделяют следующие две категории смешанных благ:
· перегружаемые, или переполняемые;
· исключаемые, или общественные блага с ограниченным доступом.
Перегружаемые или переполняемые блага характеризуются тем, что свойство неконкурентности (несоперничества) выполняется лишь до определенного момента. Появление большого количества дополнительных потребителей приводит к снижению полезности, получаемой от этого блага уже существующими пользователями. К таким благам относятся чаще всего блага с ограниченной вместимостью: теннисные корты, пляжи, бассейны, библиотеки, мосты, дороги, зрелища и т.д.
Пример. Типичный пример перегружаемого блага – автомобильная дорога. Будем считать, что полезность, получаемая водителем транспортного средства, зависит только от скорости его движения. Увеличение числа машин не влияет на полезность водителей автомашин, уже передвигающихся по дороге, но лишь до определенного уровня. Рано или поздно рост интенсивности движения приведет к возникновению внешних эффектов – снижению скорости движения и, следовательно, к убыванию полезности водителей. Предельные общественные затраты, начиная с момента перегрузки, будут расти на величину предельных внешних эффектов, в то время как для чистого общественного блага предельные общественные затраты на предоставление данного объема блага каждому дополнительному потребителю после первого будут равны нулю (рис. 13.4). На рис. 13.4, б точка перегрузки обозначена РС (point of congestion).
50 лекций по микроэкономике. Т. 2. – М., СПб., 2005. – С. 396.
В «точке перегрузки» (РС) предельные издержки предоставления услуги дополнительному потребителю становятся положительными. Причем повышения издержек при увеличении числа потребителей две:
· рост расходов на содержание объекта, возрастание степени износа;
· снижение «качества» предоставляемых услуг после «перегрузки».
Для предотвращения «перегрузки» общественных благ целесообразно вводить оплату, равную предельным издержкам. Цена должна побуждать потребителей принимать во внимание вызываемое ими уменьшение полезности для других. Например, плата за проезд в транспорте не столько компенсирует издержки на его содержание, сколько предотвращает перегрузку.
Если приток пользователей изменяется во времени, цены могут меняться синхронно в течение суток, дней недели, сезонов и т.д. Например, за пользование Интернетом более высокие цены устанавливаются в часы «пик», сниженные – в ночное время, выходные дни и т.п. Аналогично могут действовать системы скидок, надбавок. В оптимуме перегрузка (отрицательный внешний эффект) должна быть целиком интернизирована через цену.
Исключаемые общественные блага, или общественные блага с ограниченным доступом – это такие блага, которые неисключаемы и неделимы лишь до определенного уровня потребления. Могут существовать различные механизмы ограничения доступа к благу. Важно, чтобы уровень издержек исключения был не высок. В итоге совместно потребляемое благо как бы дробится, превращаясь в «пучок» частных благ, совокупность индивидуальных услуг, нередко отличающихся друг от друга своими характеристиками. Например, доступ к благу может регулироваться продажей билетов, уплатой взносов и т.п. В свою очередь, цена билета может зависеть от расположения мест.
Издержки на исключение не являются раз и навсегда данными. Они могут значительно меняться под воздействием технического прогресса, что позволяет вводить плату там, где ранее это было невозможно. В этих условиях граница между общественными и частными благами будет значительно смещаться. Например, появление кабельного телевидения позволило продавать потребителям различные пакеты видеоуслуг.
Особой группой смешанных благ являются квазиобщественные, социально-значимые или достойные блага. Это блага, потребление которых считается желательным, исходя из политических или социальных целей общества. К ним относятся услуги здравоохранения, народного образования, культуры и т.п. На них достаточно легко установить принцип исключения, что позволяет поставлять их на базе рыночного механизма. Однако в связи со значительными позитивными эффектами для общества это оказывается нежелательным, поскольку рыночная система не станет их производить в достаточном количестве. Поэтому правительство берет на себя их производство или финансирование, чтобы не допустить возможного возникновения дефицитного выделения ресурсов в эту сферу. Подобные товары и услуги иногда называют квазиобщественными (условно государственными) благами.
В соответствии с рыночными принципами пользоваться медицинской помощью могут только те, кто готов оплатить услуги. Но по современным представлениям это социально несправедливо. Далеко не все граждане заключают договор о добровольном медицинском страховании. В результате может быть нанесен ущерб здоровью нации. Поэтому во многих развитых странах с рыночной экономикой введено всеобщее обязательное медицинское страхование, существующее на государственные дотации.
Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики – М.: БЕК, 1997. – С. 38.
В случае социально-значимых благ обоснование возможности нарушения суверенитета потребителя базируется на следующих аргументах:
· ограниченной информированности субъектов;
· недостаточном уровне образования;
· низком уровне гражданской ответственности.
Нарушение принципа информированности может касаться всех товаров, но чаще всего затрагивает именно социально-значимые товары. Это связано с их спецификой: общественным характером потребления; сложностью определения четких качественных параметров; непосредственным влиянием на здоровье, безопасность людей. Поэтому неполнота рынков должна устраняться. Информация должна быть неисключаемой, общедоступной, бесплатной, т.е. становиться общественным благом.
Определим условия, при которых информационный продукт является общественным благом. Изначально он возникает в мозгу конкретного человека, который выступает его первым потребителем. Теоретически он может стать единственным потребителем информационного продукта, если сохранить его в секрете. На практике число потребителей информационного продукта и интенсивность его использования определяются следующими факторами:
· общественная востребованность информации. Чем она выше, тем больше число потребителей информации при прочих равных условиях. Если информационный продукт не относится к знанию, т.е. он малозначим, то вероятность его превращения в общественное благо невелико;
· характер поведения индивидов. Если поведение всех членов общества соответствует модели «экономического человека» или модели «идеального рыночного агента», т.е. все индивиды относятся к рыночному типу, то потребление информации является платным, а потому несвободным. Если все члены общества готовы безвозмездно передавать имеющуюся у них информацию другим индивидам, т.е. они относятся к нерыночному типу, то потребление информации является бесплатным, а число потребителей больше, чем в предыдущем случае;
· трансакционные издержки при передаче информации. Даже если информационный продукт относится к знаниям и передается от индивида к индивиду безвозмездно, он остается временно недоступным для некоторых членов общества, поскольку передача информации требует определенных затрат времени и материальных ресурсов. Чем выше суммарные трансакционные издержки в обществе, тем меньше при прочих условиях число потребителей информационного продукта, причем вне зависимости от того, кто несет эти издержки.
С развитием информационных технологий трансакционные издержки по передаче информации сокращаются, и данный фактор оказывает все меньшее влияние на численность потребителей информационного продукта.
Корнейчук Б.В. Информационная экономика. – СПб.: Питер, 2006. – С. 100-101.
Ограниченность информации, низкий уровень образования не позволяет индивиду сделать правильный выбор. Поэтому государство считает возможным при появлении тенденций, свидетельствующих об ухудшении структуры индивидуальных предпочтений в сторону социально-вредных благ (табак, алкоголь, наркотик) и недостаточном потреблении социально-значимых, нарушить суверенитет потребителей, являющийся основой Парето-оптимальности. Государство стимулирует потребителей к обязательному среднему образованию, всеобщей вакцинации, ежегодным медицинским осмотрам и т.д.
Проблема государственного патернализма состоит в том, что он всегда в большей или меньшей степени основан на авторитарных действиях. Возникает опасность, что смешанный характер данных благ станет прикрытием для волеизъявления государственных чиновников и послужит оправданием «экспансии» государства. Поэтому во имя «этики рыночной свободы» их перечень должен подвергаться постоянной ревизии. Классификация смешанных благ приведена на рис.13.5.
Таким образом, перед государством встает задача правильной оценки подлинных потребностей населения, масштабов необходимых общественных услуг и путей их финансирования.