Источники экономической прибыли. Роль фактора неопределенности в формировании экономической прибыли
Источниками экономической прибыли являются: неопределенность и риски; неопределенность и инновации; монопольная власть.
Первый источник экономической прибыли выражается в том, что в условиях рыночной экономики, для которой характерна экономическая свобода субъектов, любому виду предпринимательской деятельности свойственны неопределенность и риски. Имеется в виду неопределенность в оценке рыночной ситуации (обладание предпринимателем неполной или недостаточной информацией о состоянии внешней среды и возможных ее изменениях) и риски – возможности неблагоприятного (необязательно ожидаемого) исхода действия, предпринятого в условиях неопределенности. В условиях неопределенности и рисков стоимость реализованного продукта крайне редко равна общим факторным затратам (явным и неявным) на его создание (даже при конкурентной среде). Это дает начало создания экономической прибыли. Выделяют два класса собственников факторов производства. Во-первых, те, размеры вознаграждения которых за предоставление фактора (труд, земля, капитал) в пользование устанавливаются до определения рыночных результатов производства и получают доход в соответствии с договором (заработная плата, рента, процент). Во-вторых, те, размеры вознаграждения которых за использование фактора (предпринимательские способности) зависят от рыночных результатов производства, и получают недоговорные или остаточные доходы (прибыль). Если бы все выплаты за использование факторов производства действительно были функцией результатов проведенных операций, то не образовалось бы никакой экономической прибыли. Однако на практике соглашения о выплатах включают неизменные обязательства. Следовательно, если принять во внимание защитную стратегию, обязательства даются на основе неких субъективных распределений вероятности. Разность между ожидаемыми результатами, установленными на основе тех условий, на которых контракты вступили в силу, и результатами, полученными в действительности, является мерой экономической прибыли.
Второй источник экономической прибыли выражается в том, что неопределенность и инновация тесно связаны между собой. Новатор своими действиями вводит неопределенность. Совершенно очевидно, что отказ от испытанного и знакомого в пользу нового создает ситуацию, когда лицо, принимающее решение, обладает неполной информацией (неопределенность, риск), а это один из факторов возможности экономической прибыли. Однако и сами по себе инновации способны быть источником экономической прибыли. Инновация – это акт изменения функции производства или полезности. Она включает производство новой продукции, изменение технологического прогресса, совершенствование методов производства и т.п. Без инноваций экономика придет в устойчивое состояние, т.е. в движение по кругу (если не вмешаются экзогенные силы). Однако благодаря инновациям возникает следующая спираль развития экономики. Предприниматель реализует некую инновацию, что позволяет ему на время стать лидером в отрасли, а значит, временно сконцентрировать в своих руках рыночную власть. В результате этого он получает экономическую прибыль. Вследствие подражания новатору другими предпринимателями его рыночная власть слабеет, и прибыль в последующем аннулируется. Следовательно, для предпринимателя, вводящего инновации, единственным путем получения постоянной экономической прибыли являются непрерывные нововведения. Из сказанного видна огромная социальная значимость предпринимателя, осуществляющего нововведения. «Предприниматель – орудие прогресса». Экономическая прибыль – это награда за нововведения, что побуждает предпринимателя вводить инновации снова и снова, и таким путем он ведет общество к непрерывному прогрессу.
Третий источник экономической прибыли выражается в том, что эффективная деятельность предпринимателя зачастую приводит к монополизации его положения в отрасли, что обеспечивает получение монополистической прибыли (составляющий элемент экономической прибыли). Существует ряд причин, позволяющих сконцентрировать предпринимателю рыночную власть в своих руках: первая причина – минимизация издержек производства и высокая эффективность, обусловленные экономией на масштабах производства; вторая причина – предприниматель может обладать контролем над некоторыми уникальными факторами и условиями производства (ограниченный доступ к природным ресурсам, технологические процессы, знания, защищенные патентом или содержащиеся в секрете и т.п.); третья причина – государственное ограничение притока предпринимателей в отрасль (монополии могут существовать в силу того, что они покупают или им предоставляют исключительное право на продажу некоего блага). Предприниматель, монополизировавший отрасль по той или иной причине, концентрирует в своих руках рыночную власть, что позволяет ему устанавливать оптимальный для него уровень цен, максимизирующий получение монополистической (экономической) прибыли, ограничиваясь при этом исключительно эластичностью спроса по цене. Источником образования дополнительной монопольной прибыли (следовательно, и экономической прибыли) служит ценовая дискриминация – политика назначения разных цен на продукцию одинакового качества, для различных категорий потребителей (по доходам, по территориям проживания и т.п.) на основе разницы в эластичности их спроса. Политика ценовой дискриминации может также реализоваться через нелинейное ценообразование, когда сумма, которую платит клиент, не является прямо пропорциональной величине его покупки. Скидки в зависимости от количества покупаемой продукции являются наиболее типичными примерами нелинейного ценообразования.
Основные выводы
1. Термин «капитал» в экономической теории имеет, как минимум, два значения. Во-первых, под ним понимаются определенные средства, применяемые в производственном процессе. В данном случае «капитал» – это фактор производства, т.е. «реальный капитал», выступающий в виде зданий, сооружений, станков и других материальных и нематериальных факторов производства длительного пользования. Затраты на капитальные блага осуществляются за счет привлеченных средств под определенный процент. В этом случае капитал выступает в денежной форме. Продажа и приобретение заемных фондов осуществляется на финансовом рынке. На нем субъекты экономики, которые сберегают определенную долю своего дохода, предоставляют эти средства взаймы инвесторам, осуществляющим приобретение капитальных благ. В качестве сберегателей выступают, как правило, домохозяйства. Несмотря на то, что и фирмы могут предоставлять свои денежные фонды взаймы, а домохозяйства не только сберегают, но и нередко осуществляют покупки за счет кредита; в целом производственные предприятия выступают в качестве чистых заемщиков, а домохозяйства – чистых кредиторов.
2. Трансформация сбережений в инвестиции может осуществляться по двум каналам: 1) по прямому, т.е. через фондовый рынок, на котором заемщики продают, а кредиторы покупают акции или облигации; 2) через финансовых посредников, основными из которых являются банки. Последние привлекают средства сберегателей в виде депозитов и предоставляют их заемщикам в качестве кредитов.
3. Банки по сравнению с рынком ценных бумаг, обладают тем преимуществом, что они консолидируют депозиты в один общий заемный фонд, который затем распределяется на множество кредитов, существенно различающихся по суммам, срокам, целевым направлениям, а также процентным ставкам (последние будут тем выше, чем выше банк оценивает риск невозврата кредита). Кроме того, они обладают существенными организационными и информационными ресурсами для анализа инвестиционных проектов, контроля за их реализацией. Все это объясняет, почему банки играют наиболее значительную роль в трансформации сбережений в инвестиции. Даже в США, где роль банковской системы относительно невелика (по сравнению, например, с Германией и Японией), доля фондового рынка во всех источниках внешнего финансирования предприятий составляет менее трети (в Германии – около 10%, в Японии – около 15%). Ведущее место в этих и других странах принадлежит банковской системе. Это же относится и к Республике Беларусь.
4. Инструменты фондового рынка включают первичные (акции, облигации, краткосрочные долговые обязательства) и вторичные, которые возникают на основе первичных (это фьючерсы, опционы, варранты и др.). Акция – это ценная бумага, удостоверяющая право на определенную часть собственности, по которой выплачиваются дивиденды. Облигация – это срочное долговое обязательство, по которому выплачивается определенный процент. Вторичные инструменты (деривативы) – это контракты, определяющие условия будущей покупки или продажи первичных инструментов. Следует подчеркнуть, что только операции на первичном рынке, т.е. рынке, где осуществляется покупка и продажа вновь выпущенных ценных бумаг, обеспечивают трансформацию инвестиций в сбережения. На вторичном рынке, где осуществляются операции с ранее выпущенными ценными бумагами, происходит лишь перераспределение активов.
5. Норма процента по заемным фондам представляет собой своеобразную «цену времени», т.е. плату (кредитору) за отказ от сегодняшнего потребления, и за возможность осуществления существенных расходов, минуя потерю времени на осуществление накоплений за счет собственных средств (для заемщика). Процентные ставки делятся на номинальные и реальные. Последние – это номинальные, скорректированные на темп инфляции. Поскольку он точно заранее не известен, иногда реальные процентные ставки определяются как номинальные, скорректированные на темп ожидаемой инфляции.
6. В связи с тем, что инвестиции относятся к области долгосрочных решений и прибыль от них получается в течение длительного времени, возникает проблема сопоставления разновременных стоимостных величин. Она решается с помощью дисконтирования, которое заключается в приведении прибылей и затрат к базовому периоду. Как правило, при этом используется реальная норма процента. Рост процентных ставок, при прочих равных условиях, ведет к снижению чистой дисконтированной стоимости инвестиций и снижению спроса на них.
7. Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – сегмент финансового рынка (наряду с рынками ссудного капитала, валютным, страховым и рынком золота), в рамках которого обращаются специфические финансовые инструменты – ценные бумаги.
Рынок ценных бумаг с сопутствующей ему системой финансовых институтов – это та сфера, в которой реализуются отношения собственности, формируются финансовые источники экономического роста, концентрируются и распределяются инвестиционные ресурсы. Повысить долю производственных инвестиций невозможно без использования потенциальных возможностей рынка ценных бумаг.
8. Акции – ценные бумаги, аккумулирующие совокупность прав: на получение текущего дохода в виде дивиденда, на участие в управлении делами компании и на получение доли капитала компании (в случае ликвидации).
9. Облигации –ценные бумаги, инструменты долгового финансирования, наделяющие инвесторов двумя основными видами прав: право на возврат вложенного капитала по истечении оговоренного срока и право на получение текущего дохода в виде процента либо дисконта.
10. Кроме труда и капитала, к факторам производства следует отнести предпринимательство, которое заключается в поиске и внедрении новых технологических и организационных форм производственных и сбытовых процессов, обеспечивающих их высокую эффективность. Предпринимательская способность как фактор производства имеет свою специфическую оплату – предпринимательский доход. В свою очередь, предпринимательский доход – это та плата, которую получает предприниматель за свои организаторские способности по объединению и использованию экономических факторов, за риск убытков от их использования, за хозяйственные инициативы (инновации) и монопольную рыночную власть. В экономической теории предпринимательский доход делят на две части: нормальную и экономическую прибыль. К первой относят как бы гарантированный доход предпринимателя, плату за обычный рутинный труд по управлению предприятием; ко второй – плату за риск, инновации, монопольную власть, плату за тот управленческий труд, который ведет к достижению уровня прибыли выше минимально допустимого.
Основные понятия
Акция
Амортизация
Валовые инвестиции
Дисконтирование
Инвестиции
Капитальные блага
Моральный и физический износ
Норма процента
Облигация
Оборотный капитал
Основной капитал
Предприниматель
Предпринимательский доход
Реальные и номинальные процентные ставки
Риск
Чистая приведенная стоимость
Чистые инвестиции
Вопросы для самопроверки
1. Что такое капитал как фактор производства?
2. Что такое «денежный капитал»? Кто является его «поставщиком»? Чем определяется его предложение?
3. Что такое норма процента? Какие виды процентных ставок вы знаете?
4. Назовите и опишите основные инструменты и сегменты рынка ценных бумаг.
5. В чем заключается функция предпринимательства как фактора производства? В чем экономический смысл «предпринимательского дохода».
Задачи и тесты
1. Реальная процентная ставка – это (да или нет?): 1) доля процентных платежей, которую фактически получает кредитор; 2) номинальная процентная ставка, скорректированная на темп фактической инфляции; 3) номинальная процентная ставка, скорректированная на темп ожидаемой инфляции; 4) максимальный уровень процентной ставки, который заемщик реально способен оплатить; 5) верны ответы (2) и (3); 6) верны ответы (1) и (4).
2. Дисконтирование применяется для (да или нет?): 1) приведения разновременных стоимостных величин к одному времени; 2) очищения разновременных стоимостных величин от влияния инфляции; 3) принятия инвестиционных решений; 4) оценки инвестиционных проектов; 5) сопоставления различных процентных ставок.
3. Используя данные вставки «Влияние нормы процента на NPV», определите NPV проектов, принимая уровень реальной процентной ставки, равный 12% годовых, и NPV проектов, при условии, что номинальная ставка составляет 16% годовых, а темп ожидаемой годовой инфляции – 5%.
Литература
1. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М.: ИНФРА-М, 2000.
2. Кац М., Роузен Х. Микроэкономика. – Мн.: Новое знание, 2004.
3. Курс экономической теории / Под ред. А.В. Сидоровича. – М., 2000.
4. Тихонов А.О. Деньги, денежно-кредитная политика и экономическая трансформация. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002.
5. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. – СПб., 1992.
ГЛАВА 9. РЫНОК ЗЕМЛИ
Земля наряду с другими факторами участвует в процессе производства. Как и любой другой фактор производства, земля порождает определенный доход – ренту. Без анализа земельных и, в частности, рентных отношений невозможно понять ценообразование как на сельскохозяйственную продукцию, так и в строительстве и в ряде других отраслей, связанных с использованием земельных участков.