Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

Порядок оформления контрольной работы.

1. Работу следует выполнять в тетрадях или на скреплённых листах формата А4, оставляя поля для замечаний, возникших при проверке работы.

2. На обложке необходимо указать название ВУЗа, название работы, специальность, фамилию, имя, отчество, номер выполняемого варианты контрольной работы.

3. Страницы работы следует пронумеровать. Обязательно приводить условие задачи, используемые формулы, полный порядок расчёта результата и единицы его измерения, если они используются.

4. Полученные результаты следует обязательно прокомментировать, то есть должен быть дан их подробный и содержательный анализ.

5. Абсолютно идентичные работы, а также работы, переснятые на ксероксе, не принимаются и не рассматриваются.

Распределение вариантов контрольных заданий

  Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4
Начальная буква фамилии студента  
  Г В Б А
  З Ж Е, Ё Д
  Л М К И
  Р П О Н
  Ф У Т С
  Ш Ч Ц Х
  Я Ю Э Щ
           

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы.

При решении задачи №1 необходимо выделить две группы территорий и охарактеризовать их особенности с помощью системы показателей. Для проведения группировки рекомендуется расположить территории по возрастанию группировочного признака, указанного в условии, и отделить территории одной группы от другой.

Для построения системы показателей выполняется расчёт итоговых значений только первичныхпризнаков по каждой группе и по всему множеству. Система показателей включает в себя: а)число территорий в каждой группе и, в том числе, в % к итогу; б)средние значения первичных признаков в расчёте на 1 территоррию; в)относительные характеристики как соотношение суммарных значений двух первичных признаков.

Например, стоимость ВРВ на 1-го занятого в экономике, тыс. руб.=

= Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru стоимость ВРП : Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru численность занятых в экономике.

Результаты группировки и сводки оформляются в заключительной таблице. Сравнительный анализ полученных результатов выполняется по группам и между группами, краткие выводы излагаются в аналитической записке.

При решении задачи №2 необходимо, в первую очередь, определить единицу изучаемого множества, её первичные и вторичные признаки. По первичным признакам расчёт общей средней выполняется по схеме простой арифметической. Для вторичного признака определяем схему расчёта его индивидуальных значений и выражаем неизвестный по условию задачи признак через известные, используя их буквенные обозначения. Полученную расчётную схему используем для определения общей средней.

Например, по условию задачи по нескольким предприятиям известна стоимость продукции - Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru и выработка продукции на 1-го работника - Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru . Так как признак Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru является первичным, значение его общей средней рассчитаем по простой арифметической: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru .

Признак Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru -вторичный, его индивидуальные значения получены по формуле:

Стоимость продукции : Численность работников. Численность работников по условию неизвестна, но её можно найти, если выразить через Стоимость продукции и Выработку на 1-го работника, то есть, Численность работников= Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru . Тогда общая средняя будет рассчитана следующим образом: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru . Здесь использована средняя гармоническая взвешенная, а весом является первичный признак Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru - Стоимость продукции. Следует помнить, что весом всегда выступает первичный признак, в какой бы сложной форме он ни присутствовал в используемом расчёте.

При решении задачи №3 необходимо определить границы “открытых” интервалов, применяя величину интервала Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru , которая для всех групп остаётся одинаковой. Далее выполняется расчёт серединного значения признака в каждом интервале как полусуммы его максимального и минимального значений: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru . Расчёт показателей вариации основан на использовании формул для вариационного ряда, то есть, в расчёте участвуют частоты - Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru . Необходимо рассчитать среднее значение признака - Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru , среднее квадратическое отклонение - Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru , коэффициент вариации - Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru , коэффициент асимметрии - Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru , значение моды - Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru и медианы - Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru . Здесь Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru - центральный момент третьего порядка; Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru . Вариационный ряд иллюстрируют полигон распределения частот и гистограмма. При построении полигона ломаная линия должна пересечь ось ОХ в середине «нулевого» интервала и «К+1» интервала, которые имеют нулевые частоты: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru , иначе площади полигона и гистограммы не будут равны.

В задаче №4 предполагается выполнить расчёт абсолютных и нормированных показателей различий 2-х структур. Средние арифметические показатели Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru , Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru определяются по следующим формулам: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru ; Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru . Здесь Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru и Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru - показатели удельного веса, оценивающие отчётную и базисную структуры и выраженные в процентах: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru . Показатель Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru определяет на сколько процентов в среднем отличается удельный вес каждой группы отчётной и базисной структуры, а оценка Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru показывает сколько процентных пунктов составляют фактические различия двух структур от величины их предельных различий, составляющих 200%.

Средние квадратические показатели различий 2-х структур характеризуются особым порядком расчёта: здесь используется форма квадратической средней:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru ; Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru (процентных пунктов).

Коэффициент Гатева принадлежит к группе квадратических нормированных характеристик и показывает сколько процентных пунктов составляют фактические различия 2-х структур от их возможных различий: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru (процентных пунктов).

Решение задачи №5 начинается с выяснения природы изучаемых явлений: относятся они к категории соизмеримых или несоизмеримых. Для несоизмеримых явлений характерна различная физическая форма и разное потребительское назначение.

Затем анализируется связь признаков, значения которых приведены в условии задачи. При использовании индексов обычно предполагается наличие жёсткой мультипликативной связи признака-результата и признаков-факторов: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru Например, зависимость товарооборота - Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru от физического объёма реализованных товаров разного вида - Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru и от цен за единицу товара каждого вида - Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru . Следует определить, какой из признаков данной системы отсутствует в условии задачи и рассчитать его значения в базисном и отчётном периодах. Если, например, отсутствует Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru , тогда Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru ; если отсутствует Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru , тогда Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru ; если отсутствует Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru , тогда Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru .

Например, для оценки происшедших изменений признаков W, Q и P выберем систему индексов для анализа несоизмеримых явлений: систему индивидуальных индексов - Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru и систему сводных (агрегатных) индексов - Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru .

Расчёт сводного индекса признака-результата - W выполняется по схеме:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru . Например, Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru или 102,6%.

Уровень товарооборота в отчётном периоде составил в среднем 102,6% от его уровня в базисном периоде, то есть он увеличился в среднем на 2,6% (1,026*100%-100%=2,6%), что составило 5,2 например, млн. руб. (205,2-200,0=5,2 млн. руб.).

Сводный индекс первичного признака-фактора Q рассчитаем по схеме:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru . Следует выполнить расчёт Wусловное = Q1*P0. и определить величину Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru .

В нашем примере: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru или 108,0%. Уровень отчётных значений физического объёма продаж – Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru составил от уровня его базисных значений в среднем 108%. Значения физического объёма - Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru за отчётный период увеличились в среднем на 8%, это привело к увеличению значений товарооборота -W на 16 млн. руб.

Сводный индекс вторичного признака-фактора P рассчитаем по схеме:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru .

В нашем примере: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru или 95,0%. Уровень цен - Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru на товары разного видав отчётном периоде составил в среднем 95% от уровня их значений в базисном периоде, то есть цены - Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru за отчётный период уменьшились в среднем 5%, это привело к уменьшению значений товарооборота -W на 10,8 тыс.руб.

Представим результаты в виде системы индексов в относительной форме: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru или 1,026 = 1,080 * 0,950. Из двух факторов, влияющих на результат, один изменился в большей мере: на + 8% ( Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru или 8% прироста), а другой – в меньшей степени: на –5% ( Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru или 95%, то есть прирост составил – 5%).

Представим в виде системы величину абсолютных размеров прироста результата за счёт каждого фактора:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru или + 5,2 млн. руб. = + 16,0 млн.руб. + (–10,8) млн.руб.

В нашем примере, в результате увеличения физического объёма продаж товарооборот увеличился на 16,0 млн.руб., а за счёт снижения цен товарооборот уменьшился на 10,8 млн.руб. В целом же, совместное влияние обоих факторов привело к увеличению товарооборота на 5,2 млн.руб.; это было вызвано более сильным воздействием возросшего физического объёма продаж.

При решении задачи №6 необходимо по информации об изменениях цен рассчитать индивидуальные индексы цен: если по условию задачи известны значения Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru , тогда Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru . Для расчёта общего индекса цен воспользуемся схемами расчёта Пааше: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru и Ласпейреса: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru . Для их расчёта по условию задачи необходимо использовать форму сводного индекса как среднего из индивидуальных, применяя либо гармоническую взвешенную, либо арифметическую взвешенную. В первом случае весом выступают отчётные значения признака-результата –W1. В другом случае, весом выступают базисные значения признака-результата –W0. Исходная расчётная формула может быть упрощена, если вместо значений W1 и W0 использовать в качестве веса показатели отчётной или базисной структуры признака-результата, то есть Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru или Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru . В этом случае расчётные схемы будут иметь вид:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru .

В данном случае для расчёта сводного индекса цен необходимо единицу разделить на полученный результат, который представляет собой величину, обратную значению сводного индекса цен. В расчёте участвует отчётная структура потребления, в которой нашла отражение склонность населения к потреблению более дешёвых товаров и тех, на которые цены снизились в меньшей степени, то есть здесь учтена эластичность потребительского рынка.

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru .

Индекс Ласпейреса получен как средний арифметический из индивидуальных индексов цен, скорректированных на базисную структуру признака-результата. Индекс цен Ласпейреса (в отличие от индекса цен Пааше) не учитывает эластичность потребительского рынка. Различия в значениях индексов цен Пааше и Ласпейреса, которые известны как эффект Гершенкрона, объясняются указанными особенностями их построения.

Решение задачи №7 начинается с выяснения природы изучаемых явлений: относятся они к категории соизмеримых или несоизмеримых. Соизмеримые явления характеризуются одинаковой физической формой и общими, едиными потребительскими свойствами, назначением и использованием. Например, необходимо изучить зависимость и изменения значений признаков: W –стоимость произведённой продукции; T – численность работников; S – выработка продукции в среднем на 1-го работника. Зависимость признаков выражается соотношением: Wi = Ti * Si .

Отсутствующие в условии задачи значения признаков у изучаемых единиц совокупности необходимо рассчитать: неизвестные значения Wi = Ti * Si; неизвестные значения Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru ; неизвестные значения Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru .

Для анализа соизмеримых явлений используются система сводных индексов: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru .

В условии задачи предлагается рассмотреть ту часть системы, где более подробно анализируются факторы изменения среднего значения вторичного признака и рассчитать индекс переменного состава - Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru , индекс постоянного состава - Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru и индекс структурных сдвигов - Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru , то есть систему сводных индексов в относительной форме:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru .

Для расчёта указанных индексов необходимы значения общей средней выработки, которые определяются по формуле: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru .

Индекс переменного состава или индекс общей средней рассчитаем по схеме:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru .

В нашем примере Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru (тыс.руб.); Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru (тыс.руб.), тогда Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru или 107,0%. Общая средняя выработка отчётного периода оставила от уровня базисного периода 107%, то есть средняя выработка возросла на 7%

Индекс постоянного состава или индекс собственно выработки покажет как изменилась общая средняя под влиянием изменений индивидуальных значений вторичного признака; его значение определим по схеме:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru .

В расчёте участвует условная средняя выработка, значение которой определяется на основе условной величины результата – условной стоимости продукции; её необходимо предварительно рассчитать.

В нашем примере Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru (тыс.руб.). Тогда: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru или 104,3%.

Индекс постоянного состава показывает, что в результате изменения индивидуальной выработки работников общая средняя выработка в отчётном периоде составила 104,3%, то есть возросла на 4,3%.

Индекс структурных сдвигов оценивает изменения общей средней под влиянием изменений удельного веса единиц с высокими и низкими значениями вторичного признака-фактора.

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru или 102,6%.

В результате увеличения удельного веса работников с высоким уровнем выработки и уменьшения удельного веса работников с низким уровнем общая средняя выработка составила 102,6% от базисного уровня, то есть возросла на 2,6%. Если бы в структуре произошли противоположные изменения, тогда бы общая средняя уменьшилась, а величина индекса структуры была бы меньше единицы.

Представим полученные результаты в виде системы индексов в относительной форме:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru ; в нашем примере 1,070 = 1,043 * 1,026.

Увеличение общей средней выработки на 7% произошло в результате увеличения индивидуальной выработки на 4,3% и на 2,6% за счёт изменений в структуре работников. Из двух факторов, повлиявших на увеличение общей средней выработки, изменения индивидуальной выработки были более значительными, а их влияние на увеличение общей средней - более сильным, чем влияние изменений в структуре работников.

В задаче №8 необходимо сформировать случайную бесповторную выборку, рассчитать по ней значение средней ( Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru ) и доли ( Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru ), их ошибки ( Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru и Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru ) и построить доверительный интервал ( Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru и Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru ) возможных значений генеральной средней и генеральной доли.

При формировании выборочного множества используют либо механический отбор, либо жеребьёвку, обычно применяя таблицу случайных чисел (ТСЧ). Механический отбор предполагает расчёт шага отбора - Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru ; где Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru - число единиц генерального множества; Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru - число единиц выборочной совокупности. Порядковый номер первого элемента выбирается случайно, например, по ТСЧ. Если первый элемент выборки имеет номер= 7, то при h = 15 в выборку будут отобраны единицы с номерами 7, 22, 37, 52, 67 и т.д.

При использовании ТСЧ устанавливается и фиксируется в комментариях правило, по которому будут отбираться пятизначные числа и их используемые разряды. Например, отбираем числа, двигаясь слева направо по строке, начиная с ячейки первой графы первой строки. Из выбранных 5-тизначных чисел используем первую и вторую цифры. В Приложении дана таблица случайных чисел (таблица 2). По указанному правилу производим отбор чисел и их цифр: 66194, 28926, 99547, 16625, 45515, 67953, 78240, 43195, 24837, 32511, 00833, 88000, 67299, 68215, 11274. Если генеральное множество содержит, например, 70 единиц, то номера 99547, 78240, 00833 не используются. Если выборка бесповторная, то раз отобранная единица, например, с номером 67 (67953), в дальнейшем отборе не участвует.

Из таблицы исходных данных выписываем значения изучаемого признака Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru у единиц, отобранных в выборку. Например, при изучении среднедушевых расходов населения РФ отобраны 10 территорий с указанными номерами и по ним собраны сведения о сумме ежемесячных среднедушевых расходов населения, тыс. руб.

N Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru ,%
п/п
X 12,82 1,40 1,59 1,48 1,22 1,14 1,59 2,26 2,65 1,83 27,98 2,798 3,37
n’ + + + + + + + х х х

Рассчитаем Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru =2,798 тыс.руб., Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru =3,37 тыс.руб., число территорий n’ =7, где расходы меньше среднедушевых ежемесячных ресурсов семьи, которые составляют 2,17 тыс. руб., и их долю Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru =0,70.

Определим значения средних возможных ошибок средней и доли:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru (тыс.руб.);

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru или 13,5%.

С вероятностью P=0,972 определим величину предельных ошибок средней и доли. Для P=0,972 коэффициент доверияt=2,2.

Тогда Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru (тыс.руб.); Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru или 29,7%.

Определим границы доверительного интервала возможных значений генеральной средней - Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru и генеральной доли Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru .

Границы значений генеральной средней: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru = 2,798 Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru . С вероятностью 97,2% можно утверждать, что уровень среднемесячных душевых расходов населения РФ находится в интервале от 0,609 до 4,987 тыс. руб. Возможные значения генеральной средней располагаются в достаточно широких границах, это указывает на невысокую точность выводов. Но при этом высока надёжность границ, так как они позволяют оценить значение генеральной средней по результатам 97,2% всех возможных выборок данного объёма.

Значение генеральной доли будет находится в интервале: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru . С вероятностью 97,2% можно утверждать, что доля территорий, где расходы меньше средних ресурсов семьи будет находиться в интервале от 40,3% до 99,7%. Границы доверительного интервала также достаточно широкие, но они сочетаются с высокой вероятностью отражения значения генеральной доли. Основная причина широких границ доверительного интервала в том, что значения величины расходов –X характеризуются чрезвычайно высокой вариацией ( Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru ), которая объясняется присутствием в выборке территории с порядковым номером 11 (г.Москва; X11 = 12,82 тыс.руб.), для которой характерно аномально высокое значение изучаемого признака. В том случае, если бы состав объектов выборки сформировался иначе и указанная территория в выборку не попала, результаты были бы точнее.

Решение задачи № 9 начинаем с определения вида динамического ряда: является он интервальным или моментным. Формальной отличительной чертой моментного ряда является заданность его значений по состоянию на определённую дату. Значения уровней интервального динамического ряда формируются в течение определённого периода времени и поэтому приводятся за определённый отрезок, интервал времени.

Перечень показателей динамики за каждый год периода включает в себя: а) абсолютный прирост – d (цепной и базисный); б) абсолютное ускорение – D; в) темп роста (цепной и базисный) – К; г) относительное ускорение – U; д) темп прироста (цепной и базисный) – T; е) абсолютное значение 1% прироста – А. Результаты оформляются в расчётной таблице.

Абсолютное ускорение Dt показывает на какую величину изменился абсолютный прирост за данный год по сравнению с абсолютным приростом за предыдущий год: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru . Относительное ускорение Ut показывает во сколько раз темп роста данного года отличается от темпа роста предыдущего года: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru .

Абсолютное значение 1% прироста рассчитывается по следующей схеме:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru .

С помощью показателей динамики за каждый год и графика проводится периодизация динамического ряда, то есть изучаемый отрезок времени разделяется на качественно однородные периоды, для каждого из которых характерна специфическая форма основной тенденции. Особенности каждого периода находят своё количественное отражение в значениях динамических средних. Перечень динамических средних включает: а) среднегодовой уровень ряда – Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru ; б) среднегодовой абсолютный прирост – Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru ; в) среднегодовой темп роста – Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru . Порядок их расчёта рассмотрим на примере.

Количество рублёвых счетов вкладчиков в учреждениях Сберегательного банка РФ, на начало года,млн. счетов - Qt.

Годы
Qt., млн. счетов. 234,1 226,0 225,1 226,0 225,0 230,1 232,9 237,3
Периоды I-й период, содержит 4 года II-й период, содержит 3 года

В данном примере представлены значения уровней моментного ряда на начало года. Рассматриваемый 7-летний отрезок времени содержит два периода: I-ый период: 1995 – 1998 гг., то есть с 1.01.1995 по 1.01. 1999 г.; II-ой период: 1999 – 2001 гг., то есть с 1.01.1999 по 1.01.2002 г.

Среднегодовой уровень интервального и моментного ряда рассчитывается по-разному. По интервальному ряду используется: а) простая арифметическая, если расчёт проводится по значениям первичного признака – Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru ; б) взвешенная арифметическая или гармоническая в тех случаях, когда расчёт проводится по значениям вторичного признака:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru или Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru

Среднегодовой уровень моментного ряда обычно рассчитывается по формуле средней хронологической: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru .

Приведём порядок расчёта динамических средних по каждому периоду по материалам заданного динамического ряда, обращая особое внимание на дату регистрации уровней ряда – начало года.

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru (млн. счетов)

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru (млн. счетов).

Во втором периоде по сравнению с первым периодом среднегодовое число счетов было больше на 2,2% ( Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru ).

Расчёт показателя среднегодового абсолютного прироста по интервальным и по моментным рядам выполняется одинаково. Но для разных периодов могут быть использованы разные расчётные формулы: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru ; Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru ; где Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru – уровень последнего года данного периода; Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru – уровень последнего года предыдущего периода; Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru – уровень первого года данного периода; Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru – число лет в конкретном периоде. При расчётах по моментным рядам особое внимание обращаем на дату регистрации уровня ряда: –на начало года или на конец года – и на то, какой период времени она характеризует

В нашем примере: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru (млн. счетов);

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru (млн. счетов)

В первом периоде число счетов ежегодно сокращалось в среднем на 2,3 млн., а во втором периоде число счетов ежегодно увеличивалось в среднем на 4,1 млн.

Расчёт показателей среднегодового темпа роста по моментным и интервальным рядам выполняется одинаково. Но для разных периодов используются разные расчётные формулы:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru ; Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru .

В нашем примере: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru или 99,0%

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru или 101,8%.

В первом периоде число счетов каждого следующего года составляло 99,0% от их числа в предыдущем году, то есть ежегодно число счетов уменьшалось в среднем на 1%. Во втором периоде число счетов каждого следующего года составляло 101,8% от их числа в предыдущем году. То есть, число счетов ежегодно увеличивалось в среднем на 1,8%.

Система динамических средних выявила особенности каждого периода: в первом периоде отмечается более низкое среднегодовое число счетов, которое ежегодно снижалось на 2,3 млн. или на 1%. Во втором периоде отмечается иная тенденция – среднегодовое число счетов на 2,1% больше, чем в первом периоде; за каждый год второго периода число счетов увеличивалось в среднем на 4,1 млн. или на 1,8%. Тенденция сокращения числа счетов, характерная для первого периода, сменилась тенденцией увеличения их числа во втором периоде.

Варианты контрольной работы для студентов заочного отделения

Вариант 1.

Выполняют студенты, чьи фамилии начинаются с букв: Г, З, Л, Р, Ф, Ш, Я.

Задача №1.

Приводятся данные по территориям Северного и Северо-Западного районов за 1999 год.

    Численность населения на 1.01. 2000, млн. чел. Средне-душевой доход в месяц, тыс. руб. Валовой региональ-ный продукт, млрд. руб. Численность (среднегодовая) занятых в экономике Основные фонды в экономике (на конец года), млрд. руб.
Всего, млн. чел. В % от численности населения
  A Z1 Z2 Z3 Z4 Z5 Z6
Карелия 0,8 1,7 11,3 0,312 40,8 81,3
Коми 1,1 2,1 28,4 0,495 43,5 179,6
Архангельская 1,5 1,2 22,8 0,567 38,9 170,5
Вологодская 1,3 1,3 24,1 0,572 43,4 123,7
Мурманская 1,0 2,5 23,8 0,423 42,3 142,1
СПб 4,7 1,7 89,8 2,330 50,0 425,3
Ленинградская 1,7 1,0 21,2 0,671 40,3 185,3
Новгородская 0,7 1,4 9,4 0,303 41,7 61,1
Псковская 0,8 0,9 6,5 0,302 37,7 69,1

Задание:

Необходимо построить групповую таблицу, выделив группы территорий со среднедушевым ежемесячным доходом: «до 1,500 тыс. руб.»; «1,500 тыс. руб. и более». В сказуемом рассчитать число территорий, в т.ч., в % к итогу, показатели обеспеченности ресурсами 1-ой территории, показатели доли занятых, фондовооружённости, фондоотдачи, выработки. Оформите таблицу с соблюдением известных правил. Проанализируйте результаты и основные выводы изложите в краткой аналитической записке.

Задача № 2.

Приводятся фактические статистические данные за 2000 год по федеральным округам России.

Задание:

Необходимо рассчитать средние значения каждого из приведённых признаков, привести расчётные формулы, указать вид и форму использованных средних и проверить правильность полученных результатов.

Федеральные округа Численность экономически активного населения, млн. чел. Численность незанятого населения в процентах от численности экономически активного населения, % Из числа незанятых процент лиц, зарегистрированных в учреждениях службы занятости, % Среди незанятых, зарегистрированных в учреждениях службы занятости, процент лиц, признанных безработными, % Численность зарегистрированных незанятых в среднем на одну заявленную вакансию, человек
  Т Н Р Б С
Центральный 18,6 7,8 14,6 77,7 0,9
Северо-Западный 7,5 9,7 19,5 84,5 1,5
Уральский 9,6 15,1 10,0 91,8 1,9

Задача № 3.

Приводятся данные за 1999 год о распределении территорий РФ по стоимости валового регионального продукта в среднем на 1 руб. стоимости основных фондов в экономике, копеек (E) -фондоотдача.

  Группы территорий РФ по стоимости валового регионального продукта в среднем на 1 руб. стоимости основных фондов в экономике (фондоотдача), копеек Ei Число территорий в каждой группе, fi
  от 7,6 до 11,3
  от 11,3 до 15,0
  от 15,0 до 18,7
  от 18,7 до 22,4
  от 22,4 и более
Итого:
     

Задание: Выполните расчёт абсолютных и относительных показателей вариации (RE, Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru , LE, Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru ), коэффициент асимметрии и показатель моды, постройте на одном графике гистограмму и полигон распределения частот; выполните анализ полученных результатов и оформите его в аналитической записке.

Задача №4.

Структура среднего размера ежемесячных дотаций и льгот, полученных домашними хозяйствами (семьями) в 2000 году (на получателя в месяц, рублей).

Задание:

Проанализируйте особенности структур, используя оценочные показатели различий структуры.

Дотации и льготы на: Федеральные округа
Центральный, Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru Дальневосточный. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru
1. питание
2. оплату транспортных расходов
3. оплату жилья и коммунальных услуг
4. оплату отдыха
5. оплату медицинских услуг
6. содержание и обучение детей
7. другие цели

Задача №5.

Имеются фактические данные государственной статистики о системе интернатных учреждений для детей.

Виды интернатных учреждений для детей Число учреждений В них детей, тыс. человек
К0 К1 Д0 Д1
Дома ребёнка 18,5 19,3
Детские дома 42,4 72,3
Детские дома-интернаты 36,0 29,3
Итого: 96,9 120,9

Задание:

1. Определите недостающий признак-фактор и рассчитайте его отчётные и базисные значения.

2. Рассчитайте общие индексы: а) числа учреждений; б) численности детей в них в) индекс недостающего признака-фактора. Представьте результаты в системе взаимосвязанных индексов.

3. Определите абсолютный прирост численности детей в интернатных учреждениях за счёт каждого из двух факторов. Представьте результаты в виде взаимосвязанной системы.

Задача №6.

Предлагается проанализировать данные о реализации молочных продуктов в регионе.

Группы молочных товаров Выручка от реализации товаров, млн. руб. Изменение цен за период, %
База Отчёт Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru
W0 W1
Молоко 490,9 + 4
Сметана 249,5 + 8
Творог 207,2 + 11
Итого 947,6 ?

Задание:

1. Рассчитайте индексы цен по каждой из трёх товарных групп.

2. Рассчитайте общий индекс цен как средний из индивидуальных индексов по схеме: а) Пааше; б) Ласпейреса;

3. Объясните причину различий их значений.

Задача №7.

Проанализируйте данные о строительстве квартир в Российской федерации.

Кем построены квартиры Построено квартир, тысяч Средняя площадь 1-ой построенной квартиры, кв. м
К0 К1 S0 S1
ЖСК 61,9 67,5
Населением за свой счёт и с помощью кредитов 116,3 120,4
Итого ХХХ ХХХ
Средняя ХХХ ХХХ ? ?

Задание:

1. Рассчитайте среднюю площадь 1-ой построенной квартиры.

2. Рассчитайте общий индекс средней площади 1-ой построенной квартиры (индекс переменного состава).

3. Рассчитайте индекс собственно площади 1-ой построенной квартиры (индекс постоянного состава).

4. Рассчитайте индекс структурных сдвигов.

Представьте полученные результаты в виде системы и проанализируйте их.

Задача №8.

Приводятся данные государственной статистики о среднедушевых денежных доходах за месяц, тыс. руб. (Di), по территориям Российской Федерации за 2000 год.

Задание:

1. Проведите 13%-ую бесповторную выборку, используя таблицу случайных чисел.

2. Рассчитайте выборочную величину среднемесячного душевого дохода Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru и долю территорий, где среднедушевой ежемесячный доход меньше среднедушевого прожиточного минимума населения за месяц во II полугодии 2000 года, который составил 1,26 тыс. руб. ( Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru )

3. Определите среднюю возможную ошибку (μ) и с вероятностью 0,9722 предельную ошибку (Δ) для выборочной средней и для выборочной доли.

4. Рассчитайте доверительный интервал, в котором будут находиться генеральная средняя ( Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru )и генеральная доля ( Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru ).

Территория Di Территория Di Территория Di
Белгородская обл. 1,36 Новгородская обл. 1,71 Саратовская обл. 1,37
Брянская обл. 1,12 Псковская обл. 1,22 Ульяновская обл. 1,15
Владимирская обл. 1,09 Респ. Адыгея 1,11 Курганская обл. 1,19
Воронежская обл. 1,23 Респ. Дагестан 0,87 Свердловская обл. 1,68
Ивановская обл. 0,82 Респ. Ингушетия 0,52 Тюменская обл. 4,87
Калужская обл. 1,17 Кабардино-Балкарская респ. 1,12 Челябинская обл. 1,88
Костромская обл. 1,17 Респ. Калмыкия 0,93 Респ. Алтай 1,19
Курская обл. 1,27 Карачаево-Черкесская респ. 0,90 Респ. Бурятия 1,36
Липецкая обл. 1,69 Респ. Северная Осетия-Алания 1,84 Респ. Тыва 1,08
Московская обл. 1,86 Краснодарский край 1,55 Респ. Хакасия 1,53
г. Москва 8,53 Ставропольский край 1,34 Алтайский край 1,16
Орловская обл. 1,32 Астраханская обл. 1,46 Красноярский край 2,30
Рязанская обл. 1,11 Волгоградская обл. 1,17 Иркутская обл. 2,19
Смоленская обл. 1,65 Ростовская обл. 1,61 Кемеровская обл. 2,20
Тамбовская обл. 1,46 Респ. Башкортостан 1,69 Новосибирская обл. 1,31
Тверская обл. 1,20 Респ. Марий Эл 0,85 Омская обл. 1,27
Тульская обл. 1,41 Респ. Мордовия 1,12 Томская обл. 1,97
Ярославская обл. 1,65 Респ. Татарстан 1,75 Читинская обл. 0,96
Респ. Карелия 2,10 Удмуртская респ. 1,42 Респ. Саха 3,52
Респ. Коми 2,76 Чувашская респ. 0,99 Приморский край 1,61
Архангельская обл. 1,73 Кировская обл. 1,13 Хабаровский край 1,96
Вологодская обл. 1,75 Нижегородская обл. 1,39 Амурская обл. 1,50
Калининградская обл. 1,67 Оренбургская обл. 1,39 Камчатская обл. 2,93
Ленинградская обл. 1,32 Пензенская обл. 0,96 Магаданская обл. 2,93
г. Санкт-Петербург 2,41 Пермская обл. 2,14 Сахалинская обл. 2,53
Мурманская обл. 3,33 Самарская обл. 2,40      

Задача №9.

Предлагается проанализировать фактические данные о численности специалистов, выпущенных высшими учебными заведениями РФ, тыс. чел., за учебный год

Годы
Тыс. чел. 406,8 425,3 443,6 409,9 403,2 428,2 457,7 500,8 554,8 635,1 720,0

Задание:

1. Определите вид динамического ряда и постройте график фактических уровней.

2. Рассчитайте показатели динамики за каждый год изучаемого отрезка времени.

3. Выполните расчёт динамических средних за I-ый период (1991-1995 гг.) и за II-ой период (1996-2001 гг.)

4. Проанализируйте результаты, сделайте выводы.

Вариант 2

Выполняется студентами, чьи фамилии начинаются с букв: В, Ж, М, П, У, Ч, Ю.

Задача № 1

Приводятся данные по территориям Северного и Северо-Западного районов за 1999 год.

    Числен-ность населения на 1.01.2000, млн. чел. Валовой региональный продукт, млрд. руб. Среднемесячная зарплата работающего в экономике, тыс.руб. Численность (среднегодовая) занятых в экономике Основные фонды в экономике (на конец года), млрд. руб.
Всего, тыс. чел. В % от численности населения
  A U1 U2 U3 U4 U5 U6
Карелия 0,8 11,3 1,8 40,8 81,3
Коми 1,1 28,4 2,4 43,5 179,6
Архангельская 1,5 22,8 1,8 38,9 170,5
Вологодская 1,3 24,1 1,7 43,4 123,7
Мурманская 1,0 23,8 2,7 42,3 142,1
СПб 4,7 89,8 1,9 50,0 425,3
Ленинградская 1,7 21,2 1,5 40,3 185,3
Новгородская 0,7 9,4 1,3 41,7 61,1
Псковская 0,8 6,5 1,0 37,7 69,1

Задание:

Постройте групповую таблицу, выделив группы территорий со среднемесячной заработной платой работающего в экономике: «до 1,600 тыс. руб.»; «1,600 тыс. руб. и более». В сказуемом рассчитайте число территорий, в т.ч., в % к итогу, показатели обеспеченности ресурсами 1-ой территории, показатели доли занятых, фондовооружённости, фондоотдачи, выработки. Оформите таблицу с соблюдением известных правил. Проанализируйте результаты и основные выводы изложите в краткой аналитической записке.

Задача № 2.

Приводятся фактические статистические данные за 2000 год по федеральным округам Российской Федерации.

Задание:

Необходимо рассчитать средние значения каждого из приведённых признаков, привести расчётные формулы, указать вид и форму использованных средних и проверить правильность полученных результатов.

Федеральные округа Численность занятых Численность незанятых, зарегистрированных в учреждениях службы занятости, в процентах от экономически активного населения, % Численность незанятых, официально зарегистрированных в службе занятости и получивших статус безработного, в процентах от численности экономически активного населения, % Численность зарегистрированных незанятых в среднем на одну заявленную вакансию, человек
Всего, млн. чел. В процентах от числен-ности эконо-мически активного населения, %
  Z P U F S
Южный 8,14 84,9 16,3 1,4 2,0
Приволжский 14,27 90,4 15,7 2,8 3,1
Центральный 17,10 92,2 14,6 1,1 0,9

Задача № 3.

Приводятся данные за 1999 год о распределении территорий РФ по стоимости валового регионального продукта в среднем на 1-го работника, занятого в экономике, тыс. руб. (W) -выработка.

Группы территорий РФ по стоимости валового регионального продукта в среднем на 1-го работника, занятого в экономике, тыс. руб., Wi Число территорий в каждой группе, fi
От 12,5 до 22,4
От 22,4 до 32,3
От 32,3 до 42,2
От 42,2 до 52,1
От 52,1 и более
Итого: 76*)

*)без Тюменской обл., где отмечается максимальная стоимость валового регионального продукта в среднем на 1-го работника, занятого в экономике (120 тыс. руб.).

Задание:

Выполните расчёт абсолютных и относительных показателей вариации (RE, Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru , LE, Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru ), коэффициент асимметрии и показатель моды, постройте на одном графике гистограмму и полигон распределения частот; выполните анализ полученных результатов и оформите его в аналитической записке.

Задача № 4

Структура расходов домашних хозяйств (семей) на конечное потребление в 2000 году в федеральных округах Российской Федерации ( в процентах от общего объёма расходов на потребление)

Расходы домашних хозяйств (семей) Федеральные округа
Северо-Западный, Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru Сибирский, Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru
1. на покупку продуктов питания 50,0 39,4
2. стоимость натуральных поступлений продуктов питания 5,0 14,4
3. на покупку непродовольственных товаров 27,4 30,4
4. на покупку алкогольных напитков 2,7 2,3
5. на оплату услуг 12,3 11,9
6. стоимость предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот 2,5 1,6
Итого 100,0 100,0

Задание:

Проанализируйте особенности структур, используя оценочные показатели различий структуры.

Задача 5.

Имеются фактические данные государственной статистики о системе учреждений отдыха.

Виды учреждений отдыха Число учреждений В них отдыхало, тыс. чел.
R0 R1 W0 W1
Дома отдыха и пансионаты
Базы отдыха
Туристские базы
Итого:

Задание:

1. Определите недостающий признак-фактор и рассчитайте его отчётные и базисные значения.

2. Рассчитайте общие индексы: а) числа учреждений; б) численности отдыхавших в них; в) индекс недостающего признака-фактора. Представьте результаты в системе взаимосвязанных индексов.

3. Определите абсолютный прирост численности отдыхавших в учреждениях отдыха за счёт каждого из двух факторов. Представьте результаты в виде взаимосвязанной системы.

Задача №6.

Предлагается проанализировать данные о реализации фруктов в магазинах района.

Наши рекомендации