Работа с источниками информации
Цели и этапы выполнения курсовой работы.
Выполнение студентом курсовой работы по учебной дисциплине, ПМ или МДК проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по специальным дисциплинам;
- углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
- формирование умений применять теоретических знаний при решении поставленных вопросов;
- развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- подготовки к итоговой государственной аттестации, к написанию выпускных квалификационных работ.
Количество курсовых работ, наименование учебных дисциплин, ПМ или МДК, по которым они предусматриваются, и количество часов обязательной учебной нагрузки студента, отведенное на их выполнение, определяются учебным планом. Курсовая работа по ПМ или МДК выполняется в сроки, определенные рабочим учебным планом филиала
Настоящие рекомендации являются основным регламентирующим
документом по выполнению курсовой работы студентами филиала и
предполагают обязательное выполнение следующих взаимосвязанных этапов:
а) выбор темы;
б) разработка содержания (рабочего плана). В своем законченном виде содержание представляет собой рабочий план (структуру) курсовой работы, отражающий все существенные вопросы выбранной темы;
в) сбор, обработка и анализ теоретического и практического материала по теме исследования;
г) формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций;
д) оформление курсовой работы;
е) рецензирование и оценка курсовой работы научным руководителем;
ж) защита курсовой работы.
Курсовая работа является одним из важнейших видов учебного процесса и выполняется студентом в соответствии с учебным планом. График написания, сдачи и защиты курсовых работ составляются и утверждаются кафедрой.
Выполнение курсовой работы способствует углубленному усвоению лекционного курса и приобретению навыков в области решения хозяйственных задач и ситуаций. Невыполнение курсовой работы является основанием для отчисления студента из университета.
Курсовая работа базируется на изучении законодательных актов, нормативных и методических материалов, литературных источников, а также на практическом материале, экспериментальных и статистических данных по отдельным предприятиям, отраслям и национальной экономике в целом. Ее выполнение требует от студента не только знаний общей и специальной литературы по теме, но и умения проводить экономические, экономико-статистические, социологические, экспертные и другие самостоятельные исследования, увязывать вопросы теории с практикой хозяйствования, делать обобщения, выводы и предложения по результатам исследования.
Курсовая работа выполняется студентом под руководством преподавателя научной дисциплины с обязательным консультированием из расчета 1 учебный час на каждого студента. В написании занятий предусматриваются общие и индивидуальные консультации по выполнению курсовой работы. В ходе консультаций преподаватель: утверждает тему курсовой работы; разъясняет основные требования к выполнению и оформлению курсовой работы; уточняет круг вопросов, подлежащих изучению; дает рекомендации о привлечении необходимой литературы и других материалов (статистические отчеты, аналитические записки, результаты экспериментов на предприятиях, прогнозы и т.п.); дает указания по внесению исправлений и изменений в последующий вариант курсовой работы. Вопросы о времени и порядке дополнительного консультирования решаются студентом с научным руководителем в рабочем порядке.
Выбор темы
При выборе темы необходимо учитывать следующее:
1. Весь учебный курс по научным дисциплинам, ПМ представляет собой
совокупность конкретных тем, которые объединены между собой. У каждой темы есть непосредственно связанные с ней вопросы, и поэтому ни одну тему нельзя рассматривать изолированно. Из этого следует, что правильный выбор темы возможен только при необходимом уровне усвоения студентом всего изученного материала по данной дисциплине. Это позволит студенту объективно сравнить предлагаемые темы между собой и сделать обоснованный выбор.
2. По степени сложности темы существенно не отличаются друг от друга, поэтому не правильным является подход, при котором студент пытается выбрать тему "полегче". Любая тема для полноценного раскрытия в курсовой работе требует примерно равных усилий. При этом, предпочтение следует отдавать теме, вызывающей у студент большой интерес, представляющейся ему более понятной и имеющей возможную перспективу развития в общетеоретической части предстоящей выпускной квалификационной работы.
3. Этап выбора темы непосредственно связан с этапом сбора, анализа и обобщения материалов. Если студент с начала выполнения курсовой работы четко представляет себе, по какой теме он может найти наиболее полный и содержательный материал, то при прочих равных условиях именно эту тему и следует выбрать.
4. При выборе темы следует учитывать, что курсовая работа есть не только изложение сути различных теорий и экономических категорий, но и умение студентом формулировать выводы об эффективности и применимости каждой из них в реальной практике, разрабатывать предложения по совершенствованию механизма их реализации в современной экономике.
5. При выборе темы не рекомендуется наличие одинаковой темы у двух или более студентов. Если студенты отстаивают необходимость написания курсовой работы по совпадающим вопросам, то в наименование темы должны быть внесены соответствующие дополнения и уточнения по каждому из них, а в содержании работы должен прослеживаться индивидуальный подход автора.
6.Выбранная тема должна быть в обязательном порядке согласована с руководителем курсовой работы. Общий перечень выбранных тем (с фамилиями студентов) утверждается кафедрой «Экономика» филиала АлтГУв Бийске.
1.2. Разработка «Содержания» (рабочего плана) работы
Общим принципом построения рабочего плана является последовательный переход от общего к частному. Проблема сначала рассматривается в целом (почему проблема возникает, какие имеются трудности при ее решении, какие существовали подходы к ее решению, на каких общих положениях экономической теории должно основываться ее решение), а затем детально анализируются методы и формы решения проблемы.
Рабочий план должен в обязательном порядке включать в себя следующие составные элементы:
1. Вводная часть ("Введение"). В ней обосновывается актуальность выбранной темы, ее важность для решения проблем, значение рассматриваемых вопросов. Помимо этого во введении указывается цель и задачи
курсовой работы, методы, предмет и объект исследования, источники информации, обосновывается предложенная структура курсовой работы. Объем «Введения» - 1,5-2 стр.
2. Теоретическая часть (Гл. 1. Название; 2-параграфа. Общий объем 10-12 стр.).
В ней отражаются следующие вопросы: краткий исторический обзор по выбранной теме (как формировалась теория по конкретному вопросу); взаимосвязь выбранной темы (исследуемой проблемы) с другими разделами теории; содержание того процесса, который является предметом исследования (сущность, функции, значение, точки зрения, механизмы решения и т.д.)
3. Аналитическая часть (Гл. 2. Название; 2-3 параграфа. Общий объем — 10-12 стр.). В ней производится подробное раскрытие темы (конкретные методы и практика решения, которые должны быть проиллюстрированы соответствующими примерами, цифрами, рисунками и таблицами)
4. Заключительная часть («Заключение»). В ней студент формулирует основные выводы и разработанные предложения по теме. Выводы и предложения должны базироваться и согласовываться (т.е. вытекать из) с предшествующим изложением (3-4 вывода из теоретической части; 3-4 вывода из аналитической части; 3-5 предложений). Одним из обязательных выводов должно являться заключение об эффективности рассмотренных методов или путей решения существующих проблем. Следует также указывать на нерешенные проблемы и возможные перспективы их решения.
Распространенные ошибки при составлении Содержания и оформлении курсовой работы:
1. Одностороннее представление выбранной темы. Студент сосредотачивает внимание только на теории или только на аналитической части, где отражается опыт по частным вопросам. Несоответствие Содержания теме курсовой
работы. Дублирование названия темы в названии главы и в названиях параграфов;
2. Не формулируются необходимые обобщения, выводы и предложения по каждому самостоятельному разделу (по главам) и в заключении;
3. Чрезмерное внимание историческому опыту без должного раскрытия ^современного состояния сущности изучаемой проблемы, категорий,
4. методов и путей решения по теме исследования; Нарушение размера шрифта, размера полей. Необоснованные разрывы (пустые места) по тексту между параграфами;
5. Отсутствие ссылок на источники информации или наверное их оформление;
6. Неверное оформление графического материала или его отсутствие;
7. Копирование (плагиат) чужих курсовых работ или сплошное переписывание 1- 2- учебников;
8. Во «Введение» включается материал для первой или даже для второй глав и в то же время в нем не отражаются требуемые позиции (актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования, методы исследования, источники информации и структура курсовой работы).
9. Отсутствие необходимой взаимосвязи разделов между собой (материал каждого раздела изложен правильно, а переход от раздела к разделу никак не обоснован). В результате вместо цельного изложения темы получается набор разрозненных фрагментов;
10. Отсутствие материалов, относящихся к условиям современною состояния проблемы;
11. Не использование литературы, обозначенной в прилагаемом списке. Нередко приложение только учебных пособий без включения законодательных актов, современных периодических изданий, монографий и статистических сборников.
12.Недостаточный объем работы (менее 20 стр.). Недостаточный объем глав (менее 8 стр.).
Работа с источниками информации
Для выполнения курсовой работы студент использует материалы из различных источников. Основными источниками являются (См. прилагаемый список рекомендуемой литературы из фондов научной библиотеки Бийского филиала АлтГУ):
а) учебные пособия, которые указаны в списке литературы. Эти материалы служат основой подготовки теоретической части курсовой работы;
б) специальная литература - научные публикации (книги, статьи) по выбранной теме, которые рекомендуются научным руководителем, а также подбираются студентом самостоятельно;
в) публикации в специализированных периодических изданиях: «Вопросы экономики», «Вопросы экономики переходного периода», «Финанс», «Бизнес- обозрение», «Банковское обозрение», «ЭКО», «Внешнеэкономические связи», «Мир ПК» «Российский экономический журнал», «Законодательство и экономика», «Коммерсанта», «Эксперт», «Международная экономика», «Деньги», «Экономика и жизнь», «Налоги и налогообложение», «Финансовая газета» и др.. Материалы из этих источников / используются, прежде всего, для анализа современной ситуации (в соответствии с выбранной темой);
г) нормативные акты (законы РФ, Законы субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, Постановления Правительства РФ и др.), регламентирующие решение х вопросов по теме курсовой работы;
д) словари, энциклопедии, справочники, статистические сборники, архивные материалы;
е) материалы предприятия, собранные студентом;
ж) опубликованные данные о работе конкретных отечественных и зарубежных предприятий. Использование таких данных не является обязательным, однако, их наличие рассматривается как положительная черта курсовой работы и учитывается при защите;
з) электронные источники информации.
При подборе материалов студент должен обращать внимание на то, что в них могут содержаться несовпадающие, а иногда противоположные точки зрения по одному и тому же вопросу. В этом случае студент обязан отразить в курсовой работе свое мнение о том, какая из точек зрения представляется ему наиболее правильной, обосновать этот вывод.
Нежелательно использовать при написании курсовой работы источники одного вида, т.е. только учебники или только статьи, или только фактические данные. Это отрицательно сказывается на качестве курсовой работы.
Для написания курсовой работы рекомендуется использовать не менее 12-15 источников (по два-три источника каждого вида). При выборе учебников и учебных пособий предпочтительней ориентироваться на отечественных авторов, поскольку они адаптированы к условиям подготовки специалистов содержат более современный материал, раскрывают экономическую ситуацию в России, а также, следует выбирать учебники, изданные в течении последних 3-5 лет, так как они более приближены к адекватномуотражению существующих проблем.
По темам, связанным с экономической ситуацией,должны обязательно использоваться действующие нормативно-правовые акты (законы, постановления и т.д.) и периодические издания по вопросам экономики за последние годы. В период прохождения практики студенты используют для выполнения курсовой работы материалы, собранные на объектах практики. Для студентов заочного отделения, работающих на конкретном предприятии, рекомендуется осуществлять выбор темы и сбор материала с учетом проблем, решаемых на этом предприятии. В зависимости от темы на предприятии могут быть использованы разнообразные материалы: перспективные, текущие и оперативно-производственные планы, бизнес-планы, бухгалтерские и статистические отчеты и пояснительные записки к ним, материалы отделов (технологического, технического контроля, труда и заработной платы, планово-экономического, производственного, финансового, маркетинга, внешнеэкономических отношений, главного механика, главного энергетика и др.), данные цехового и заводского оперативного учета, планы технического и организационного развития производства, аналитические записки и т.д. Подбор практического материала, его обработка, критическое осмысление и умелое использование составляют важнейший этап в подготовке и написании курсовой работы. Качество его выполнения отражает степень самостоятельности исследования и уровень подготовки студента.
При проведении исследования студент производит отбор материала и данных из изучаемых источников и включает их в текст курсовой работы с указанием источника и конкретных страниц. Не допускается сплошное копирование использованных источников. Основной текст курсовой работы должен быть написан студентом самостоятельно. Результаты обобщения по разделам курсовой работы могут содержать дискуссионные моменты и изложение мнения самого студента ("по нашему мнению"), частично или полностью не совпадающее с тем, что он обнаружил в источниках. Акцент на нерешенных вопросах является положительной чертой курсовой работы (при наличии соответствующего обоснования).
Целесообразно увязывать сбор, анализ и обработку материалов с согласованным рабочим планом, т.е. "состыковывать" конкретные источники с разделами курсовой работы. Это позволит студенту контролировать равномерность изложения материала, избежать повторов и односторонности в раскрытии темы. Материал каждого источника должен использоваться для конкретного раздела в составе теоретической или аналитической части.