Экономические идеи Н.Д.Кондратьева.
Лауреат Нобелевской премии Леонид Викторович Канторович (1912–1986), российский математик и экономист, является основоположником теории линейного программирования. В 1942 г. вышла в свет его работа «Экономический расчет наиболее эффективного использования ресурсов», посвященная применению математических методов в экономике для решения задач рационального использования промышленных материалов. Предложенная Л.В. Канторовичем постановка и алгоритм решения транспортной задачи позволяет найти оптимальный план перевозки однородного продукта из пунктов производства в пункты потребления с минимальной суммой затрат на доставку. Л.В. Канторович разработал новый подход к производственному планированию. Он создал модели, позволяющие выбрать такой метод производства данного товара и такую комбинацию факторов производства, при которых можно достичь максимального объема выпуска продукции. В своих трудах Л.В. Канторович сформулировал математическую постановку ряда проблем планирования производства и транспортировки товаров.
Для социалистического хозяйства, по его мнению, наиболее характерна проблема оптимизации решений в целом, т. е. для всей системы взаимосвязанных объектов. Это делает необходимым использование методов и моделей линейного программирования. В работе «Математические методы организации и планирования производства» (1959) основной задачей производственного планирования Л.В. Канторович называет нахождение оптимального ассортиментного плана при наличии различных способов (технологий) и ограничений. Общая постановка экстремальных задач с ограничениями применима к решению таких задач, как рациональный раскрой материалов, распределение посевных площадей, использование ограниченных ресурсов в строительстве. Все эти задачи успешно решаются с использованием математических методов.
Методы оптимизации применялись при составлении планов предприятий и решении отдельных производственных задач. Оптимизация использования сырья получила значительное применение в сфере переработки руд цветных металлов, минеральных удобрений, в результате сократилось время обработки и возросла выработка продукции. Положительные результаты дало использование оптимизационных методов в определении мест размещения буровых скважин и организации работ по бурению. Большое применение методы оптимизации нашли в решении транспортных задач, что позволило, в частности, сократить расходы на грузоперевозки и оптимизировать потоки пассажиров. Министерство морского флота СССР и Министерство рыбного хозяйства СССР активно оптимизировали работу морских судов.
В 1960-х гг. активно развивалась экономическая кибернетика. Оптимизацию начали применять не только для решения конкретных производственных задач, но и в отраслевом планировании, при разработке перспективных отраслевых планов, расчете перспектив развития и размещения отдельных отраслей народного хозяйства и многоотраслевых комплексов.
Как отмечал Л.В. Канторович, «математические методы также существенно повлияли на экономическую теорию – обогатили ее новыми средствами анализа, способствующими продвижению ряда основных проблем экономической науки социалистического общества».
В 1975 г. Л.В. Канторович стал первым и пока единственным российским лауреатом Нобелевской премии по экономике за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов. Он воспитал целое поколение российских эконометриков и создал научную экономико-математическую школу.
36.
ТЕОРИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ [optimal functioning theory for a socialist economy] — теоретическое обоснование системы оптимального функционирования экономики (СОФЭ), которая на протяжении ряда лет разрабатывалась советскими экономистами-математиками в качестве возможного варианта будущего социально-экономического механизма страны. Оценивая ее, следует учитывать, что основные работы в этом направлении велись в условиях, когда в экономической науке господствовали догматические представления, поддерживавшие сталинистскую модель социализма, сложившуюся в стране. Неудивительно, что идеи СОФЭ подвергались жестокой критике со стороны ряда центральных изданий, партийных и хозяйственных руководителей. Сторонников СОФЭ обвиняли в “антимарксизме” за творческий подход к марксовой теории трудовой стоимости, которая догматиками была низведена до обоснования полностью опорочившей себя концепции планового затратного ценообразования, за стремление к учету ограниченности ресурсов при принятии экономических решений (что было давно уже азбучной истиной на Западе), за требование стоимостной оценки считавшихся “бесплатными” природных ресурсов и развития “горизонтальных” товарно-денежных (т. е. фактически рыночных) взаимоотношений между предприятиями и т. д.
Между тем в течение 70—80-х гг. экономико-математические исследования в стране велись под влиянием концепции СОФЭ, которая сыграла выдающуюся роль в их развитии.
Как видно из названия теории, особое значение в ее разработке придавалось принципу оптимальности. Он требует последовательно учитывать объективные цели общества и реальные средства их достижения всегда, когда приходится принимать любое экономическое решение, на любом уровне управления народным хозяйством. Поэтому режим оптимального функционирования народного хозяйства рассматривался представителями этого направления как такой, при котором достигается наилучшее (оптимальное) использование всех ресурсов общества (природных, трудовых, производственных и т. д.) для достижения объективных целей этого общества.
Многие основные положения теории СОФЭ, которые с порога подвергались критике, постепенно принимались и становились общепринятыми. Это способствовало очень быстрому (по историческим меркам) восприятию и распространению идей современной экономической мысли в России после начала кардинальных рыночных реформ.
Анализ социально-экономических аспектов СОФЭ показал неправомерность прямого отождествления оптимизационных категорий с, казалось бы, соответствующими им явлениями экономической действительности (оптимальных оценок продукции — с ценами, действующими в хозяйственной практике, оценок трудовых ресурсов — со ставками заработной платы, оценок воспроизводимых капитальных ресурсов — с платой за фонды, оценок природных ресурсов — с рентными платежами). Дело в том, что подобные хозяйственные категории по необходимости выполняют не только функции соизмерения затрат и результатов, но и несут социальные нагрузки, а также, что важнее, являются исторически преходящими, т. е. могут появляться, исчезать или изменять свою роль в процессе развития производственных отношений.
В рамках теории СОФЭ сложилась концепция программно-целевого планирования и управления. Особое внимание уделялось (и, по-видимому, эта тенденция будет усиливаться в экономических исследованиях) статистическому (или вероятностному) подходу к изучению экономических явлений.
В известном смысле итоги многолетних исследований в этой области подвело получившее широкий общественный резонанс десятитомное издание — серия коллективных монографий “Вопросы оптимального планирования и управления экономикой”, выпущенная ЦЭМИ и издательством “Наука” в 1983—1986 гг. В ней были сформулированы и направления дальнейших исследований, нерешенные задачи.
В разработку теории СОФЭ внесли большой вклад советские экономисты и математики — лауреаты Ленинской премии академики Л. В. Канторович и В. С. Немчинов и профессор В. В. Новожилов, а также академики А. Г. Аганбегян, А. Г. Гранберг, Н. Я. Петраков, Н. П. Федоренко, С. С. Шаталин, доктора наук В. А. Волконский, А. И. Каценелинбойген, В. Ф. Пугачев, Ю. В. Сухотин и многие другие. К сказанному надо добавить, что Л. В. Канторович — пока единственный из отечественных экономистов, кто был удостоен Нобелевской премии по экономике.
Нельзя не признать, впрочем, что переход к рыночной экономике, подтвердив практическую значимость одних положений теории СОФЭ, отрицает другие, имевшие целью усовершенствование отжившей системы централизованного планирования. Тем не менее СОФЭ занимает достойное место в истории отечественной экономической мысли.