Основные экономические функции государства
В силу вышеперечисленных недостатков рыночного координационного механизма, можно выделить следующие основополагающие группы выполняемых государством экономических функций.
· Поддержка функционирования рыночной системы путем обеспечения правовой базы и создания конкурентной среды, защита конкуренции через антимонопольное законодательство.
· Перераспределение доходов и богатства. Осуществляется посредством трансфертных платежей, государственного регулирования цен и заработной платы (установления минимальных ставок заработной платы, гарантирования цен на отдельные виды продукции, например, сельскохозяйственную).
· Корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта. Эта функция государства связана с возникновением издержек или выгод перелива, а также с предоставлением общественных товаров.
Для урегулирования проблемы непропорционального распределения ресурсов, связанной с издержками перелива, обычно применяются 2 типа мер: законодательные (запрещающие или ограничивающие) и особые налоги, с помощью которых на фирму-нарушителя возлагаются издержки перелива.
Проблему непропорционального распределения ресурсов, связанную с наличием выгод перелива, решают двумя путями: 1) за счет увеличения спроса посредством обеспечения потребителей покупательной способностью, которую можно использовать только на приобретение товаров и услуг, связанных с возникновением выгод перелива; 2) за счет увеличения предложения этих товаров посредством предоставления субсидий на их производство.
· Стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.
В большинстве рыночных экономик рост происходит неравномерно, т.е. имеют место циклы деловой активности, когда в какой-то момент времени наблюдается быстрый рост, сопровождаемый угрозой инфляции, а затем наступает стагнация с неприемлемым уровнем безработицы. Для решения этих проблем требуется вмешательство государства посредством реализации соответствующей фискальной и денежно-кредитной политики.
· Достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике. Эта функция государства осуществляется посредством развития способности фирм конкурировать в новых и традиционно сложившихся отраслях на мировом рынке.
· Положения кейнсианской экономической теории о роли государства в экономике
В западной экономической литературе существует несколько направлений, характеризующих роль государства в экономике.
Кейнсианцы убеждены, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие.
Несоответствие между сбережениями и ожидаемыми инвестициями вызывает снижение деловой активности, что, в свою очередь, усиливает инфляционные процессы и влияет на уровень безработицы.
В частности, многие рынки не являются конкурентными, что ведет к негибкости в плане понижения цен и ставок заработной платы. Следовательно, колебания совокупных расходов воздействуют, в первую очередь, на уровень производства и занятости, а не на цены. Поэтому государство, с точки зрения кейнсианцев, может и должно играть определенную активную роль в стабилизации экономики.
Поскольку государственные расходы являются составной частью совокупных расходов, а изменения в налогообложении оказывают прямое и существенное воздействие на потребление и капиталовложения, кейнсианцы считают наиболее действенным стабилизационным инструментом фискальную (бюджетно-налоговую) политику государства. Представители данного направления признают и роль денежно-кредитной политики в государственном регулировании национального хозяйства. Однако, считают ее малоэффективным средством, поскольку в условиях нестабильности, и тем более глубокого спада инвестиции слабо или вовсе не реагируют на понижение ставки процента, что не приводит к увеличению совокупного спроса.
Для кейнсианцев основным фактором, определяющим реальный объем производства, занятости и уровня цен, являются совокупные расходы. Следовательно, основное уравнение, на которое опирается кейнсианская теория:
С + І + G + Xn = ВНП , где
С - потребительские расходы населения;
I - валовые частные внутренние инвестиции;
G - государственные закупки товаров и услуг;
Xn - чистый экспорт, как разница между экспортом и импортом товаров и услуг.
В состоянии равновесия совокупные расходы покупателей равны общей стоимости проданных товаров и услуг (ВНП).
· Альтернативные теории макроэкономического регулирования: монетаризм, теория экономики предложения, теория рациональных ожиданий
В основе концепции монетаризма – идея о том, что рынки в достаточной степени конкурентны и рыночная система в состоянии автоматически достигать макроэкономического равновесия. Гибкость цен и ставок заработной платы гарантирует воздействие изменения совокупных расходов на цены товаров и ресурсов, а не на уровни производства и занятости. Таким образом, суть монетаристской теории – в регулировании объема предложения денег для стабилизации национального рынка.
Монетаристы объявляют государственное регулирование вредным для развития предпринимательской инициативы, дестабилизирующим экономику и изначально бюрократическим. Поэтому они призывают к минимизации вмешательства государства в экономику, допуская лишь проведение монетарной политики.
Основополагающим уравнением монетаризма является уравнение обмена:
МV = РQ , где
М - предложение денег;
V - скорость обращения денег;
Р - уровень цен;
Q - физический объем производства.
Поскольку скорость обращения денег (V) считается стабильной, основным фактором, определяющим физический объем производства (Q) и уровень цен (Р), выступает предложение денег М.
Монетаристы предлагают отказаться от попыток воспользоваться денежно-кредитными мерами для влияния на реальные переменные (объем производства, уровень безработицы), в краткосрочном периоде главной целью этой политики считают обеспечение контроля за ценами. Достигнуть этой цели, по Фридмену, можно, соблюдая “денежное правило”, предусматривающее стабильный и умеренный рост денежной массы в пределах 3-5% в год, независимо от состояния хозяйства, фазы цикла и т.д.
Сторонники теории экономики предложения исходят из того, что главное – это предложение товаров и услуг, а не спрос на них. Поэтому они считают важным создать самые благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности: уменьшить налоги, ослабить государственное регулирование.
Аргументы сторонников этой теории состоят в следующем.
· Более высокие налоги сокращают сумму вознаграждения после оплаты налогов, получаемую рабочими и производителями. В результате труд, нововведения, инвестирование и риски становятся намного менее привлекательными с финансовой точки зрения.
· Кроме того, более низкие ставки налогов вполне совместимы с прежними и даже возросшими налоговыми поступлениями, о чем свидетельствует кривая Артура Лаффера, которая описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями (см. график 9).
По мере роста ставки налога от 0 до 100% налоговые поступления будут расти от 0 до некоторого максимального уровня (М), а затем снижаться до нуля.
Ставка налога
налога (%) 100 N
m M Максимальный
уровень налоговых
поступлений
L
Налоговые поступления (долл.)
График 5.1. Кривая А. Лаффера.
Итак, из этого следует, что более низкие ставки налогов способствуют расширению деловой активности, сокращению масштабов уклонения от уплаты налогов и увеличению государственных трансфертных платежей.
Сторонники теории экономики предложения заявляют также, что государственное вмешательство в экономику оказывает пагубное влияние на производительность труда и издержки в силу двух обстоятельств. Во-первых, государственное регулирование отдельных отраслей часто имеет результатом предоставление фирмам права легальной монополии, что снижает эффективность их хозяйствования. Во-вторых, все возрастающее количество правил и предписаний, принимаемых в ходе государственного регулирования, значительно повышает издержки ведения бизнеса.
Теория рациональных ожиданий настаивает на том, что люди могут рационально предусматривать будущее и предпринимать действия, соответствующие их собственным интересам. Это означает, что они формируют свои ожидания (относительно инфляции, девальвации денежной единицы) на основе правильных представлений о функционировании экономики.
Например, если потребители узнают о том, что ожидается рост цен на продовольствие в результате засухи, то они запасаются продовольственными товарами в преддверии скачка цен. Таким образом, ожидания вызывают расширение рыночного спроса, который, в свою очередь, обусловливает рост цен на продовольствие еще до того, как урожай собран.
Представители данной концепции считают, что только рынок, а не государство, может оперативно реагировать на рациональные ожидания людей. Если рыночная экономика и система цен имеют черты совершенной конкуренции, то рынки адаптируются быстро и никакая политика стабилизации не сможет результативно влиять на производство и занятость. Все меры государства немедленно нейтрализуются поведением индивидов на рынке, поэтому государственное вмешательство в экономику является неэффективным.
ТЕМА 6: БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ЕЁ МЕХАНИЗМ
Программная аннотация:
Фискальная политика: цели и инструменты. Мультипликаторы фискальной политики.
Виды фискальной политики: стимулирующая, сдерживающая, дискреционная и недискреционная.
Фискальная политика и государственный бюджет. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
Государственный долг и его последствия. Регулирование государственной задолженности.
Проблемы фискальной политики.
1. Фискальная политика: цели и инструменты. Мультипликаторы фискальной политики
Бюджетно-налоговая или фискальная(от лат. ”fiscus” – казна)политика - система мероприятий государства по изменению государственных расходов и налогообложения, направленная на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного ВНП.
Государственные расходы в самом общем виде могут быть представлены следующим образом:
расходы в государственном секторе ( в том числе заработная плата работникам госсектора);
платежи за товары и услуги для текущего потребления;
государственные инвестиции – капитальные расходы (на строительство производственных объектов, портов, дорог и т.п.);
трансферты частному сектору (помощь безработным, пособия малоимущим, инвалидам и т.д.);
оплата государственных долгов.
Первые три позиции определяют государственные закупки.
Изменение государственных расходов оказывает на совокупный спрос, совокупные расходы, доходы и совокупный объем национального производства (ВНП) такое же мультипликативное влияние, как и изменение инвестиционных расходов.
Мультипликатор государственных расходов – это числовой коэффициент, который показывает во сколько раз изменится ВНП в результате изменения государственных расходов:
mG = , где
DG – изменение государственных расходов,
D ВНП – изменение валового национального продукта.
Общее изменение валового национального продукта в результате изменения государственных расходов исчисляется по формуле:
DВНП = mG ´ DG
Понятно, что изменение государственных расходов может вызывать не только рост ВНП ( в случае их увеличения), но и «работать» на сокращение ВНП (в случае сокращения госрасходов).
Мультипликатор государственных расходов, как и мультипликатор инвестиционных расходов, зависит от того, в каком соотношении располагаемый доход на макроуровне распределяется на потребление и сбережение:
mI Þ mG Þ Þ
Мультипликатор инвестиционных расходов и мультипликатор государственных расходов называют простыми мультипликаторами.
Изменения в налогообложении страны также воздействуют на совокупные расходы, совокупный спрос и совокупный объем национального производства. В основе таких изменений – изменение уровня налоговых ставок. Налоговая ставка (ставка налогообложения) представляет собой законодательно установленный размер налога на единицу налогообложения.
Динамика налогов, подобно динамике инвестиций и госрасходов, сопровождается мультипликативным эффектом. Но мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов, т.к. каждая единица изменения инвестиций и госрасходов оказывает прямое воздействие на величину ВНП, а воздействие динамики налогов опосредовано:
ВНП = C + I + G + Xn
S T
Налоговый мультипликатор – это числовой коэффициент, который показывает, во сколько раз изменится объем национального производства в результате изменения налоговых ставок. Он определяется следующим образом:
mТ = , где
DТ – изменение налогов,
D ВНП – изменение валового национального продукта.
Общее изменение валового национального продукта в результате изменения налогов исчисляется по формуле:
DВНП = mТ ´ DT
Налоговый мультипликатор зависит от предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению:
m T = - = -
Знак минус свидетельствует об обратной зависимости динамики ВНП от динамики налогов.
2. Виды фискальной политики: стимулирующая, сдерживающая, дискреционная и недискреционная
В зависимости от того, как используются инструменты фискальной политики, различают:
Стимулирующую бюджетно-налоговую политику (фискальную экспансию),которая складывается из:
увеличения госрасходов,
снижения налогов
сочетания роста госрасходов со снижением налогов( с учетом того, что мультипликативный эффект увеличения госрасходов больше, чем мультипликативный эффект снижения налогов).
Такая политика направлена на стимулирование (увеличение) совокупного спроса и с учетом временного аспекта в краткосрочной перспективе (горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения) позволяет преодолеть циклический спад экономики, а в долгосрочном периоде (вертикальный отрезок кривой совокупного предложения) приводит к инфляции.( см. график 6.1)
Стимулирующая фискальная политика, особенно политика сокращения налогов, оказывает воздействие и на совокупное предложение, а значит и на соотношение уровень цен – реальное производство. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение проявляется следующим образом: более низкие налоги увеличивают размеры доходов после уплаты налогов и т.о. увеличиваются сбережения домашних хозяйств, которые могут использоваться на инвестиции; сокращение налогов на предпринимателей увеличивает прибыльность инвестиций и их возможные объемы, т.о. увеличиваются производственные возможности и мощности; сниженные подоходные индивидуальные налоги увеличивают заработную плату, а значит усиливаются стимулы к труду, предложение рабочей силы; сниженные ставки налогов – хороший стимул развития предпринимательства и т.д.
P AD4
AS
AD3
P3 D
AD1 AD2
P2 C
A B
P1
Q1 Q1* Q2(Q3) Q
График 6.1. Воздействие стимулирующей фискальной политики на совокупный спрос в краткосрочном периоде, в условиях неполной занятости (AD1 – AD2) и в долгосрочном периоде, в условиях полной занятости (AD3 – AD4).
Таким образом, по всем каналам снижение налогов перемещает кривую совокупного предложения вправо, что сокращает инфляцию и обеспечивает дальнейший рост реального ВНП. (см. график 2.).
Р
AD2 AS1
AD1 AS2
P2 В
P3 С
P1 А
Q1 Q2 Q3 Q
График 6.2. Воздействие стимулирующей фискальной политики на совокупный спрос и совокупное предложение.
Таким образом, в долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.
Следует, однако, заметить, что любые сдвиги кривой совокупного предложения вправо имеют долгосрочный характер, тогда как воздействие на совокупный спрос ощущается в экономике быстрее.
Сдерживающую бюджетно-налоговую политику (фискальную рестрикцию), которая складывается из:
сокращения госрасходов,
увеличения налогов,
сочетания сокращения госрасходов с растущим налогообложением (с учетом того, что мультипликативный эффект уменьшения госрасходов больше, чем мультипликативный эффект роста налогов).
Такая политика также воздействует на совокупный спрос и совокупное предложение. Она целесообразна в условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (вертикальный отрезок кривой совокупного предложения). Инфляция спроса может снижаться ценой роста безработицы и сокращения объемов национального производства (восходящий промежуточный отрезок кривой совокупного предложения). Длительное повышение налогов может привести к развертыванию механизма стагфляции, когда спад деловой активности (стагнация) будет сопровождается инфляцией. (см. график 3.)
Стимулирующая и сдерживающая бюджетно-налоговые политики основаны на целенаправленном изменении величин госрасходов и налогов в результате специальных решений правительства. Такая бюджетно-налоговая политика получила название дискреционной фискальной политики.
В отличие от этого, недискреционная фискальная политика базируется на автоматическом изменении названных величин в результате существования, так называемых, встроенных стабилизаторов. Таковыми являются:
система прогрессивного налогообложения,
система государственных трансфертов,
система участия в прибылях.
Р
AD1 AS2
AD2 AS1
P1 А
P3 С В
Р2
Q3 Q2 Q1
График 6.3. Воздействие сдерживающей фискальной политики на совокупный спрос и совокупное предложение.